Форум о военно-исторической миниатюре, патворках, моделизме

Солдатики, Военно-историческая миниатюра, моделизм, патворки
Текущее время: 18 окт 2018, 00:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 21:35 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
Статья М.Преснухина о истории и развитии ВИМ в Москве.
Взято из Флигель-Рота.
Часть 1


Секция миниатюры Военно-Исторической Комиссии при Центральном Совете Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры отметила уже 30 лет с момента своего образования. Само существование такой секции на протяжении такого долгого времени было уникальным явлением в общественной жизни нашей страны, правда, по большому счёту оно осталось, быть может, по настоящему и незамеченным, и уж точно по достоинству неоценённым этим обществом. Многие годы в рамках этого не такого многочисленного добровольного сообщества были объединены люди, обладающие уникальными навыками, если не сказать – даром творчества, искусством создания произ-ведений в жанре до тех пор неизвестном в нашей стране.

К тому же, большая часть этих мастеров соединяла в себе ещё и качества профессиональных военных историков, являвшихся почти единственными носителями знаний по многим отраслям военного дела, также до тех пор не культивировавшихся официальной исторической наукой. Они были одни, по сути, в нашей стране, кто продолжал традиции отечественной военно-исторической науки, рассматривая нашу историю на всём её многовековом пути развития не оглядываясь на идеологические установки и прямые запреты правящей тогда у нас партии.

Они же, как оказалось, восприняли традиции той школы военно-исторической науки, лучшие представители которой были вышвырнуты политическим катаклизмом из Отечества и оказались в вынужденной эмиграции. Во многом благодаря этой преемственности не «распалась связь времён» и отечественная школа военно-исторической науки освобождённая от идеологической удавки смогла, в конце концов, возродиться.

Стараниями этих немногочисленных энтузиастов было возрождено в нашей стране и давно утерянное искусство создания военно-исторической миниатюры.

Московская секция военно-исторической миниатюры оформилась в структуре ВИКа в середине 1980-ых годов в первую очередь благодаря стараниям председателя этой комиссии Петра Фёдоровича Космолинского – художника и историка, давнего собирателя игрушечных солдатиков и автора-изготовителя собственных оловянных миниатюр. Одним из первых в нашей стране начал возрождать и военно-историческую науку в её неразрывной преемственности и это забытое искусство. Возглавив секцию, П.Ф.Космолинский вместе со своими немногочисленными тогда ещё последователями заново воссоздавал утерянную после 1917-го года традицию миниатюрной военно-исторической скульптуры, или попросту говоря – оловянного солдатика.

Хотя секция ВИМ, как объединение авторов и любителей оловянных солдатиков зародилась в недрах ВИК, ещё неизвестно, что возникло раньше «курица» или «яйцо». Ведь для многих любителей военной истории объ-единяющим фактором тогда являлась именно общая страсть к этим маленьким фигуркам в разноцветной военной форме. В те годы оловянных, пластилиновых, деревянных или даже бумажных солдатиков делали все, ну или почти все, за редким исключением, кто интересовался военной историей в нашей стране, просто потому, что в магазинах у нас не было ничего достойного качества и исторической достоверности. А уж игрой то в солдатиков пусть даже и магазинных увлекались уж точно поголовно все.

Поначалу всё военно-историческое движение в нашей стране развивалось именно вокруг этих маленьких фигурок. Создание оловянной миниатюры тогда было делом довольно долгим и сложным, очень трудоёмким, требующим от мастера скрупулёзной, если не сказать ювелирной точности и большого терпения. Но с ещё большими трудностями автору приходилось сталкиваться из-за отсутствия доступной достоверной информации о покрое мундиров, конструкции вооружения, амуниции и т.п., а также и о строевых приёмах и о тактике действий разных армий в различные эпохи.

В одиночку пытаться докопаться до ответов на все вопросы в публичных библиотеках, а если очень повезёт, то в малодоступной в те годы «Ленинке» было, конечно же, невозможно. А ведь существовали ещё и вовсе недоступные тогда для широких кругов архивные коллекции документов и музейные собрания подлинных образцов обмундирования. Скульптору приходилось преодолевать неимоверные трудности, чтобы добыть необходимую информацию и реконструировать в миниатюре конкретный мундир, создав тем самым фигурку, отвечающую самым строгим правилам, предъявляемым к исторической скульптуре. Солдатик должен был быть одет в исторически точный мундир, вооружён полагавшимся ему холодным и огнестрельным оружием, снабжён необходимой амуницией и снаряжением. И плюс ко всему этому сама поза фигурки, изображающая тот или иной строевой или ружейный приём, должна была соответствовать, а не противоречить строевым уставам и тактике ведения боевых действий конкретной эпохи. Кроме того, и физиономия солдатика, и пропорции его тела должны были соответствовать национальности, возрасту, характеру и воинскому чину того прототипа, образ которого художник старался воплотить в своём миниатюрном произведении.

Чтобы справиться со всеми этими задачами, разрозненным авторам-одиночкам необходимо было объединить свои усилия и обмениваться информацией с людь-ми, имевшими доступ к закрытым источникам. Так и сложилось в начале 80-х годов в Москве неформальное объединение авторов миниатюр и историков – любителей этих же миниатюрных солдатиков, приютившихся в 1982-1983 году под крылом ВООПИиК.

И те и другие любители, увлечённые общим пристрастием, самозабвенно добывали информацию о мундирах, вооружении, тактике и ходе сражения разных стран и эпох, но в первую очередь, конечно же, о внешнем облике русских солдат.

Полученные таким образом сведения тут же воплощались в пластилине, олове или бумаге. А созданные армии часто сходились в нешуточных сражениях на полах и столах многих московских квартир. Такие игры лишь со стороны для непосвящённых могли показаться детской забавой, на самом же деле они являлись составной частью процесса познания и изучения военной истории нашей страны, да и других государств, о которых тогда было мало что известно. Будучи в подавляющем большинстве непрофессионалами, и с точки зрения официальной исторической науки, и с точки зрения официального искусства, создатели военно-исторической миниатюры были почти лишены возможности донести своё видение и свои знания до широких слоёв нашего народа. Музеи не нуждались в их работах, выставочные залы также ими не интересовались, официальные научные издания и средства массовой информации также не испытывали необходимости в их нетрадиционных работах: «разжигавших милитаристский дух в нашей миролюбивой стране».

Полученные таким образом сведения тут же воплощались в пластилине, олове или бумаге. А созданные армии часто сходились в нешуточных сражениях на полах и столах многих московских квартир. Такие игры лишь со стороны для непосвящённых могли показаться детской забавой, на самом же деле они являлись составной частью процесса познания и изучения военной истории нашей страны, да и других государств, о которых тогда было мало что известно. Будучи в подавляющем большинстве непрофессионалами, и с точки зрения официальной исторической науки, и с точки зрения официального искусства, создатели военно-исторической миниатюры были почти лишены возможности донести своё видение и свои знания до широких слоёв нашего народа. Музеи не нуждались в их работах, выставочные залы также ими не интересовались, официальные научные издания и средства массовой информации также не испытывали необходимости в их нетрадиционных работах: «разжигавших милитаристский дух в нашей миролюбивой стране».

Теперь ни для кого не секрет, что в годы глубокого застоя в СССР в отношении военно-исторических знаний официальная наука также находилась в дремучем, первобытном состоянии. Военное наследие «проклятого царского прошлого» долгое время вообще напрочь отрицалось правящим коммунистическим режимом, а официальная военно-историческая наука в основном занималась тем, что по указке свыше «отбеливала», если не сказать точнее – отмывала от крови «ошибки» большевистского руководства страны и армии, совершаемые ими с пугающей периодичностью. В результате всего этого военная история нашей страны, да и всего мира, как до 1917 года, так и после представляла собой для «непосвящённых» – широких кругов любителей истории сплошной цепочкой белых пятен, или даже запретных зон, попахивающих колючей проволокой для тех, кто пытался приподнять над ними завесу неизвестности.

Почти единственной милостиво разрешённой свыше темой из «проклятого цар-ского наследия» была «Гроза двенадцатого года», интерес к которой периодически подхлёстывался официальной пропагандой. Хорошо, что хоть к этому делу «приложили руку» люди далеко не бесталанные, если не сказать гениальные. Начиная с Толстого и заканчивая Рязановым и Бондарчуком, чьи творенья в самых разных жанрах подстёгивали интерес к военной истории России в самых широких слоях нашего общества. Благодаря чему у нас и сформировалось в конце 1970-х начале 1980-х годов поколение независимых историков, которые за последние годы полностью перевернули устои казавшейся незыблемой официальной истории.

Также исподволь, в 80-х годах прошлого столетия, когда одиночки-энтузиасты в Москве объединились наконец-таки в рамках ВООПИиК, начался переворот в общественном сознании и по отношению к оловянным солдатикам, не только как к детской забаве, но и уже как к модному и дорогому предмету коллекционирования предметов настоящего искусства. Правда, зачастую от обывателей продолжала всё ещё оставаться скрытой закулисная сторона творчества миниатюристов, которая наряду с художественным образом ценилась самими авторами военно-исторической фигурки едва ли не столь же высоко – это историческая достоверность мельчайших деталей изображаемого объекта. Всё должно было быть сделано с точностью не «до миллиметра», а до десятых его долей в такой маленькой по размеру фигурке.

Довольно долго военно-историческое движение в нашей стране развивалось в соседстве бок о бок с миниатюрой, и непонятно было, что из них развивается более успешно, история-наука, или миниатюра-искусство. Совместные изыскания авторов миниатюр и историков выливались в статьи, и даже книги, правда, в основном рукописные, в большинстве своём имевшие своей целью создание по этим разработкам исторически достоверных фигурок. И, пожалуй, впервые «прогремело» новое независимое военно-историческое движение именно благодаря оловянным солдатикам, которые наглядно показали, что они наряду с художественной ценностью обладают ещё и исторической. Это потом, несколько позднее, в нашу страну придёт благодаря веяньям с запада и перестройке мода на театрализованные представления - «войнушки», и военно-историческое движение разделится на «солдатистов» и «униформистов», а также маленькую прослойку «чистых историков». А пока немногие энтузиасты ещё все вместе продолжали заниматься одним общим делом – изучением военной истории и самовыражением себя в этом процессе, в том числе и с помощью миниатюры.

И вот настаёт 1987 год – год 175-летия со дня Бородинской битвы и войны 1812 года. Эту юбилейную дату новое относительно молодое руководство нашей страны решило отметить на государственном уровне. ВИКу благодаря стараниям А.А.Васильева удалось пробить выставку оловянной миниатюры, правда, пока ещё не в Москве, а в Звенигороде, в местном историко-архитектурном и историческом музее, расположенном в стенах знаменитого Саввино-Сторожевского монастыря.

Выставка пользовалась «бешеным» интересом не только у местных жителей, но и у москвичей, устроивших настоящее паломничество в монастырь этого в общем-то неблизкого от Москвы городка. Устроителям удалось издать даже вполне приличный по тем временам буклет-каталог выставки и рекламную афишу. Именно тогда то и прозвучали во весь голос доселе неизвестные широким кругам любителей имена наших московских мастеров, самоотверженный труд которых возродил в России едва было не погибший жанр военно-исторической миниатюры: П.Ф.Космолинский, В.Н.Коннов, А.Б.Сомов, А.Е.Блёскин, Р.Паласиос-Фернандес, А.И.Таланов, О.Н.Литовченко, Н.А.Гордеев, В.В.Балов, А.М.Жданкин, А.Е.Ломзин, С.Г.Уланович, В.Н.Куликов и В.А.Малявкин.

Все эти авторы представили в экспозиции выставки более 300 пеших и конных фигур, выполненных в самой разнообразной технике и из различных материалов, в масштабах от 1:30 до 1:10.

Выставка наглядно показала отличие, а лучше сказать превосходство московской школы мастеров военно-исторической миниатюры над давно всем известной «питерской» школой, культивировавшей тогда в основном традиционную «нюрнбергскую» плоскую оловянную миниатюру, время которой, в общем-то, уже уходило в безвозвратное прошлое.

Неожиданно громкий успех Звенигородской выставки тут же дал свои результаты, «проснувшийся» народ валом повалил в ряды ВИК. Естественно, что подавляющее большинство всех вновь прибывших не были (да и не могли стать) мастерами миниатюры, но и они нашли свою отдушину в создании своими руками уже не миниатюрных, а самых настоящих мундиров, ружей, киверов, и т.п. Они и составили первый контингент так называемых групп военно-исторической реконструкции. Русские и французские «полки» росли как на дрожжах, многие миниатюристы также втянулись в это дело.

В 1988 году прогремели на всю страну уже не московские миниатюристы, а «униформисты». Летом того года им удалось организовать и провести акцию, масштабы которой, пожалуй, не удаётся превзойти до сих пор. Это был знаменитый поход из Москвы аж до самой реки Березины, по местам боёв русской армии с войсками Наполеона в 1812 году. Более того, вскоре в ноябре месяце части реконструкторов впервые удалось побывать за границей, в Бельгии на поле битвы при Ватерлоо. Благодаря этому работы 14-ти мастеров военно-исторической миниатюры из Москвы, Ленинграда и Киева были выставлены в залах музея-панорамы этой битвы. 217 миниатюр экспонировались там, в течение целой недели. Интерес «местных», проявленный к работам наших соотечественников заставил некоторых из них задуматься о дальнейших перспективах занятия этим делом на профессиональной основе, и возможно даже уже и не дома, а за рубежом.

Дома в этот год в Москве в Музее Декоративно-прикладного искусства на ул. Делегатской экспонировалось всего лишь несколько работ, которые удалось пристроить на выставку, посвящённую 110-летию освобождения Болгарии от османского ига. В подмосковном городе Раменском в местном краеведческом музее была проведена вполне приличная выставка, составленная из работ трёх местных молодых мастеров: Н.А.Гордеева, Р. Телегина и …. Едва ли не впервые в истории эта выставка была освещена в центральной печати.

В 1988 году Московскую секцию возглавил В.Н.Коннов, которого теперь просто осаждали толпы юных (и не очень) любителей лепки, некоторые из которых оказались вполне зрелыми мастерами и пополнили ряды активных членов секции. В конце этого года и в начале следующего 1989-го лучшим мастерам московской секции представилась, наконец, возможность выставить свои работы в Москве. В небольшом выставочном зальчике ВООПиКа на ул.Разина, №12 в стенах церкви была устроена небольшая экспозиция оловянной миниатюры в рамках проходившей там выставки: «Отечественная война 1812 года в памятниках культуры», организованная Министерством Культуры СССР, Академией Художеств СССР, Союзом Художников и другими учреждениями культуры.

Тогда же, на этой выставке члены секции впервые попробовали официально продавать свои работы. Обрадовавшиеся обыватели толпой ринулись заказывать себе «всадников», «гусаров», и прочих солдатиков, но шокированные ценами на них обиженно уходил прочь с пустыми руками. Наша страна и менталитет людей ещё не были готовы к рыночным отношениям, да и просто не могли тогда наши сограждане законно заработать такие деньги.

К сожаленью именно сложное экономическое положение в стране сыграло свою отрицательную роль в процессе расслоения членов секции. Некоторые зрелые и вполне сложившиеся мастера всё больше и больше стали в это время отдаляться от коллектива. Кто-то откровенно ударился в коммерцию, в ком-то взыграли непомерные амбиции, а кто-то попросту порвал с секцией всякие отношения. Отдельных индивидуумов сманили посулами золотых гор, но только, конечно же, для него одного, какие-то тёмные, но очень энергичные люди с комсомольским прошлым.

В 1990 году бывшие комсомольские вожаки организовали в Москве фирму с каким-то странным нерусским названием, в которую некрасиво ушло из секции некоторое количество мастеров.

Комсомольцы им пообещали продавать их работы на запад, и организовать массовое производство оловянных солдатиков. Надо отдать им должное, всё обещанное они смогли воплотить в жизнь, и более того им даже удалось впервые в истории в Москве организовать чисто миниатюристическую выставку и устроить широкую рекламу в средствах массовой информации.

Однако раскол в сообществе миниатюристов произошёл окончательный и бесповоротный.

В тот же год в Москве была зарегистрирована знаменитая теперь фирма, имя которой не нуждается в рекламе, которая также не старалась устанавливать контакт со всей московской секцией миниатюристов, предпочитая работать не со всем коллективом, а с отдельными людьми, потихоньку сманивая их поодиночке.

Забегая вперёд, хочется сказать, что ни у той, ни у другой фирмы почти ничего не вышло с «фигурным» бизнесом, одна вскоре вообще «потонула», а вторая раскачивается до сих пор, и никак не может приобрести устойчивое положение в этой сфере. Их деятельность отнюдь не способствовала сплочению миниатюристов, раскол в нашем движении обозначался всё отчётливее. С одной стороны «фирмачей» можно понять: им легче и дешевле эксплуатировать мастера-одиночку, чем «работать» с целым профсоюзом. Но вся-то беда как раз и заключалась в том, что люди, собравшиеся в секции так и не стали единым коллективом, неким цеховым братством с профессиональной корпоративностью, разделением обязанностей, и даже с кодексом чести мастера. К сожаленью большинство и не стремилось к таким взаимоотношениям, как только вопрос касался денег, каждый был сам за себя. Москва вообще в этом отношении является страшно индивидуализированным сообществом, пропитанным отравляющими миазмами эгоизма, если не сказать – ненависти к своим ближним, тем более в среде художников. В такой атмосфере создать какое-либо общее честное дело было бы просто невозможно.

Оказалось, что у Московской секции нет больше никакой объединяющей людей идеи, цели или задачи. Если раньше все собирались вместе просто общаться, обмениваться информацией, то теперь за деньги можно было купить любую книгу, журнал, или даже вещь необходимую для дела-бизнеса, которым теперь стало занятие военной историей, некогда бывшее детским или юношеским увлечением. Теперь, когда информация стоила денег, ей делились только за деньги, а некоторые вообще предпочитали упиваться своим приоритетом в какой-то области знаний, не подпуская никого к своим источникам.

Немного выгадали и те, кто, ударившись в коммерцию, отошёл от круга своих бывших единомышленников, немногие из них остались на плаву. Большинству пришлось переквалифицироваться на производство ширпотреба, или же вовсе сменить род деятельности. Та же участь постигла, в конце концов, и тех, кто уехал из страны, чтобы в одиночку попытать счастья на западе.

В 1990 году началось масштабное проникновение русской миниатюры на запад. Впервые в рамках международного военно-исторического фестиваля во Франции в городе Компьене на выставке миниатюры были официально представ-лены работы московских мастеров. Фурор произвели фигуры, выполненные А.Блёскиным, получившие 1-ю и 2-ю премии в своих разделах. Осенью того же года во всё той же Франции на выставке в пригороде Парижа – Севре ещё одна работа Блёскина получила 3-ю премию. Для до тех пор неизвестного мастера из России, дебютанта огромных международных выставок это было потрясающим успехом. Европа заговорила о «русском чуде».

На родине «чуда» в тот год успехи военно-исторической миниатюры были куда скромнее. Удалось всего лишь напечатать чёрно-белый (даже очень чёрный) буклет Первой Московской выставки, где наряду с уже знакомыми ещё с 1987 года именами появились и новые: В.А.Евдокимов, В.Ю.Балакирев, С.Шиховцов и А.С.Чегодаев. Лишь в начале 1991 года части членов Московской секции удалось выставить свои работы на выставке организованной на деньги вновь народившегося Дворянского собрания в Георгиевском соборе на улице всё ещё Степана Разина, в самом центре Москвы. Несмотря на всю камерность выставки, она имела широкий резонанс, и опять в ряды членов секции широкой волной потекло пополнение, и не только из москвичей, но и из жителей других городов. В связи со всем этим возникла настоятельная потребность в устройстве большой вы-ставки-конкурса с участием мастеров изо всех уголков страны. Необходимо было воочию увидеть и мастеров и их работы, чтобы оценить степень развития нашего искусства в масштабах всего тогда ещё СССР.

Пока велась подготовительная работа к проведению этого смотра, отдельным представителям секции удалось выставить свои миниатюры на очередной международной выставке во Франции в Севре. Этот конкурс был традиционным и признанным не только в Европе, но и во всём мире. И опять на нём произвели фурор русские работы, А.Блёскин завоевал сразу две премии: 1-ю и 3-ю, и тут же получил приглашение остаться во Франции и работать на одну из ведущих европейских фирм.

Не подлежит никакому сомненью тот факт, что своим появлением на западном рынке работы москвичей Блёскина, Сомова, Коннова совершили едва ли не переворот в устоявшемся, если не сказать застоявшемся стереотипе восприятия «западниками» военной миниатюры как всего лишь прикладной вещи, солдатика-игрушки, маленького манекена для изображения военного мундира и не более того. С момента начала «русской экспансии за бугор» и там бурными темпами стало развиваться направление «психологичности, богатого внутреннего мира» миниатюрной скульптуры, а не просто какой-то прикладной функциональности, или голого натурализма.

Работы наших лучших мастеров уже нельзя было и назвать просто оловянными солдатиками. И вовсе не потому, что они зачастую изготавливались в единственном экземпляре, из специальных полимерных пластических масс (изго-товленную таким образом мастер-модель можно было легко «заформовать» и затем тиражировать уже в олове), а потому, что они стали, сродни произведениям настоящего ювелирного искусства, по степени проработки деталей, отточенности форм фигуры, композиции и т.д. и т.п. К тому же по качеству росписи фигур масляными красками лучшие мастера приближались к классическим образцам изобразительного искусства – миниатюрной живописи и портрету.

Приходится только удивляться, как в нашей стране тогда ещё СССР выросли высокопрофессиональные мастера в жанре, которого до недавнего времени и на протяжении десятков лет просто не существовало. Традиция высокохудожественной военно-исторической миниатюры, которой в России занималась даже фирма «Фаберже» была прервана с момента прихода к власти большевистского режима. В пламени борьбы за новый мир и нового человека сгинули старые отечественные мастера и фирмы, прервалась связь с западным миром, да и исчез спрос на подобное искусство из-за всеобщего и поголовного обнищания материального и даже духовного.

Практически на пустом месте, в отсутствии традиции, преемственности поколе-ний, художественной школы и даже инструментальной базы и необходимых материалов, едва ли не благодаря только одной «генной» памяти наши умельцы всего лишь за считанные годы возродил это искусство. Создали собственную технологию лепки, литья и росписи фигур, подобрали материалы и довели свои творения до такой высоты, что западные любители и профессионалы этого дела были просто потрясены и обескуражены, когда впервые познакомились с работами лучших московских мастеров. «Цивилизованному» миру тогда всё ещё казалось, что в Москве до сих пор по улицам медведи бродят.

На самом деле в Москве в это время по улицам «бродили» не медведи, а танки. В августе месяце 1991 года, как только в Москву стали съезжаться десятки мастеров миниатюрного жанра из более чем 20-ти городов Союза ССР, чтобы принять участие в первом в стране масштабном смотре-конкурсе, в столице разразился «августовский» путч небезызвестного «пьяного ГКЧП». Несмотря на столь неудачное совпадение выставка, организованная в залах Музея Вооружённых Сил всё-таки открылась, сразу после «победы Демократии».

Несмотря на отсутствие рекламы, и занятость москвичей, ликовавших и отмечавших народную победу, выставка произвела фурор среди военно-исторической публики, никогда ещё доселе не лицезревшей такого обилия работ такого высокого качества. Тысячи людей посетивших выставку, не могли ранее даже и представить себе, что такое возможно в нашей стране, отказываясь верить, что это всё сделано человеческими руками.

1991 год стал определяющим и переломным не только в истории нашего государства, но и в развитии военно-исторической миниатюры. Многие увидели, что наше искусство способно заинтересовать самые широкие слои населения, пробуждая в них «чувства добрые», просто даря радость, и не одним только маленьким мальчишкам. Появилась надежда, что какое-то внимание к нашему искусству будет проявлено и со стороны государства, в мечтах виделось даже создание в недалёком будущем музея оловянного солдатика.

На этой выставке мастера московской школы наконец-то увидели работы своих периферийных коллег, у многих из которых было чему поучиться. Особенно впечатляли миниатюры М.Киреева из далёкого Омска, Шевчука из тогда ещё нашего Киева, О.Оксёма из Ялты, и многих других. Пришло осознание того, что военной миниатюрой можно и главное нужно заниматься профессионально, или же иначе вообще не стоит этим заниматься, т.к. художественный уровень работ ведущих мастеров был чрезвычайно высоким, приблизиться к которому всем остальным можно было только в результате долгой, кропотливой и целенаправленной работы.

Сразу после выставки 1991 года на волне эйфории Московская секция развила бурную деятельность. Заказы и предложения сыпались со всех сторон, одни хотели наладить массовое производство фигурок из олова и полистирола, другие мечтали объехать с нашей экспозицией весь мир, третьи – издавать каталоги и книги о солдатиках. Заинтересовались нашим творчеством и средства массовой информации, свет увидели многочисленные публикации в прессе и сюжеты на телевидении. Вскоре, однако, выяснилось, что все эти многочисленные пред-приимчивые, деловые люди, крутившиеся вокруг секции на поверку мало, что толком могли организовать. Знания и умения наших мастеров так и остались в то время невостребованными, хотя в рядах секции состояли профессионалы разных областей: как полиграфии, так и промышленного производства, способные грамотно разработать и смакетировать буклеты, каталоги и книги по миниатюре, а также отработать технологию массового тиражирования фигурок. С.Соболев известный теперь (правда, в узких профессиональных кругах) автор, разрабатывающий для одной из фирм мастер-модели, тогда в одиночку собрал у себя дома миниатюрный термопласт-автомат, изготовил пресс-формы и опробовал всю технологическую цепочку производства фигур из полистирола. Однако, и его опыт остался неоценённым, никто так и не смог на практике поддержать его начинание, оставшееся незамеченным. Хотя именно в это время знаменитая теперь фирма (к несчастью единственная в нашей стране) вымучивала свои первые примитивные наборы солдатиков, мастер-модели к которым делал также наш старый «виковец» Р.Паласиос, известный ныне художник. Можно себе представить насколько успешнее могли пойти дела, если бы пути мастера и фирмы пересеклись тогда, а не 7 лет спустя. Но об этом речь пойдёт позднее, а пока мастера секции продолжали осаждаться толпами самых разных энергичных людей, досаждавших своими наполеоновскими планами, ни один из которых, как показало время, так и не был воплощён в жизнь.

В самом конце года часть молодых мастеров секции, соблазнённая всяческими посулами очередной группы предприимчивых товарищей, приняла участие в большой выставке авторских произведений декоративно-прикладного искусства, организованной с большой помпой в одной из церквушек на Новоарбатском (Калининском) проспекте. Несмотря на весь шик и блеск, а также и пыль пускаемую устроителями в глаза посетителям и участникам выставки, мы так и не смогли дождаться выполнения их обещаний о запуске полиграфического производства, или даже хотя бы о выпуске одного единственного буклетика с солдатиками.

В этом же году часть мастеров Московской секции, объединив свои усилия, со-здала фирму «Лейбъ-компания», главным видом деятельности которой должна была стать торговля солдатиками. Судя по составу собравшихся в фирме художников, она обещалась стать ведущим производителем авторской миниатюры. Лучшие мастера Москвы получали от неё заказы на изготовление мастер-моделей, появился даже свой магазин с одноимённым названием в самом центре столицы.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 21:36 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
Часть 2.


1992 год также начался для Московской секции вроде бы вполне удачно: передачи на телевидении с пространными рассуждениями и многообещающими заявлениями; новые «проекты» очередных суетливых молодых бизнесменов; покупка оборудования для массового производства; всевозможные заказы и т.д.

В апреле месяце Московская секция приняла участие в выставке в Политехниче-ском Музее, совместно со стендовыми моделистами. Мастера, не входившие в сек-цию, выставились в музее-панораме Бородинской битвы.

В августе же 1992 года открылась с большой помпой во всё том же Музее Вооружённых Сил долгожданная 1-я Международная выставка военно-исторической миниатюры. Из-за рубежа на неё, правда, приехали представители лишь братских народов Украины и Белоруссии. Всего 54 мастера из примерно двух десятков городов. В подавляющем большинстве это были знакомые всё лица, дебютантов были лишь считанные единицы. Не было на выставке несколь-ких признанных корифеев: кто-то уехал за границу; другие открыто прервали все связи с Московской секцией, уйдя в «раскол»; скончался А.Жданкин.

К сожаленью, с московской секцией не желали сотрудничать представители Пи-терской школы, хотя именно в этом году они наконец-то смогли воссоздать свой Клуб Любителей Военно-исторической Миниатюры, растворившийся некогда в недрах «наполеоновской» ассоциации АЛИНЭ. Правда, Питерский клуб не вошёл тогда ещё в силу, к слову сказать, он тогда ещё не обрёл свою старую исконную крышу – Музей А.В.Суворова, куда миниатюристам удалось вернуться лишь спустя два года. Жаль, что питерцы из года в год игнорировали наше Московское общество, ведь в последние годы у них появились вполне достойные мастера, даже в жанре объёмной миниатюры, несмотря на то, что в Петербурге традиционно культивировалась лишь плоская нюрнбергская фигурка. Вероятно, после большевистской эпохи всеобщей коллективизации всех отраслей жизни нашего народа, теперь в нём стали преобладать индивидуалистские или сепаратистские течения, особенно проявлявшиеся в художественной среде. Теперь каждый мастер стремился самовыразиться в одиночку, и только для себя самого – «любимого и дорогого».

На выставке прогремели всё те же имена: Коннова, Блёскина, Киреева. Правда, им на пятки наступали уже и другие: Калиничев, Шиховцев, Шевчук, Оксём, Бутенин. Да и многие другие мастера в отдельных компонентах своих работ ничуть не уступали «мэтрам». Представленные на выставке работы самых разных жанров, из самых разных материалов, выполненные по самой разной технологии в подавляющем своём большинстве отличала высокая техника исполнения и художественное мастерство, или если хотите, то, по аналогии с фигурным ката-нием – артистизм.

После очередного громкого успеха выставки, казалось, что наше движение наконец-то начнёт набирать обороты, разрастаясь вглубь и вширь. Всем верилось, что искусство миниатюры получит вскоре официальное признание не только за границей, но и у нас на Родине, и наконец-то будет создана международная ассоциация, объединяющая всех художников этого жанра. Однако дальнейший ход событий в жизни нашей страны не позволил сбыться этим надеждам. Оглядываясь с высоты прошедших с той поры лет, теперь можно смело утверждать, что выставки 1991-1992 гг. были пиком взлёта этого искусства в наших странах. «Лебединая песня» его, быть может, ещё впереди, но закат давно уже наступил.

То, что не всё было ладно в те годы в «нашем королевстве» говорят многие факты. Весьма показательна в этом отношении судьба фирмы «Лейбъ-компания», дела у которой, что называется «не пошли» почти с самого начала. То ли в этом была виновата сложная экономическая обстановка в это время во всей стране, на внутренний рынок которой прежде всего хотели ориентироваться создатели фирмы. То ли их недальновидная политика протекционизма по отношению к работам лишь узкого круга мастеров, без всякого учёта потребительского спроса на эти работы. То ли виноваты сами эти мастера, пускавшие в тираж фигуры, что похуже, а более удачные «зажимали». Скорее всего, они опасались, возможно, вполне справедливо, что ушлые «пираты» живо их «передерут» и распустят по всему свету. Бороться с этим можно было только тем, чтобы самим как можно живее распускать свои творенья по свету.

Так или иначе, но бизнес у «Компании» явно не пошёл, и через пару лет от фирмы осталось одно только название на вывеске магазина, да и то уже принадлежащего совсем чужим людям.

1993 год не подарил Московской секции также ничего хорошего. Медленно угасли последние надежды на исполнение задуманных некогда грандиозных проектов. Лопнула затея «Лейбъ-компании» с массовым производством полистирольных фигур, хотя другая небезызвестная теперь фирма в это время начинала раскручивать своё производство, и в отсутствии всякой конкуренции творила, что хотела. Вскоре, однако, выяснилось, что мастер-модели для этой фирмы будет делать самый знаменитый наш скульптор. С одной стороны это радовало, что наконец-то у нас в широкой продаже появятся работы классного мастера, но с другой стороны огорчало, что ещё один из наших ушёл «на сторо-ну», в чужое дело, где он, скорее всего, окажется на положении винтика, которым будут крутить, как хотят, и кто хочет. В таком производстве мастер зачастую остаётся беззащитным перед произволом хозяина, не имея никаких авторских прав на произведённый продукт, на отчисление процентов с тиража и последующих перепродаж, которые даже по старым советским законам составляли внушительную сумму. Да что там говорить, даже имя скульптора не указывается на коробке с изделием, в отличие от художника, рисовавшего эти коробки. Чаще всего авторские права скульпторов попросту присваиваются хозяевами фирм, которые предпочитают расплачиваться с мастерами «чёрным налом» в нарушении всяческих законов.

В 1993 году в Европе опять-таки блистали наши мастера. А.Блёскин получил Золотую медаль на международном конкурсе Euro-Militaire в г.Фолкстоне, в Великобритании, а во Франции в Севре – завоевал Кубок Кубков. В.Коннов на конкурсе Militalia в г.Милане в Италии получил специальный приз.

В России в этот год секция участвовала всего лишь в одной скромной, камерной выставке: «Русский военный мундир» в стенах Московской Театральной Библиотеки. Небольшая часть членов Московской секции приняла участие в выездной выставке в г.Ярославле. В 1993 году очевидно людям в нашей стране, и уж тем более в самой Москве было уже не до выставок, у них были другие «развлечения». Делёж национальных богатств, междоусобицы и разборки, спровоцированные высшими эшелонами власти, отбросили Россию от цивилизованного пути развития общества, и столкнули в трясину мрачного прозябания и судорожной борьбы за выживание. В этом процессе художники-миниатюристы со своими творческими идеями и мечтаниями были явно лишними.

В Москве тогда бурную деятельность развила фирма с красноречивым названием «Негоциант». Начало её работы на поприще миниатюры выглядело весьма впечатляюще: цветные проспекты-каталоги, выставка аж в самой Бородин-ской панораме. Да и качество тиражируемых ею фигур было весьма приличным, выгодно отличавшимся от всего того, что было раньше на нашем рынке. Это и не удивительно, ведь оказалось, что «Негоцианту» удалось сманить к себе одного из самых самобытных и плодовитых мастеров Московской секции – А.Калиничева. Однако и с ним повторилась всё та же извечная история, которая всегда возникает между художником, оказывающимся в чужом деле на положении наёмного рабочего, и самим «хозяином». И на сей раз, мастер оказался «мальчиком на побегушках», а никак не равноправным партнёром и совладельцем бизнеса. Доходило даже до того, что на провинциальных выставках «хозяин» выставлял работы Калиничева под своей фамилией. Наши мастера к сожаленью так и продолжали поодиночке «продаваться» за гроши, не желая заниматься организацией общего дела.

В середине 1994 года Московская секция участвовала в выставке организованной Музеем Вооружённых Сил и Российской Государственной Библиотекой по Искусству, как теперь стала называться бывшая «театралка». В сентябре во всё том же МВС была проведена большая выставка уже всей ассоциации авторов ВИМ из разных городов России, Белоруссии и Украины, со всеми, кто ещё продолжал сотрудничать с Москвой. Не было только, конечно же, питерцев.

По размаху экспозиции эта выставка, безусловно, уступала смотрам 1991 и 1992 гг., слишком многое изменилось в нашей стране за последние годы. Поменялось и само отношение руководства музея к нашей деятельности, которое всё больше и больше задвигало нас «на задворки», что сразу же почувствовали многие мастера, отказавшись от участия в выставке в стенах этого музея.

Но, несмотря на все эти негативные закулисные моменты, выставка всё же уда-лась. Хотя она и получилась несколько камерной, но зато уровень работ на ней был как никогда самый высокий. Давно знакомые авторы порадовали своим неожиданно возросшим мастерством, как, например, О.Оксём из Ялты, поразивший всех своей композицией «Развод караула» по картине Гебенса. Да и «мэтры» были на высоте: А.Блёскин выставился со своей «американской» серией фигур, но потряс всех В.Коннов со своим «потрясённым» Наполеоном, и созерцающим запорожским казаком.

Неудивительно, что в этот год на зарубежных выставках работы московских мастеров опять занимали самые высокие места. А.Блёскин во Франции на выставке Булонь-Экспо получил Первую Премию, Золотую Медаль и завоевал Гран-при конкурса, так называемый титул «Best of show».

Однако наряду с радостными моментами стало всё больше казаться, что на соб-ственной Родине наш жанр переживает настоящий кризис. Так и не удалось создать ни Московской, ни Российской, ни тем более Международной ассоциации объединяющей авторов военно-исторической миниатюры самых разных жанров, хотя бы в информационном плане. Не говоря уже о том, чтобы это объединение получило официальное признание, и статус, например, секции при Союзе Художников России, или других творческих союзов, куда втихаря вступали отдельные мастера. Несомненно, что подобный поворот событий позволил бы открыть новые пути в развитии жанра миниатюры, и избежать углубления кризиса. Положительным делом такого объединения уже было хотя бы то, что мастера разных школ Москвы, Петербурга, других городов и даже стран не были бы разобщены из-за отсутствия элементарного обмена информацией о своих организационных и творческих планах.

В сравнении с Москвой в Питере, например, большая группа миниатюристов собралась наконец-то вместе под крышей своей альма-матер – Музея А.В.Суворова, и довольно успешно занялась выставочной деятельностью, и даже выпуском собственного альманаха. Анализ достоинств и недостатков этого издания – тема особого разговора, но, несомненно одно, что почти чисто «солдатистский» альманах оказался весьма жизнеспособным, за прошедшее десятилетие вышло в свет уже около 3-х десятков выпусков.

Москве подобным похвастаться к сожаленью было нельзя. Ушли в прошлое рукописные выпуски «Библиотеки ВИК», явно устарела единственная брошюра по технологии изготовления миниатюры, описывающая «дедовские» методы создания фигур, буклеты московских выставок не удовлетворяют уже современным требованиям к полиграфической продукции. Набор открыток: «Стойкий оловянный солдатик. Выпуск 1», изданный ещё в 1989 году, так и остался первым и единственным.

Бум авторской миниатюры в Москве явно угасал. Рынок постепенно наводнился разнообразной и более доступной западной продукцией, авторские же работы из-за своей высокой цены не могли с ней конкурировать. Таким образом, наши мастера на Родине остались почти не удел, заниматься ширпотребом они не умели, а дорогие и качественные авторские вещи не находили должного спроса у непритязательного отечественного потребителя, всевозможных так называемых «коллекционеров». «Звёзд» на всех мастеров не хватало, точнее эта фирма так и оставалась у нас в стране единственной. Являясь монополистом в сфере массового производства полистирольных фигур, она не очень то радовала публику разнообразием и качеством ассортимента выпускаемой продукции. Исключение составляли, пожалуй, только наборы, сделанные по мастер-моделям А.Блёскина.

К сожалению у большинства других московских мастеров дела с авторской миниатюрой складывались не так успешно. Блистали лишь на рынке растиражированные «Негоциантом» работы А.Калиничева. Да пожалуй, ещё С.Соболеву благодаря в первую очередь его собственной уникальной работоспособности, и новым технологическим приёмам, удалось наладить настоящее производство авторских фигур неповторимого оригинального художе-ственного стиля, выгодно отличавшего его на фоне ширпотреба, культивируемого нашим рынком.

Однако именно в это время у московских мастеров и фирм стали появляться серьёзные конкуренты в самых разных отраслях, как массового производства, так и авторской миниатюры. В Санкт-Петербурге, например, к этому времени возникли одна за другой сразу несколько фирм-производителей оловянных фигурок: «Русский витязь», «Синеус», «Carre-LTD» и др. Но наиболее известной фирмой из этого списка суждено было стать только одному «Русскому витязю». Именно под этой маркой стараньями небезызвестного предпринимателя А.Арсеньева удалось объединить нескольких крупных питерских мастеров: скульпторов, художников, формовщиков, литейщиков и др., всего до нескольких десятков человек. Общие усилия специалистов разных областей, и грамотная организация всего процесса производства позволили фирме очень скоро выделиться на рынке. Более того, в 1994 году «Русскому витязю» удалось выйти на «мировую арену», поучаствовав в международных выставках, и завязав отношения с западными партнёрами.

1995 год начался для Московской секции ВИМ хорошо, и даже много-обещающе. В середине января её члены получили приглашение участвовать в вы-ставке аж в самом Кремле. Мероприятие было организовано Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», и посвящено 225-летию со дня учреждения в России Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Приглашение показалось всем весьма лестным, но вскоре выяснилось, что наша экспозиция размещена вместе с «матрёшками» и тому подобными сувенирами, а настоящая выставка находится этажом выше. Такое отношение к нашему творчеству, честно говоря, покоробило очень многих. Ведь лучшие работы членов нашей секции были ничуть не хуже, а даже намного реалистичнее тех фигур, что были представлены в основной экспозиции выставки. Но те фигуры были серебряные или бронзовые, а у нас всего лишь оловянные. Хотя именно такой подход отечественных «искусствоведов» к определению ценности произведения искусства сейчас уже не удивляет.

Этой же зимой секция устроила небольшую выставку-продажу в художественной галерее на Новоарбатском проспекте, время было такое, что приходилось использовать любую возможность для того, чтобы заработать деньги. Хотя не обошлось без курьёзов, по извечной российской безалаберности хозяев галереи были проданы совсем не те работы, и совсем не за ту цену.

Вскоре пути отдельных групп московских мастеров стали всё больше и больше расходиться. Часть из них приняла участие в выставке посвящённой 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне, прошедшей на ВВЦ (бывшем ВДНХ); другая часть на выставке в Зеленограде, и т.д. Мастера и поодиночке стали разбредаться по разным «углам»: кто-то подрядился клепать мастер-модели для торговцев «Измайловского вернисажа»; более удачливые полностью переориентировались на западный рынок, продавая туда на корню все свои работы; кто-то вступил в союз художников. Но ни одному так и не удалось по-настоящему создать своего дела, мастерам приходилось «продаваться» кому угодно: хозяевам разных фирмочек, всевозможным частным заказчикам. Приходилось делать, что угодно, даже всякие «фенечки», и индивидуальные заказы типа: «нарисуй мне вон там кунгуру» для «новых русских».

В 1995 году скончался В.А.Евдокимов старейший московский мастер. Его смерть оказалась весьма символичной для всей секции в целом. Отныне всем уже стало ясно, что для неё наступило время заката, теперь мастера только уходили, а новые и молодые не приходили им на смену. Хотя на международной арене у московских художников дела вроде бы шли как нельзя лучше. А.Блёскин в Севре опять завоевал титул «Best of show», а В.Коннов – 1-ю премию. Заказы от самых знаменитых европейских фирм сыпались как из рога изобилия.

С середины 1990-х годов первенство в жанре на российской арене стало уходить от представителей московской школы. Старание и мастерство одиночек не могло соперничать с организованным производством фигур целыми артелями мастеров. Фирмы в Петербурге, Екатеринбурге, Киеве и некоторых других городах, возглавляемые инициативными людьми превратились в крепко сбитые коллективы с четко определённой задачей и отлаженным механизмом её воплощения. Рынок, в том числе и в Москве был наводнён относительно дешёвой продукцией, хотя зачастую ужасающего качества. Но у массового потребителя, не видевшего теперь лучших образцов, очень скоро сформировался свой стереотип восприятия военно-исторической миниатюры, которая как они считали такой и должна быть, ну потому что другой просто не было в продаже. Такой товар живо раскупался и нашими непритязательными согражданами и иностранными туристами. Фирмы стали бурно процветать, у многих появились даже печатные цветные каталоги, буклеты, календари и книги, постепенно они стали тиражировать и более качественные работы, но соответственно и более дорогие.

В 1996 году в деятельности Московской секции наблюдался почти полный за-стой, по крайней мере, у себя на Родине, т.к. наши «мэтры» готовились к участию в зарубежных выставках. Впрочем, как выяснилось впоследствии, подготовка оказалась весьма плодотворной. В.Коннов в Париже на мировом конкурсе миниатюристов «Mondial de la Fiqurine” завоевал золотую медаль, в Ве-ликобритании на выставке в Фолкстоне он получил две бронзовые медали, а в Севре – две первые премии и титул “Best of show». Такого «урожая» пожалуй, раньше никому из наших ещё и не удавалось собирать.

Остававшимся дома художникам Московской секции удалось организовать и провести всего одну небольшую выставку миниатюры в уже давно знакомом подмосковном Раменском краеведческом музее. За небольшой срок экспозицию посетило более 2-х тысяч человек – огромное число и для столичных выставок, а тем более для небольшого городка.

В конце лета секции удалось наконец-то собрать почти всех своих мастеров в художественной галерее на ул.Солянке. Выставка получилась небольшая, но довольно неплохая, удалось даже напечатать буклет и афишу, не скажу, что они были супер-качественные, однако всё же было приятно. Больше, пожалуй, вспомнить о деятельности секции в этот год и нечего.

Московские мастера продолжали работать каждый сам по себе, в основном ориентируясь на западный рынок. Только, конечно же, не всем из них удалось завести контакты с «ихними фирмачами», менее удачливым приходилось довольствоваться отечественным потребителем, который практически уже не интересовал «счастливчиков». И у той и у другой категории мастеров резко поменялась «ориентация» в тематике работ, почти исчезли «русские» фигуры. К сожалению подавляющее большинство заказчиков и покупателей интересовали больше совсем другие вещи: наполеоновцы, фашисты, американцы, самураи, гоблины, фэнтези и пр.

В последующие годы – последние в XX-м веке, и II-м тысячелетии выставочная деятельность Московской секции у себя на Родине в России почти прекратилась. Единственным прибежищем для авторской миниатюры остался Московский Клуб Стендового Моделизма, на выставке которого в 1998 году впервые для нашей секции был выделен “аж целый шкаф с двумя полками”. Впрочем все немногочисленные новые работы оставшихся “дееспособными” московских мастеров легко там разместились. Особого понимания в среде фанатов стендового моделизма мы не нашли, это и понятно, ведь их витрины со “склейками” были наводнены фирменными фигурами немыслимого количества и разнообразия, с самым необычным антуражем в виде бронетехники, зданий, сооружений и пр. Наши скромные “самоделки”, как они их называли, конечно же, терялись на этом фоне. Да зачастую сама тематика наших работ была далека от сферы интересов и понимания “склейщиков” фирменной продукции, наводнившей в последние годы рынок нашей страны.

Порадовал склейщиков и наш А.Блёскин. Наконец-то в 1997 году после большого перерыва вышел в свет очередной набор его полистирольных фигур, да ещё каких – кавалеристов, казаков Красной армии. Их появление произвело фурор на нашем рынке, но это был пожалуй последний всплеск знаменитой московской фирмы. Больше она с тех пор фигур не выпускала, если не считать кукол – “нанайцев”, которых опять-таки делал А.Блёскин. Правда, вместо полистирольных фигур “35-го “ масштаба фирма задумала запустить теперь целую серию наборов игровых фигурок в распространённом на западе масштабе 1:72. Мастер-модели для этих наборов были заказаны ещё одному члену Московской секции – С.Соболеву, вот только из-за архаичной технологии промышленного производства выход в свет первых наборов затянулся на не-сколько лет.

Только в 1999 году Московская секция наконец-то собралась едва ли не в самом полном своём составе для того, чтобы принять участие в выставке, которая должна была состояться в конце февраля – начале марта в галерее ЗАО “Союзхудожэкспорта”, на Смоленской площади. Поначалу показалось, что мы вновь стали на путь своего возрождения. После всех перипетий в жизни нашей страны, после обвалов, вторников, четвергов и т.п., у нас снова были большие залы, современные витрины (которых, правда, на всех не хватило), внимание прессы и телевидения, вернисажи, банкеты и т.д. Но как только отгремели тосты, прошли статьи в прессе и телевизионные сюжеты, после которых нас даже стали узнавать на улице, и к нам намертво приклеилось определение, данное в программе Л.Новожёнова “Сегоднячко” – “игрушечные скульпторы”, руководство галереи неожиданно, без объяснения причин прямо буквально в самый разгар мартовского праздника заставило срочно свернуть экспозицию.

Такого пренебрежительного к себе отношения мы давно не испытывали, пожалуй, с того времени как нас “кинула” в 1998 году “Родина” с “турецким спецномером”, для которого московские мастера в качестве иллюстраций предоставили большое число своих лучших работ, а вышли в свет из них считанные единицы. Более того, отдельные сотрудники этой галереи оказались, мягко говоря, не совсем обязательными людьми до сих пор так и не вернув деньги, причитающиеся авторам за проданные галереей работы.

“Порадовали” и посетители выставки, которые приставали к мастерам с заказами на сборку и покраску чужих, но, конечно же, фирменных фигур, привезённых этими знатоками откуда-то из “Парижу”.

Вообще, в последние годы слишком часто у нас в России нам давали понять, что наше искусство по-настоящему здесь никому и не нужно. Ни музеям, ни галереям, ни производству. Да и сами мастера проявляли всё меньше и меньше внимания к творчеству своих коллег. Каждый закрылся в своём собственном “углу”, работая со своим заказчиком, и не подпуская к кормушке никого другого. Вся деятельность секции сократилась до нескольких в год почти случайных встреч, таких как, например, на выставках МКСМ, проходивших в Сокольниках: 24 октября – 14 ноября 1999 года, и 29 октября - 19 ноября 2000 года. На международной арене члены секции продолжали с успехом выставляться и работать на западные фирмы.

Но даже и на выставочном подиуме московским мастерам-одиночкам всё тяжелее стало соперничать с организованными коллективами, такими как “Русский витязь”. Эта фирма постепенно и незаметно вышла в лидеры среди российских производителей, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.

Одним из самых крупных успехов Московской школы стало признание на международной выставке-ярмарке игрушки в Германии в г.Нюрнберге новой продукции одной из российских фирм. Набор игровых фигурок “Русские дружинники”, в масштабе 1:72 получил там “Золотую медаль”. Всё было бы хорошо, но вот только медаль эта была дана итальянской фирме “Italeri», которая распространяла российскую продукцию на западе. Но и не это самое главное в этой истории, всё дело в том, что никто так и не знает, что автором мастер-моделей к этому набору является С.Соболев. Имя мастера нигде, ни на коробке, ни в каталоге, ни в прессе не упоминается. Нигде не зафиксированы и его авторские права на эту продукцию, всё также «хозяева» у нас расплачиваются с мастерами «чёрным налом», и всё также закручивают гайки.

Новые работы Соболева: «Монголы», «Греческая пехота», «Македонская кавалерия» и другие производят ещё более потрясающее впечатление, чем его первый опыт в этом жанре. Обидно, что и они так и не будут защищены автор-ским правом, хотя наверняка разойдутся по всему свету, т.к. западные фирмы со своим товаром, зачастую в подмётки не годятся русскому самородку.

Для справки: по старым советским законам, сохранившимся и в законодательстве РФ автору полагалась выплата вознаграждения за создание мастер-модели для промышленного производства в размере то 10-ти до 20-ти минимальных заработных плат. Если же по требованию заказчика автор создаёт модель в твёрдом материале, в том числе и в литом металле, что как раз и заставляют делать С.Соболева, то размер выплаты увеличивается в 2,5 раза. Кроме того, скульптору полагается ещё и авторское вознаграждение за воспроизведение, и тиражирование его мастер-моделей в промышленности. В случае С.Соболева ему полагается ставка авторского вознаграждения в размере 2% от отпускной цены каждого экземпляра изделия.

Естественно, что никаких этих выплат мастер не получает, а итог такого «парт-нёрства» может быть только один.

В конце концов, пути С.Соболева и «Фирмы» окончательно разошлись, после громких скандалов скульптор отказался от дальнейшего сотрудничества с ней, а та в свою очередь не заплатила ему за выполненную уже работу.

К сожалению защищать в наше время права художника от произвола как «хозяина», так и государства просто некому. Наша секция не является ни официально зарегистрированной организацией, ни подразделением какого-либо творческого союза, ни какой-либо другой общественно значимой структуры.

В последние годы в рядах секции осталось всего 7-8 действующих мастеров, из которых едва половина занимается миниатюрой профессионально, для остальных же это лишь хобби. Ещё 5-6 человек – стародавних любителей военно-исторической фигурки изредка появляются на заседаниях секции, но новых работ почти не делают.

Вообще за последние 6-7 лет прошедшего тысячелетия в Московской секции прижился всего лишь один новый человек, выросший за эти годы во вполне сложившегося самобытного мастера, у которого всё ещё впереди. К сожалению, «старики» за эти годы не воспитали больше ни одного ученика, который мог бы прийти им на смену. Более того, «разбежавшись по углам» они окончательно потеряли все точки соприкосновения, и даже профессиональный интерес к работам друг друга. И поэтому вполне естественным и закономерным стал тот итог, которым окончилась 30-летняя история существования в Москве Секции Военно-Исторической Миниатюры при ВИКе ЦС ВООПИиК. Тихо и незаметно она почти прекратила своё существование в самом начале XXI-го века.

Что же, видно в новом тысячелетии искусству авторской миниатюры не нашлось места, по крайней мере, в нашей стране. Вот только что придёт ему на смену? Полки магазинов, страницы книг и журналов, а вместе с ними и умы подрастающего поколения переполнены: фашистами, черепашками-ниндзя, вампирами, гоблинами и всяческими другими страшилками и нечистью. Видно пришло их время, а наше осталось в прошлом.

Очевидно, время расцвета авторской миниатюры в нашей стране безвозвратно ушло, так по настоящему и не придя.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 21:37 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
Выводы конечно спорны, я бы сказал, что расцвет наступил сейчас.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 21:51 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2015, 13:55
Сообщений: 6162
Откуда: Irq
Благодарил (а): 987 раз.
Поблагодарили: 962 раз.
Пункты репутации: 1054
тесттесттесттесттест
Предупреждения: 2
2
Mumus писал(а):
Выводы конечно спорны, я бы сказал, что расцвет наступил сейчас.
Расцвет гоблинов, черепашек и сисек.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 21:53 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
С середины 1990-х годов первенство в жанре на российской арене стало уходить от представителей московской школы.

Вот с этим трудно не согласиться.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 22:30 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 6825
Благодарил (а): 42 раз.
Поблагодарили: 2963 раз.
Пункты репутации: 3041
тесттесттесттесттест
Интересный и подробный анализ.
Но, собственно, в Москве и сейчас только один производитель - Георгиевский Крест.
Видимо, нужны другие условия.
Или мощная промышленность, как в Екатеринбурге.
Или большой туристический поток, как в Петербурге.
Основные центры производства.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 22:42 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
Да какой ГК, как же Оловянный парад? Да и Хронос можно к москвичам причислить.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 22:43 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 6825
Благодарил (а): 42 раз.
Поблагодарили: 2963 раз.
Пункты репутации: 3041
тесттесттесттесттест
Но если посмотреть европейский опыт.
Были скульпторы, создававшие свою фирму по производству фигурок.
И где они сейчас?
Например Latorre.
Была Lattore Models.
Не долго протянула.
Теперь делает фигуры для других.
Тут важно именно это самое разделение.
Лидируют производители, где руководит процессом продюссер.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 22:44 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 6825
Благодарил (а): 42 раз.
Поблагодарили: 2963 раз.
Пункты репутации: 3041
тесттесттесттесттест
Mumus писал(а):
как же Оловянный парад? Да и Хронос можно к москвичам причислить.

Это подмосковные производители.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 17 май 2018, 23:12 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 6825
Благодарил (а): 42 раз.
Поблагодарили: 2963 раз.
Пункты репутации: 3041
тесттесттесттесттест
svt писал(а):
Расцвет гоблинов, черепашек и сисек.

Это важно. Это делает миниатюру искусством.
Если остановиться на одних военный, то и будет восприниматься как солдатики.
А вот если уже присутствует разнообразие, то это искусство.
Скульптура в общем широком охвате.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 05:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2014, 20:15
Сообщений: 5903
Откуда: Алматы
Благодарил (а): 442 раз.
Поблагодарили: 1452 раз.
Пункты репутации: 1292
тесттесттесттесттест
"Не делайте из фигур идолов" КОСМОЛИНСКИЙ ПЁТР ФЁДОРОВИЧ
Солдатик он и есть солдатик и цель его создания - познание униформы и углубление в историю. Все остальное околомодельный бизнес, который можно закамуфлировать как угодно. Искусство? Не знаю...просто каждый(скульптор, производитель, художник, любой человек в своём деле) должны делать дело как положено, тогда любая вещь будет маленьким или большим шедевром

_________________
Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай

С уважением, Михаил!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 06:35 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
mimush писал(а):
"Не делайте из фигур идолов" КОСМОЛИНСКИЙ ПЁТР ФЁДОРОВИЧ
Солдатик он и есть солдатик и цель его создания - познание униформы и углубление в историю. Все остальное околомодельный бизнес, который можно закамуфлировать как угодно. Искусство? Не знаю...просто каждый(скульптор, производитель, художник, любой человек в своём деле) должны делать дело как положено, тогда любая вещь будет маленьким или большим шедевром


В историю углубляться это замечательно, но для этого производителям нужно на что то жить. Поэтому приходиться делать из них произведения искусства, а не манекен по изучению униформы.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 06:36 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2014, 20:15
Сообщений: 5903
Откуда: Алматы
Благодарил (а): 442 раз.
Поблагодарили: 1452 раз.
Пункты репутации: 1292
тесттесттесттесттест
В итоге это все равно солдатик. Произведение искусства... Дети подрастают и игрушки меняются лишь в цене. Для многих и днепровские викинги с ковбоями все ещё остаются шедеврами, хотя и цена уже(на оригиналы) не из песочницы

_________________
Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай

С уважением, Михаил!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:06 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2014, 11:05
Сообщений: 5178
Благодарил (а): 1167 раз.
Поблагодарили: 1306 раз.
Пункты репутации: 433
тесттесттесттесттест
Cтатья излишне политизированна и эмоциональна.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:08 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
grey72 писал(а):
Cтатья излишне политизированна и эмоциональна.


И построена на противостоянии Питера и Москвы :smile23:

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:22 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2014, 11:05
Сообщений: 5178
Благодарил (а): 1167 раз.
Поблагодарили: 1306 раз.
Пункты репутации: 433
тесттесттесттесттест
palpatin писал(а):
Mumus писал(а):
как же Оловянный парад? Да и Хронос можно к москвичам причислить.

Это подмосковные производители.

А какая разница?
Все равно москвичи.
Еще бы добавил Меркури, и Легион, ААА миниатюрс,


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:24 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
Это не производители, а издатели. Таких можно добавлять до бесконечности даже не привязывая к городу, они же не производят. Заказали у скульптора, отлили в произвольной литейке, купили коробки и готово. Производитель это все таки полный цикл производства, ну разве что скульптор может быть приглашенный, все таки статус производителя это когда ты сам производишь свой товар.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:41 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2014, 20:15
Сообщений: 5903
Откуда: Алматы
Благодарил (а): 442 раз.
Поблагодарили: 1452 раз.
Пункты репутации: 1292
тесттесттесттесттест
Боря, согласен на все 100%

_________________
Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай

С уважением, Михаил!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:46 
В сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 33628
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 4701 раз.
Поблагодарили: 3569 раз.
Пункты репутации: -301
Это я не к тому, чтобы кого то обидеть или принизить, просто вношу ясность в формулировку. Собственно статья написана еще до этого бума появления новых студий, поэтому никак наших современных издателей и не затрагивает. Сейчас конечно ситуация на рынке немного другая.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ CЕКЦИИ ВИМ
СообщениеДобавлено: 18 май 2018, 07:50 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2014, 11:05
Сообщений: 5178
Благодарил (а): 1167 раз.
Поблагодарили: 1306 раз.
Пункты репутации: 433
тесттесттесттесттест
svt писал(а):
Mumus писал(а):
Выводы конечно спорны, я бы сказал, что расцвет наступил сейчас.
Расцвет гоблинов, черепашек и сисек.

Ну, за сиськи я всегда только за, а черепашки и гоблины…
Да тоже нужны, чем привлекать молодое поколение то? Тут и Марвел пригодится.
Вы на фото встречь посмотрите, все любители солдатиков явно не дети, уж больно бородатые.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 33 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: