Форум о военно-исторической миниатюре, патворках, моделизме

Солдатики, Военно-историческая миниатюра, моделизм, патворки
Текущее время: 28 мар 2024, 20:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:11 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводные лодки типа "АГ" ("Американский Холланд")

Начавшаяся Первая мировая стала причиной замедления выполнения российской кораблестроительной программы и заставила пересмотреть существующие планы. Морскому министерству для пополнения флота пришлось принимать энергичные меры для ускорения работ и размещению доп. заказов на зарубежных и отечественных предприятиях. Кроме того, делались попытки купить уже готовые корабли за границей.

Предложение, сделанное заводом Судостроительного акционерного общества "Ноблесснер" (Ревель) 22 июня 1915 года Морскому министру адмиралу Григоровичу И.К., оказалось весьма своевременным. Речь шла о предложении американской компании "Электрик боут компани" поставить для флота России 3 или 5 подводных лодок системы "Холланд" (цена каждой подводных лодок 900 или 885 тыс. долларов соответственно, надводное водоизмещение 355 тонн) к лету следующего года. Американская сторона бралась построить данные суда в Ванкувере на своей верфи и доставить их во Владивосток в разобранном виде. Окончательная сборка и сдача в России должна была производиться заводом "Ноблесснер". Специалисты Морского генштаба ознакомились с представленной документацией, положительными отзывами англичан о подлодках данного типа имевшихся у них и сделали заключение о необходимости проведения данной сделки. Предполагалось, что эти подлодки благодаря своим характеристикам могут действовать в балтийском море самостоятельно, а после войны будут использоваться в качестве учебных подводных лодок. До заключения контракта необходимо было договориться о снижении цены, а также получить гарантии "Ноблесснера", что сборка данных подлодок не задержит готовности подводных лодок типа "Барс", которые в то время строились на заводе. Но поскольку по поводу последнего имелись сомнения, то морское министерство приняло решение оставить за собой право при необходимости передать сборку одному из казенных предприятий Петрограда.

Еще 18.08.1915 генерал-майор Ковесский Л.А., начальник отдела общих дел, директоры завода "Ноблесснер" Плотников М.С. и Карпов Н.А. подписали договор на поставку 5 подводных лодок типа "Холланд". Постройка в Ванкувере, страховка и доставка до Владивостока оценивались в 3 712 500 долларов (каждая подлодка по 742 500 долларов) или 7 239 375 рублей, а стоимость сборки в России учитывая все виды снабжения – 1 340 250 рублей.

Сдача первых трех подводных лодок планировалась через 9 месяцев (считая с 17.07.1915), остальных – через 10 месяцев. Каждая из подводных лодок относилась к типу "602-F" и имела по спецификации следующие тактико-технические элементы:
- надводное водоизмещение 355,7 тонн;
- подводное водоизмещение 467 тонн;
- длина 45,8 метров;
- ширина 4,81 метра;
- углубление 3,76 метра (у 49 шпангоута);
- высота надводного борта 1,47 метр (до палубы надстройки);
- рабочая глубина погружения 45,7 метров (расчетная максимальная глубина погружения 61 метр);
- в подводном положении поперечная метацентрическая высота составляла 270 мм;
- в надводном положении поперечная метацентрическая высота составляла 170 мм,
- запас плавучести 22 процента

Сборку всех подводных лодок, которая была приравнена к закладке, начали 2 апреля 1916 года с выставки килевых балок. Однако нехватка рабочей силы намеченный график нарушила – были вынуждены ввести очередность постройки подлодок. Все 5 судов по предложению вице-адмирала Канина В.А., командующего Балтийским флотом, 8 июня зачислили в списки судов флота подлодок под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-11" – "АГ-15" ("Американский Голланд"). Работами руководили инженеры компании во главе с Виллером, специалисты Балтийского завода при этом полностью содействовали им. Однако, в действительности "собственно сборка" не соответствовала смыслу этих слов, поскольку во время работ выяснилось, что оговоренные ранее монтаж, пригонка частей корпуса и оборудования в Соединенных Штатах не проводились. Большое количество металлических листов было "не сверлено", а многие отверстия не вырублены. Поэтому уже на месте выполнялись пригонка, прирубка, выгибка "только заготовленных" частей. Кроме того, исправлялось все "неисполненное". При этом Копьев М.В. отмечал, что "… в Америке приняли все меры для того, чтобы вещи прибыли в порядке, который наиболее пригодный для быстрой сборки".

Подлодки на воду спускали при помощи крана. Предварительные и официальные испытания, которые проводились в Ревеле, Бьоркэ и Ревеле под руководством американцев Фостера В.В. и Гилмора Р.Б., завершились успешно. Емкость аккумуляторных батарей оказалась большей, а расчетная дальность плавания на скоростях 11 и 13 узлов увеличилась до 2580 и 2200 миль соответственно. Только подводная лодка "АГ-14" при 328 об/мин. развила скорость 12,5 узлов, что, однако, приемную комиссию возглавляемую контр-адмиралом Левицким П.П. не смутило. На фоне результатов остальных подлодок данный случай связали с несоответствием шага гребных винтов.

Во время постройки и сразу после сдачи подводных лодок в казну каждая из них была дополнена защитным ограждением горизонтальных носовых рулей, одним орудием калибра 47 мм, паровым отоплением, а также двумя переносными вентиляторами. Устранить замечания комиссии и неисправности предстояло заводу "Ноблесснер" (с 14.10.1916 Акционерное судостроительное общество "Петровская верфь") в зимний период. В частности, рекомендовалось изыскать меры для ликвидации фактов подвсплытия лодки всем корпусом после произведения выстрела торпеды, заменить американские лаги на английские системы Форбса, которые являлись более надежными, улучшить неудовлетворительную обитаемость.

Все 5 подлодок вошли в состав четвертого дивизиона с базированием на специально оборудованный транспорт "Оланд" (ранее германский пароход "Ирма"). Данные подлодки в кампанию 1917 года непосредственно с противником не сталкивались; только однажды подлодка "АГ-11" в Ботническом заливе обнаружила 9 больших неприятельских пароходов, которые сопровождал конвой шведских миноносцев, однако они строго придерживались территориальных вод Швеции. Месяцем ранее (8 июня) во время выхода на практическое погружение в бухте Лом затонула подлодка "АГ-15". Причиной катастрофы стало то, что кок Богданов не закрыл люк в третьем отсеке.

Шлюпка, подошедшая с заградителя "Ильмень", подобрала командира подлодки лейтенанта Максимовича М.М., рулевого и боцмана. Мужество и профессиональная выучка была проявлена пятью членами экипажа во главе с лейтенантом Матыевичем-Мациевичем К.Л., старшим офицером. Проведя в затопленном отсеке № 1 около 10 часов, они смогли выпустить мину с запиской, а затем, подняв давление, открыли люк и выбросились из затонувшего судна. При этом старший офицер покидал подлодку последним. Остальных 18 членов экипажа спасти не удалось. Подводная лодка "АГ-15", поднятая спасательным судном "Волхов" 16 июня, после непродолжительного ремонта вновь вернулась в строй.

Подводная лодка "АГ-13" 8 июля 1917 года получила номер "АГ-16". Из боевого похода в сентябре не вернулась подлодка "АГ-14" (командир – старший лейтенант фон Эссен А.Н., сын адмирала фон Эссена Н.О. бывшего командующего Балтийским флотом). Судьба остальных подводных лодок оказалась трагической – во избежание захвата войсками Германии 3 апреля 1918 года все 4 подлодки вместе с транспортом "Оланд" пришлось взорвать в гавани Ганге полуострова Ханко. Данное тяжелое решение было принято в связи с невозможностью их вывода в море в условиях тяжелой ледовой обстановки при отсутствии ледокола.

Неплохое качество и благополучная доставка подводных лодок типа "АГ" стали причиной того что Морское министерство (опять же по инициативе завода "Ноблесснер") заключило еще 3 договора (14.09.1916, 25.10.1916 и 08.02.1917) на поставку 12 аналогичных подлодок на общую сумму 28 872 тыс. рублей (без учета стоимости сборки). Первые 6 подлодок ввиду незначительных конструктивных отличий относились к типу "602-L" и "602 - GF" (лодки предназначались для Черноморского флота), остальные, относящиеся к типу "602 - R", должны были разделяться между флотилией Северного Ледовитого океана и Балтийским флотом.

Черноморские подводные лодки, разделенные по 3 в каждой партии, перевозили пароходы "Арабиен", "Стрида", "Хазель Доллар", "Гарольд Доллар" и "Ункай мару". За разгрузкой во Владивостоке и отправкой наблюдали инженер-механик капитан первого ранга Иванов П.К. и лейтенант Максимович Н.Н. Сборку также поручили Балтийскому заводу, причем черноморские подлодки должны были собираться в его Николаевском отделении (в дальнейшем завод "Ремсуд"). В Архангельск из Петрограда планировалось доставить 3 подлодки по внутренним водным путям на баржах. При благоприятных условиях первые три черноморские подлодки в строй должны были вступить в июне, вторые – осенью 1917 года, а лодки для Балтики и Севера – в ноябре и сентябре соответственно.

Корпуса последних 6 подлодок (3 из них должны были получить названия "АГ-16" – "АГ-18") в сентябре были полностью готовы, однако их отправка задерживалась. Дело в том, что сложное экономическое и политическое положение в России, по мнению американцев, не способствовало быстрой доставке и сборке. Кроме того, в создавшейся ситуации американцам уже становилось не выгодно выполнять работу за рубли. Предполагалось расторгнуть договор и вернуть полученные деньги. Американская сторона в случае заключения нового контракта с оплатой в долларах бралась отправить в ноябре 6 корпусов, а аккумуляторные батареи и механизмы в феврале-марте 1918 года. Намеченные планы в сложившейся обстановке оказались неосуществимыми и Верховная Морская коллегия 29 ноября аннулировала договор; впоследствии достроенные подлодки под названиями "Н-4" - "Н-9" вошли в состав военно-морских сил США.


Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 126.36 KiB | Просмотров: 1841 ]
2.jpg
2.jpg [ 53.22 KiB | Просмотров: 1841 ]
3.jpg
3.jpg [ 75.77 KiB | Просмотров: 1841 ]
4.jpg
4.jpg [ 79.85 KiB | Просмотров: 1841 ]
5.jpg
5.jpg [ 67.5 KiB | Просмотров: 1841 ]
6.jpg
6.jpg [ 64.23 KiB | Просмотров: 1841 ]
7.jpg
7.jpg [ 134.81 KiB | Просмотров: 1841 ]
8.jpg
8.jpg [ 87.61 KiB | Просмотров: 1841 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:29 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Ерш"

Подводные лодки типа "Ерш" (хотя они и строились как тип «Барс», в их конструкцию были внесены серьезные изменения, по которым их можно отнести к отдельному типу ПЛ, с другим вооружением и назначением) были заказаны заводу "Ноблесснер" в Ревеле. В связи с опозданием завода "Ноблесснер" в строительстве подводных лодок типа «Барс» заказ на строительство этих лодок был передан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года.

Номинально заложены в Ревеле 3 (4) июля 1914 года, но фактически полностью строились Балтийским заводом. Одновременно с передачей строительства ПЛ Балтийскому заводу было принято решение о переоборудовании ПЛ в подводные минные заградители - в кормовой надстройке были установлены минные коридоры для 42 мин заграждения (по типу подводного заградителя "Краб", после удачных испытаний на Черном море, которого и было решено переделать в минные заградители подводные лодки "Ерш" и "Форель", имевших наибольшую готовность и не требовавших больших переделок по корпусу). Предполагалось их использовать для активных минных постановок в районах боевой подготовки германского флота.

Задержка в постройке обоих кораблей была вызвана отсутствием двигателей надводного хода. Закупленные в США дизели фирма "Н. Лондон" оказались малонадежными и требовали существенной доработки.

Лодки отличались от прототипа объемом цистерн главного балласта, отсутствием кормовых торпедных аппаратов и наличием в кормовой оконечности труб для мин заграждения. Минным заградителям типа “Ерш” были свойственны все недостатки подводных лодок типа “Барс”.


Вложения:
9.jpg
9.jpg [ 91.23 KiB | Просмотров: 1836 ]
10.jpg
10.jpg [ 69.94 KiB | Просмотров: 1836 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:43 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Дельфин"

С создания «Дельфина» ведет отсчет хроника подводного флота России - этот корабль стал подводной лодкой почти в современном понимании термина. Много раньше, в середине прошлого века Морское ведомство предприняло несколько попыток обзавестись подводным боевым кораблем. Однако уровень техники того времени не позволил добиться существенных в военном отношении результатов.

В сентябре 1900 года В.Ховгаард через русского морского агента в Германии А.К. Полиса предложил российскому правительству свой проект подводной лодки. Находившийся в Копенгагене корабельный инженер П.Ф. Вешкурцев по распоряжению П.П. Тыртова ознакомился с проектом, сделал подробные выписки и скопировал основные чертежи. В начале января 1901 года эти материалы оказались в Петербурге.

Через несколько дней после утверждения проекта Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) выдало Балтийскому заводу наряд на постройку корпуса «миноносца № 113», ограничившись этим, поскольку в постановлении МТК говорилось о достаточно полной разработке лишь корпуса. Постройка подводной лодки являлась делом совершенно новым, и Балтийский завод не решался составить смету. Правление запросило «наряд по действительной стоимости с начислением 15% прибыли». Начальник ГУКиС адмирал В.П.Верховский согласился, но потребовал ориентировочно оценить стоимость работ, которые завод и определил в 220 тыс. рублей; из них 70 тыс. составила доля «корпуса из никелевой стали со сплошной деревянной обшивкой снаружи лодки, с водоотливной и вентиляционной системой, всей отделкой и воздухохранителями...».

Для организации постройки лодки образовали Строительную комиссию в составе И.Г.Бубнова, М.Н.Беклемишева и И.С.Горюнова; непосредственное руководство постройкой возлагалось на Бубнова. 5 июля 1901 года «миноносец № 113» заложили на вновь оборудованном стапеле рядом с большим каменным эллингом.

В день 16 августа на Балтийском заводе ожидали прибытия «высочайших особ»: предстояла церемония спуска на воду эскадренного броненосца «Слава» и императорской яхты «Александрия». Руководители Морского ведомства, пользуясь удобным случаем, решили показать императору и миноносец № 150. После благополучного спуска обоих кораблей подводная лодка подошла к пристани царского павильона, расположенного со стороны Невы у большого каменного эллинга Балтийского завода. Осмотрев корабль и выслушав краткие пояснения И.Г.Бубнова, император пожелал Ивану Григорьевичу «успеха при дальнейших постройках». Через несколько дней Бубнов получил разрешение приступить к детальной разработке чертежей следующей лодки, эскизный проект которой они с Беклемишевым уже составили. Полностью готовые материалы авторы представили через два месяца, а в конце декабря проект утвердил МТК.

Испытания 1903 года показали возможность подводного плавания и управления лодкой - главную задачу удалось решить. Наиболее тщательно отработали ход под электродвигателем; закончить испытания с бензомотором не удалось из-за его частых поломок. Осталась неизвестной наибольшая дальность плавания при надводном ходе. Но возможность зарядки аккумуляторов на ходу удалось проверить много раз, в том числе и в позиционном положении при закрытой крышке люка. Важным успехом конструкторов стали и сносные условия обитаемости на лодке: команда и рабочие завода переносили плавание хорошо.

В самом начале января 1904 года Балтийский завод получил наряд на постройку новой подводной лодки Бубнова и Беклемишева, а спустя несколько дней последний выехал в Италию и Францию для переговоров о заказе двигателей и электрооборудования.

В ночь с 26 на 27 января отряды миноносцев японского флота напали на Тихоокеанскую эскадру, стоящую на внешнем рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война. Уже 11 февраля Балтийскому заводу заказали еще четыре подлодки, а в конце апреля еще одну - за счет средств Комитета по усилению российского флота на добровольные пожертвования. Наблюдение за постройкой корпусов и механизмов возложили на Бубнова, электрическую часть, воздушную систему и вооружение - на Беклемишева. Вскоре после объявления войны Михаил Николаевич предложил отправить миноносец № 150 по железной дороге в Порт-Артур, где он мог бы принести наибольшую пользу. Предложение это приняли, однако его немедленному осуществлению помешали сложности перевозки в районе озера Байкал. В тоннелях незадолго до того открытой Кругобайкальской дороги еще стояли временные крепления, и перевозка негабаритных грузов была невозможна. По льду же озера столь тяжелый груз перевозить не решились. Дело отложили до весны, но в мае японская армия блокировала Порт-Артур, перерезав и железную дорогу...

В середине апреля ГМШ открыл штаты для 21 команды подводных лодок. В каждой полагалось два офицера (командир и минер) и 10 нижних чинов разных специальностей. Формируемые команды свели в особую роту 8-го флотского экипажа. В них отбирались только добровольцы, в основном из числа унтер-офицеров надводных кораблей и выпускников квартирмейстерских классов. В конце мая М.Н.Беклемишев отобрал уже более ста матросов. Выразили желание служить на подводных лодках лейтенант фон дер Рааб-Тилен, поручик по Адмиралтейству Горазеев и призванные из запаса офицеры - Черкасов, Елагин, Солдатенков и фон Липхардт.

После Февральской революции в соединениях и на кораблях образовались комитеты, создали комитет и в дивизионе На собрании 8 июня оставшийся личный состав принял обращение к подводникам Балтики «с просьбой настоять, чтобы при расформировании нашего дивизиона команда не была бы разогнана по разным надводным судам, а переведена в полном составе на лодки Балтийского моря » Туда же предлагалось отправить ценное оборудование К августу в Петрограде решили перевести подводников с Севера на Балтику - в бригаду подводных лодок - и здесь же готовить команды для лодок типа АГ. Корабли дивизиона подлежали сдаче в порт, имелось и предложение переоборудовать «Дельфин» в портовый танкер. Приказом морского министра от 10 августа 1917 года подводные лодки № 1 и «Дельфин» предписывалось сдать к порту, в этот же день был подписан приказ о расформировании дивизиона. А 23 августа обе лодки исключили из списков флота.

Часть оборудования «Дельфина» отправили на Балтику, часть осталась на Севере. К сожалению, не сохранилась и серебряная закладная доска, ее забрал кто-то из офицеров, позднее эмигрировавший. Корпус лодки отбуксировали в Мурманск и оставили на береговой полосе территории торгового порта.

При обследовании Мурманского порта после окончания гражданской войны известный подводник Л.А.Белецкий поднял вопрос о дальнейшей судьбе «Дельфина». В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Я.К.Зурабова на имя командующего флотом говорилось: «...крайне желательно... дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почетом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра». Зурабов просил указаний на перевозку корпуса «Дельфина» в Петроград.

Ответ штаба флота в начале февраля 1921 года обескураживал: «...подлодка "Дельфин" уже продана Латвии и в ведении Моркома не находится; интерес к ней как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных... боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта...». Чиновники Морского комиссариата явно не хотели лишних хлопот. Через несколько лет корпус «Дельфина» сдали на слом.

Так закончился путь первой боевой подлодки флота России. Служба «Дельфина» продолжалась 15 лет на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах. И хотя не довелось ему атаковать вражеские корабли, это не уменьшает значение первенца подводного флота России. Постройка и служба этой лодки дали богатый материал для создания последующих поколений подводных лодок «русского» типа. На «Дельфине» обучались наши первые подводники, закладывались приемы, методы, навыки, обычаи подводного плавания. А его создатели воспитали поколение инженеров и ученых, заложивших впоследствии основы современного подводного флота России.


На фото:Спуск на воду подводной лодки «Дельфин», Император Николай II принимает доклад командира подводной лодки «Дельфин» капитана II ранга М.К.Беклемишева на Балтийском судостроительном и механическом заводе.


Вложения:
11.jpg
11.jpg [ 107.56 KiB | Просмотров: 1833 ]
12.jpg
12.jpg [ 99.92 KiB | Просмотров: 1833 ]
13.jpg
13.jpg [ 83.49 KiB | Просмотров: 1833 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:51 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Акула"

Сегодня на выцветших архивных фото лодка «Акула», спроектированная и построенная Бубновым, выглядит малюткой, если сравнивать ее с современными подводными крейсерами, но в 1905 году это был проект самой крупной подлодки царской России.

Фактическое строительство подводной лодки «Акула» длилось долгих шесть лет – бюрократические проволочки и отсутствие финансирования, доработки, вносимые Бубновым в ходе строительства, сбои в поставках зарубежными и отечественными подрядчиками, ряд повреждений, полученных судном при ходовых испытаниях – все это задерживало передачу судна российскому флоту.

Проект «Акулы» был утвержден весной 1905 года, но деньги на строительство не были выделены. Весной 1906 года финансирование строительства подлодки началось, но в крайне малых суммах – на строительство подводных лодок «Акула» и «Минога» была ассигнована сумма в 200 тысяч рублей, с условием, что субмарины будут завершены через 20 месяцев.

В начале осени 1906 года Бубнов обратился к Морскому техническому комитету с предложением заменить проектные бензиновые двигатели на двигатели Дизеля, после полуторамесячного рассмотрения такая замена была согласована. Начались длительные переговоры с зарубежными производителями силовых установок и на первых фото лодка «Акула» появится лишь через четыре года.

Корпус подводной лодки на стапелях Балтийского судостроительного завода строился быстро, проблемы возникли с силовыми установками: заказ на дизельные двигатели был размещен не у германского завода «MAN», строившего дизеля для французских подлодок, а на российском заводе «Л. Нобель», прежде не выпускавшем такие двигатели.

Причина такого решения была проста – российский производитель назвал меньшую цену за свою работу. В результате силовые установки для субмарины «Акула» были готовы лишь весной 1909 года, т.е. на год позже, чем это планировалось. Вдобавок сгорела аккумуляторная батарея, поставленная французским заводом «Матэ» - пришлось заказывать новую.

етом 1909 года двигатели все же были установлены, аккумуляторная батарея – заменена. Наступил долгожданный момент – фото, на котором подводная лодка «Акула» сходила со стапелей, было опубликовано в российской прессе.

Но спуск «Акулы» еще не означал ее готовность к боевым действиям. Корабль перенес серию конструктивных изменений: новые винты, поставленные взамен проектных, оказались неспособными развить достаточную скорость; восемь торпедных аппаратов оснастили волнорезами; требовалось устранить множество других недоделок.

Несмотря на ряд несоответствий «Акулы» проектному заданию (в том числе: недостаток хода, низкая посадка в надводном положении), в сентябре 1911 года субмарина была введена в состав российского военного флота.

На фото подводная лодка «Акула» похожа больше на игрушку, чем на полноценный боевой корабль, которым она являлась – но эта субмарина была первой отечественной лодкой, способной вести боевые действия на территории противника, послужившая прототипом для целой серии подводных лодок царской России.

Субмарина «Акула» находилась в строю флота Российской Империи четыре года, она выполняла боевые задания в Балтийском море, обороняя российские берега от флота кайзеровской Германии.

В 1915 году из-за нехватки минных заградителей, субмарину оборудовали системой погрузки и постановки мин. 14 ноября 1915 года «Акула» вышла в свой последний боевой поход – на постановку мин вдоль побережья между Мемелем (совр. Клайпеда) и Либавой (совр. Лиепая).

В ночь на 15 ноября 1915 года разыгрался шторм, береговые наблюдатели видели неподалеку от берега «Акулу», боровшуюся с волнами – больше субмарину никто не видел. По сей день точное место, где затонула подлодка, как и причины ее гибели неизвестны. Архивные фото, на которых запечатлена подводная лодка «Акула» - вот все, что осталось от нее сегодня...

На фото: Подводная лодка «Акула» на стапеле. Рядом корабельный инженер Бубнов, Подводная лодка «Акула» в море.


Вложения:
16.jpg
16.jpg [ 95.74 KiB | Просмотров: 1830 ]
14.jpg
14.jpg [ 73.8 KiB | Просмотров: 1830 ]
15.jpg
15.jpg [ 94.15 KiB | Просмотров: 1830 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:53 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Львица"

«Львица» была заложена 3 июля 1914 года на Адмиралтейском заводе. Полностью готовый корпус был в разобранном виде перевезён в Ревель, где на заводе «Ноблесснер» лодку достроили. Спуск на воду состоялся 10 октября 1915 года, 14 апреля 1916 года лодка вступила в строй и вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря.

В 1915 году на «Львице» испытывалось палубное минное устройство для перевозки и постановки 8 мин. По результатам испытаний устройство в серию не пошло. Лодка принимала участие в Первой мировой войне, совершила 5 боевых походов.

В феврале 1917 года экипаж «Львицы» принимал активное участие в революции. В апреле — мае 1917 года, несмотря на нехватку экипажа, лодка совершала учебные погружения — под командованием старшего офицера Рогозина, с двумя офицерами вместо пяти и с недостатком нижних чинов.

Погибла в начале июня 1917 года вместе со всем экипажем из 45 человек в пятом боевом походе в районе Готланд-Эзель. По состоянию на 2012 год местоположение достоверно не определено.


Вложения:
17.jpg
17.jpg [ 56.18 KiB | Просмотров: 1829 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:56 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Аллигатор"

Заложена в октябре 1905 г. на заводе Крейтона на Охте в Петербурге. 14.06.1907 г. лодке присвоено наименование "Аллигатор". Спущена на воду 3 мая 1908 г. Предварительные испытания проводились в Кронштадте в сентябре-октябре. В конце октября лодку отбуксировали в Петербург к Новому Адмиралтейству, где были продолжены работы по достройке лодки. 30 октября 1909 г. лодка вышла в Бьерке-Зунд для проведения заводских испытаний. Во время одного из выходов на лодке сломался коленчатый вал бензиномотора правого борта. Причиной поломки оказалось низкое качество стали. Учитывая множество выявившихся недостатков по согласованию с фирмой С. Лэка 20 ноября 1909 г. лодка была принята в казну для достройки. В зимний период 1909-1910 гг. на лодке проводились работы по устранению выявившихся на испытаниях недоработок.

Сдаточные испытания начались в июне 1910 г. 12 августа лодка погрузилась в Бьерке-Зунде на 33,8 м. 29 октября лодка перешла из Кронштадта в Ревель. Зимой 1910-1911 гг. в Ревеле выполнялись работы по переделкам лодки, вызванные выявившейся на испытаниях перегрузкой. После проведения дополнительных испытаний, закончившихся 11.07.1911 г., ПЛ "Аллигатор" 28.08.1911 зачислена в состав кораблей действующего флота. Использовалась для обучения личного состава Учебного отряда подводного плавания. В 1912 г. принимала участие в маневрах, в 1913 г. отрабатывала тактику позиционной службы.

Всего лодка совершила 12 боевых походов, 33 сутки находилась в походах, 21 сутки провела на боевых позициях, 4 раза атаковала вражеские корабли, выпустила 10 торпед. Зимой 1915-1916 гг. дислоцировалась в Ревеле. Из-за больших повреждений надстройки (надстройка сильно текла, в концевые цистерны в час набиралось до 12 тонн воды) ремонт лодки признали нецелесообразным.

12 мая 1916 г., возвратившись из похода, командир лодки доложил о необходимости ремонта палубы надстройки. Было принято решение корабль разоружить и 7 июля 1916 г. "Аллигатор" перевели в класс портовых судов, но оставили в составе Дивизии подводных лодок в качестве плавучей зарядовой станции для подачи электроэнергии и воздуха на боевые подводные лодки. 4.05.1917 г. лодка была сдана к порту. В начале 1918 г. лодка находилась в Ревеле, где 25 февраля была захвачена германскими войсками. Предположительно ПЛ уведена в Германию, где была разрезана на металлолом.


Вложения:
18.jpg
18.jpg [ 62.7 KiB | Просмотров: 1829 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 19:58 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка «Барс»

Подводные лодки типа "Барс" или "Морж" для Балтийского моря строились в 1912 году по судостроительной программе "Спешного усиления Балтийского флота" в количестве 18 единиц. Согласно данной программы шесть подводных лодок предназначались для Сибирской флотилии, двенадцать – для Балтийского флота. Выбор типа подлодок для строительства по программе 1912 года обуславливался жесткими кредитными и временными ограничениями. В январе-марте того же года начали вырабатывать оперативно-тактическое задание. По заданиям, согласованным МГШ (Морской Генеральный Штаб) и ГУК (Главное Управление Кораблестроения), полная скорость надводного хода подводной лодки должна была составлять 16 узлов, подводного хода 11-12 узлов, дальность плавания в надводном положении при скорости 10 узлов – 2500 миль, в подводном положении при скорости 11-12 узлов – 25-33 мили. Лодка должна была вооружаться 2-4 носовыми трубчатыми торпедными аппаратами, 8 торпедными аппаратами системы Джевецкого. Осадка должна была составлять 3,66 метра.

В заданиях, которые были разработаны в бригаде подводного плавания Балтийского флота, требования к скорости надводного хода были увеличены до 18 узлов, дальность плавания при скорости 10 узлов должна была составлять 3000 миль, скорость подводного хода уменьшили до 10 узлов, торпедное вооружение должно было состоять из 2 кормовых и 2 носовых трубчатых торпедных аппаратов и 10 аппаратов системы Джевецкого, осадка должна была составлять 4,28 метра, время погружения – 3 минуты, запас плавучести 25%. Также было выдвинуто требование установить для обеспечения надводной непотопляемости водонепроницаемые переборки. На основе данных заданий МГШ 11 марта 1912 года разработал задание, в котором требования к надводной скорости были снижены - не менее 16 узлов, подводная скорость увеличена до 12 узлов и дальность подводного хода - "25 миль при 12 узлах + 46 миль экономходом". Торпедное вооружение – два носовых трубчатых торпедных аппарата и двенадцать аппаратов системы Джевецкого (позднее число торпедных аппаратов Джевецкого было уменьшено до 8 шт.). В результате, 21 июня 1912 года тех. совет ГУК принял решение остановить выбор на подлодках инженера Бубнова, а именно - на подводных лодках типа "Морж". Так как выполнение всех требований Морского Генерального Штаба приводило к увеличению стоимости на 600 тыс. рублей для каждой подводной лодки и водоизмещения до 900 тонн, тех. совет принял решение ограничиться полной скоростью подводного хода в течение 3 часов – 10 узлов, при обязательном увеличении скорости в надводном положении до 18 узлов. Признавая необходимость водонепроницаемых переборок, от их установки отказались в виду отсутствия кредитов. Проекты подводных лодок на основе подлодки "Морж" были заказаны обществу "Ноблесснер" и Балтийскому заводу. Их рассмотрение состоялось 2 августа 1912 года. Водоизмещение подводных лодок Балтийского завода составляло 660 тонн, диаметр корпуса был увеличен на 110 миллиметров, метацентрическая высота - 1200 мм, на каждый вал должно было работать два дизеля, запас водоизмещения - 8 тонн. Проект "Ноблесснера" (куда перешел Бубнов И.Г.) - водоизмещение 650 тонн за счет увеличения на 915 мм длины цилиндрической вставки, что дало возможность "лучше разместить каюты для личного состава и двигатели", метацентрическая высота – 960 мм. Проект "Ноблесснера" признали лучшим и выдвинули обязательное требование снизить запас водоизмещения до 1 процента от надводного водоизмещения. Четыре подводные лодки были заказаны заводу "Ноблесснер" (еще не существующему на момент заказа) и две подлодки – Балтийскому заводу. Все лодки были заказаны для Балтийского моря. Еще шесть подводных лодок, в той же пропорции, заказали в начале 1913 года. 12 декабря 1913 года на тех же условиях заказали шесть подводных лодок для Сибирской флотилии. Стоимость одной подлодки постройки Балтийского завода составляла 1 млн. 550 тыс. рублей (без учета стоимости торпед), "Ноблесснера" - 1 млн. 775 тыс. (включая боекомплект торпед). Начало постройки первых подлодок на Балтийском заводе июль - август 1913 года, срок готовности к испытаниям по плану – лето 1915 года. Начало постройки первых девяти подлодок "Ноблесснера" – май-декабрь 1914 года плановый срок готовности к испытаниям 2 лодок – 1915 год, 6 лодок – 1916 год, и 1 лодки – 1917 год.


Вложения:
19.jpg
19.jpg [ 70.81 KiB | Просмотров: 1828 ]
20.jpg
20.jpg [ 68.08 KiB | Просмотров: 1828 ]
21.jpg
21.jpg [ 85.03 KiB | Просмотров: 1828 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:02 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка «Камбала»

Подводная лодка «Камбала» была заказана Морским ведомством России на судоверфи Ф. Круппа в городе Киле (Германия) - 24 мая 1904 года. В это год был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа «Е» - по проекту кораблестроителя Раймона Эквиллей. Раймонд Эквиллей – испанец, работал в конструкторском бюро известной верфи «Форж и Шантье» в Тулоне. В 1902 г. предложил разработанный им проект подводной лодки верфи «Германия» в Киле. Новый владелец верфи Фридрих Крупп принял предложение, и в феврале того же года начались работы по строительству экспериментальной подводной лодки «Форель». Эта лодка впоследствии будет подарена России в качестве бонуса к заказу подводных лодок под заводскими номерами 109, 110, 111.

Подводная лодка «Камбала» была заложена под №- 111 в мае 1904 года. Через два года - 25 июля 1906 года была зачислена в списки кораблей Черного моря. 8 сентября 1907 года "Камбала" была принята с обязательством устранения выявленных на испытаниях замечаний за счет фирмы. 19 сентября 1907 года граждане немецкого города Экенферд вручили экипажу "Камбала" шелковый памятный флаг. В конце лета 1907 года подводная лодка своим ходом перешла в Либаву (Лиепая, Латвия), где и был сформирован экипаж из моряков подводного флота Балтийского моря. И уже 22 апреля 1908 года была отправлена по железной дороге в Севастополь вместе с экипажем. Здесь надо заметить что, в те впервые годы становления подводного флота России, экипажи набирались исключительно на добровольной основе и взаимоотношения внутри команды ПЛ существенно отличались в лучшую сторону от взаимоотношений на флоте в целом. Традиция братских взаимоотношений среди подводников живет и поныне.


Весной 1909 года "Камбала" принимала участие в боевых учениях кораблей Черного моря. По плану командования, 29 мая она должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. В 21 час 30 минут "Камбала" отошла от борта своей базы — линейного корабля "Двенадцать апостолов", взяв курс в сторону Стрелецкой бухты. Командовал ею лейтенант Михаил Аквилонов, заменивший командира ПЛ «Камбала» лейтенанта графа П.Ф. Келлер, который с 20-го апреля 1909 года находился в двухмесячном отпуске по болезни. Так же на борту лодки находился капитан 2 ранга Н.М. Белкин, заведующий отрядом подводных лодок Черного моря, сын участника Синопского сражения и 349-дневной обороны Севастополя контр-адмирала М.Ф. Белкина. Новшеством во всей этой операции была – ночная атака, которую ещё 23 мая на одном из офицерских совещаний предложил капитан 2 ранга Н.М. Белкин. Но так как начальство севастопольского порта осторожничало в этом вопросе, заведующий отрядом подводных лодок вызвался сам провести этот эксперимент. На что получил «добро» от морского руководства. Дождавшись полной темноты в намеченном месте, лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Оставив у перископа командира ПЛ лейтенанта Аквилонова, капитан 2 ранга Белкин занялся расчётами торпедной атаки. По их завершению Н.М. Белкин принял решение всплыть и произвести атаку в надводном положении, не решаясь атаковать корабль противника из-под воды. Лодка всплыла и погрузилась в позиционное положение, то есть, приняла только часть водяного балласта. Этим самым «уменьшила силуэт» и стала еще менее заметной. Дождавшись в темноте подхода «противника», «Камбала» успешно провела учебную атаку, выпустив торпеду по головному броненосецу «Пантелеймон» (бывший “Потемкин”, переименованный после событий 1905 года). После, пройдя на близком расстоянии по его борту, командир отряда начал маневр, решив лечь на параллельный курс эскадре с поворотом влево. Стоящий на мостике командир подводной лодки или отвлекся от маневра, или неправильно рассчитал дистанцию, но лодка, маневрируя, начала смещаться вправо, не справляясь с циркуляцией хода. Этот маневр был роковым! Существует ещё одна версия этой ошибки командира, она приведена в книге Василия Меркушева «Записки подводника». Эта версия говорит об управлении кораблем по румпелю, когда рулевая проводка была сделана таким образом, что при команде «право на борт» - рулевой должен был вращать штурвал влево, и наоборот. Возможно, ошибка произошла именно из-за неправильно выполненных действий. Но как бы там ни было, в 22 часа 30 минут 29 мая – подводная лодка «Камбала» была протаранена форштевнем броненосца «Ростислав», в результате чего была разрезана пополам по фланцам шпангоута креплений обичаек «отсечной трубы» и затонула.


Вложения:
22.jpg
22.jpg [ 73.53 KiB | Просмотров: 1828 ]
23.jpg
23.jpg [ 60.88 KiB | Просмотров: 1828 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:05 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Пантера"

«Пантера» — российская подводная лодка типа «Барс».

Спущена на воду в начале 1916 года, и 23 июля вступила в строй. За годы первой мировой войны совершила несколько походов, действуя на морских коммуникациях. В дни Февральской революции экипаж «Пантеры», находившийся на зимовке в Ревеле, активно участвовал в митингах и массовых манифестациях рабочих, солдат и матросов на улицах города. В феврале 1918 года, когда над кораблями Балтийского флота нависла угроза захвата германскими войсками, подводная лодка прорвалась из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле совершила переход в Кронштадт.

В составе действующего отряда флота Балтийского моря, «Пантера» в годы гражданской войны неоднократно выходила в Финский залив для несения разведывательной и патрульной службы, вступала в схватки с кораблями английских интервентов. 23 июля 1919 года вышла на разведку Копорского залива. В 11 часов 45 минут она пришла в Копорский залив и обнаружила там большую английскую подводную лодку, которая производила пробные погружения. Вскоре была замечена вторая подводная лодка, меньшего размера. «Пантера» атаковала вражеские субмарины последовательно: сначала была выпущена торпеда по первой, затем — по второй лодке. С большой субмарины советскую лодку обнаружили и также выпустили по ней торпеду[1]. Убедившись в безрезультатности атаки, командир «Пантеры» повторно торпедировал большую лодку, но снова без эффекта. В 12 часов 20 минут «Пантера» погрузилась, потеряла контакт с противником и 24 июля вернулась в Кронштадт.

Резкая активизация английских и эстонских морских сил заставила командование Красного Балтийского флота отдать приказ о посылке в район Копорского залива подводных лодок для операций против надводных кораблей противника. Для выполнения этой задачи была выбрана подводная лодка «Пантера» под командованием бывшего лейтенанта Императорского флота А. Н. Бахтина[3]. Бывший штурман этой подлодки, будущий академик и адмирал А. И. Берг, с августа 1919 года был назначен командиром подводной лодки «Рысь», поэтому в этот поход лодка вышла с новым штурманом — А. И. Красновым. 31 августа 1919 года в 6 часов «Пантера» покинула Кронштадтскую гавань.



Н. Е. Бубликов и Г. В. Горшков. «Потопление подводной лодкой Балтийского флота „Пантера“ английского эскадренного миноносца „Витториа“ у острова Сескар. 31 августа 1919 г.»
В 14 часов 30 минут с подводной лодки в перископ был замечен четырёхтрубный эсминец, выходивший из Копорской губы. Бахтин отказался от его атаки, поскольку посчитал, что расстояние слишком велико и «Пантера» может быть демаскирована выстрелом из торпедного аппарата[2]. В 15 часов 30 минут эсминец скрылся из виду. К этому моменту лодка уже находилась в районе позиции, предусмотренной для неё планом операции, и из-за мглистого горизонта погрузилась на большую глубину.

В 17 часов «Пантера» всплыла под перископ, и Бахтин заметил тот же эсминец, шедший небольшим ходом; через час был обнаружен ещё один английский миноносец, на этот раз двухтрубный[1]. В течение последующего часа лодка совершала кратковременные поднятия на перископную глубину, пока оба английских корабля не стали на якорь недалеко от острова Сескар. Теперь Бахтин решил атаковать их и начал осторожное сближение с целью.

В 21 час 19 минут были одна за другой выпущены две торпеды из носовых аппаратов. Чтобы лодку не выбросило на поверхность, Бахтин начал срочное погружение. Приблизительно через полминуты после первого пуска на лодке отчётливо услышали сильный взрыв, а вслед за ним — выстрелы. Лодка отходила от места атаки, буквально чертя днищем по грунту. Около часа ночи «Пантера» всплыла, однако лучи прожекторов у Сескара заставили её немедленно погрузиться. Только к утру лодка смогла беспрепятственно всплыть. Как докладывал Бахтин:

К тому времени давление в лодке поднялось настолько, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815), воздух был испорчен значительно, спичка не горела, дизеля плохо забирали и дышать было крайне затруднительно. Лодка пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха, что является, кажется, рекордом для наших лодок. Пройдено под водой около 75 миль, следовательно, использован почти весь район подводного хода.
К полудню 1 сентября лодка благополучно вернулась на базу. Английский флот в результате этой атаки потерял эскадренный миноносец «Виттория», построенный в 1917 году. Первая торпеда прошла мимо эсминца, вторая попала в борт английского корабля; «Виттория» окутался дымом и быстро ушёл под воду[4]. Его потопление стало первой победой советских подводников[5]. 18 человек из экипажа лодки Революционный Военный Совет наградил именными часами. В 1923 году А. Н. Бахтин первым из подводников был удостоен ордена Красного Знамени.

31 декабря 1922 года была переименована в «Комиссар», а 15 сентября 1934 года — в «Б-2». В 1920 и 1924 гг. лодка вставала на капремонт, а в 1933—1935 гг. на ней проведена модернизация. В январе 1940 года «Пантера» была выведена из боевого состава. Но и после этого, став плавучей зарядовой станцией, вплоть до 1955 года она продолжала нести свою службу. В 1955 году «Пантера» была полностью разоружена и сдана для разрезки на металлолом.

По ходатайству экипажа капитана 2 ранга Михальчука В. В., при содействии Совета ветеранов-подводников, приказом главнокомандующего ВМФ СССР В. Н. Чернавина от 10 октября 1990 г., в память о подлодке, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников, наименование «Пантера» присвоено подводной лодке К-317.


Вложения:
24.jpg
24.jpg [ 74.79 KiB | Просмотров: 1828 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:06 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка «Карп»

Полуторакорпусные ПЛ типа «Карп» («Карп», «Карась», «Камбала») по заказу России были построены в 1904−1905 гг. фирмой Крупа в Киле и через год морем перешли в Либаву.
Позднее их отправили по железной дороге в Севастополь. Прочный корпус ПЛ был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, скрепленных между собой болтами. 3 из них имели входные люки, над четвертым находилась прочная рубка. Для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиномоторов были предусмотрены две заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке, занимавшей всю длину лодки, размещались запасы топлива, масла, баллоны ВВД, ограждение газовыхлопной трубы. Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи — в легком. Пробка, для увеличения плавучести заполнявшая пространство между корпусами, в процессе эксплуатации набухала, отсутствовала вентиляция аккумуляторной батареи. Некоторые другие недостатки ПЛ удалось ликвидировать уже после их вступления в строй. В знак признательности за заключение выгодного контракта, России фирмой Крупа была подарена ее первая экспериментальная лодка типа «Е», получившая название «Форель». Несмотря на свои малые размеры (водоизмещение всего 17/18 т), она имела 2 наружных торпедных аппарата, погружалась на 30 м и до весны 1905 г. была единственной русской действующей подводной лодкой на Тихом океане.


Вложения:
25.jpg
25.jpg [ 84.59 KiB | Просмотров: 1828 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:10 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка «Рысь»
Тип "Барс"

Первая подводная лодка, полностью построенная заводом "Ноблесснер". Заложена 3 июля 1914 года, спущена на воду 13 апреля 1916 года, вступила в строй 4 ноября 1916 года.

Участвовала в 1-й мировой войне на Балтийском флоте, совершила 6 боевых походов. 23 ноября 1916 года при выходе из гавани Ревеля таранила подводную лодку "Тигр" и поломала ее горизонтальные рули. В феврале 1918 года перешла из Ревеля в Гельсингфорс, откуда вышла в Кронштадт 4 апреля 1918 года, но не смогла пробиться сквозь льды. 7-16 апреля шхерами Финского залива в тяжелых ледовых условиях совершила переход в Кронштадт.

Принимала участие в гражданской войне, входя в Действующий отряд Балтийского флота. В конце 1918 г. находилась на Ладожском озере, в 1919 году участвовала в боевых действиях в Финском заливе. В 1922-1924 гг. прошла капитальный ремонт. С 1 октября 1921 г. - ПЛ 7, с 1923 г. - "Большевик", с 1931 г.-ПЛ 14, с 1934 г. - "Б-3". 25 июля 1935 года во время учений в Финском заливе была протаранена линкором "Марат" и затонула со всем экипажем. 2 августа того же года была поднята спасательным судном "Коммуна" и разобрана на металлолом.


Вложения:
26.jpg
26.jpg [ 126.48 KiB | Просмотров: 1827 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:12 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Морж"

Подводные лодки типа «Морж» — серия российских подводных лодок, построенных в 1911—1915 годах по проекту И. Г. Бубнова.

В июле 1909 года Морское министерство объявило конкурс на разработку проекта субмарины для плавания в открытом море. Лучшими были признаны проекты Балтийского и Невского заводов. 14 октября 1909 года Балтийский завод предоставил детально проработанный проект субмарины водоизмещением 600 тонн. По результатам рассмотрения проекта заводу был выдан заказ на строительство двух лодок. 30 мая 1911 года был принят окончательный вариант проекта с водоизмещением в 630 тонн при той же стоимости. Вносилось предложение об установке внутренних водонепроницаемых переборок, но его не приняли как конструкторы, опасавшиеся срыва сроков строительства, так и подводники, которым переборки мешали в плане координации совместных действий.

В 1911 году было выбрано место для строительства кораблей, количество заказанных лодок увеличилось с двух до трёх. В 1913 году все три лодки были спущены на воду, а в 1914—1915 годах вошли в состав флота.

Принимая участие в Первой мировой войне лодки типа «Морж», действовавшие на Чёрном море, стали одними из самых результативных лодок Российского флота.

В апреле 1917 года лодка «Морж» не вернулась из похода. Причина гибели неизвестна[1]. После обнаружения лодки на дне на основании полученных ею повреждений наиболее вероятным считается подрыв на дрейфующей мине[источник не указан 1505 дней].

«Тюлень» уведён в Бизерту, где и разобран в начале 30-х. «Нерпа» входила в состав Морских Сил Черного Моря(МСЧМ), в 1929 исключена по техническому состоянию и вскоре разобрана.


Вложения:
27.jpg
27.jpg [ 116.52 KiB | Просмотров: 1827 ]
28.jpg
28.jpg [ 105.35 KiB | Просмотров: 1827 ]
29.jpg
29.jpg [ 80.41 KiB | Просмотров: 1827 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:17 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Судак"

Подводная лодка «Судак», шестая в серии подводных лодок тип «Сом построена по инициативе Невского завода. 4 июня 1907 года правление Невского завода обратилось в Морской Технический Комитет с предложением о приобретении этой лодки. По решению Отдела подводного плавания подводную лодку приобрели для флота и по железной дороге отправили в Севастополь, где после проведения сдаточных испытаний зачислили в состав флота под названием «Судак». В 1912-1913 годах прошла капитальный ремонт. В июне 1913 года во время тренировочного плавания подводная лодка села на риф в Казачьей бухте под Севастополем. Была снята с рифа миноносцем и самостоятельно вернулась в Севастополь.

В период Первой мировой войны подводная лодка «Судак» находилась в составе действующего флота и использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву.

16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. В феврале 1918 года выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, в ноябре 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

Летом 1932 года была обнаружена и поднята ЭПРОНом. Не восстанавливалась и была сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.


Вложения:
30.jpg
30.jpg [ 160.74 KiB | Просмотров: 1826 ]
31.jpg
31.jpg [ 83.75 KiB | Просмотров: 1826 ]
32.jpg
32.jpg [ 113.88 KiB | Просмотров: 1826 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:19 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Макрель"

Имя «Макрель» было присвоено заложенному на Балтийском заводе миноносцу 31 мая (13 июня) 1904 года. 14 (27) августа того же года корабль был спущен на воду. В сентябре были начаты испытания, причём «Макрель», в отличие от остальных кораблей серии, единственная получила два бензиновых двигателя по 400 л. с. Они увеличили её скорость надводного хода с 8,5 (у остальных кораблей серии) до 11,5 узлов. В 1906 году «Макрель» переклассифицирована в подводную лодку. В 1908 году, после доработки конструкции по результатам испытания головной «Касатки», в ходе которой была установлена средняя рубка и увеличена площадь горизонтальных рулей, «Макрель» вошла в строй.

Первым местом службы корабля стал Учебный отряд подводного плавания, дислоцировавшийся в Либаве, причём лодка была зачислена в него ещё в 1907 году, до вступления в строй. «Макрель» прибыла к месту службы в июне 1909 года, и тем же летом приняла участие в испытаниях торпедных аппаратов конструкции Джевецкого-Подгорного. В 1910 году перечислена в отряд подводного плавания Балтфлота. В том же году во время учебной атаки броненосца «Цесаревич» не удержала глубину и стала набирать глубину, аварийно всплыла.

В 1911 году «Макрель» прошла капитальный ремонт и модернизацию, в ходе которых два 400-сильных бензиновых двигателя были заменены одним 120-сильным дизелем завода Нобеля. В 1912 году на лодке был установлен прибор подводной передачи сигналов конструкции Ниренберга.

С 1914 года «Макрель» снова переведена в учебный отряд. Во время Первой мировой войны базировалась на Мариэхамн и Або, несла прибрежную дозорную службу, совершила 10 кратковременных боевых походов.

К концу 1917 года корабль, нуждавшийся в капитальном ремонте, перешёл в Петроград. Балтийский завод произвёл ремонт «Макрели» в 1918 году, после чего она была переведена по Волге на Каспий, базировалась на Астрахань. В 1919 году участвовала в боевых столкновениях с английскими и белогвардейскими пароходами, оружие не применяла. В 1919—1920 годах совершила переход по Волге из Астрахани в Нижний Новгород и обратно. Из-за мелководья осталась на зимовку близ Казани. В середине 1920 года, после завершения боевых действий на Каспии, направлена на Чёрное море, однако так туда и не прибыла. В 1922 году сдана в порт Баку на хранение, в 1925 году была списана и разделана на металл.


Вложения:
33.jpg
33.jpg [ 78.03 KiB | Просмотров: 1825 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:22 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка (минный заградитель) «Краб»

Проект подводного минного заградителя был разработан техником путей сообщения М.П. Налетовым. В декабре 1906 года его рассмотрел Морской технический комитет. Налетов учел замечания Морского технического комитета и составил 3 варианта усовершенствованного проекта, одним из которых стал впоследствии проект подводной лодки «Краб».

Окончательную его разработку вели специалисты завода «Наваль». Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

«Краб» был первым в мире подводным минным заградителем. Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы, а в нижней части проходила конвейерная цепь. В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Подводная лодка «Краб» была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года она была зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.

В период первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.

Первый боевой поход подводный минный заградитель «Краб» совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» вышел в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление, но на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года «Краб» был поставлен в ремонт с перевооружением в мастерские Севастопольского порта.

29 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного. Черноморского флота. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами (в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, то есть переводя ее постепенно на все меньшую глубину. Задача первого этапа заключалась в извлечении «Краба» из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить подводную лодку на грунт. На втором этапе над подводной лодкой лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма «Краба» еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент подводной лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 минут. Неоднократно стенки котлована обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала.

После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули подводную лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П. Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что его детище – «Краб» - поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но за эти годы Военно-Морской Флот в своем развитии ушел далеко вперед. В его составе появились десятки новых, совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводные заградители, и надобность в восстановлении «Краба» - подводной лодки уже устаревшей, отпала. Поэтому «Краб» после подъема его у Севастополя сдали на слом.


Вложения:
34.jpg
34.jpg [ 87.63 KiB | Просмотров: 1825 ]
35.jpg
35.jpg [ 93.9 KiB | Просмотров: 1825 ]
36.jpg
36.jpg [ 80.96 KiB | Просмотров: 1825 ]
37.jpg
37.jpg [ 69.04 KiB | Просмотров: 1825 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:25 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Нарвал"

В 1907 г. была утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года г. разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод представил проект полковника И.Г. Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ, отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве" ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб. Продолжительность постройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 г.

В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".

Самым ненадежным элементом лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы "New-London", которые оказались слишком "малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом", что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал", где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до 3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки АБ - 20 часов вместо 12 по проекту.

В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал" стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.

На последнем фото: Император Николай II сходит с вступающей в строй ПЛ Нарвал. Второй план - строящийся ЛК Император Александр III


Вложения:
38.jpg
38.jpg [ 94.99 KiB | Просмотров: 1824 ]
39.jpg
39.jpg [ 102.68 KiB | Просмотров: 1824 ]
40.jpg
40.jpg [ 82.16 KiB | Просмотров: 1824 ]
41.jpg
41.jpg [ 117.84 KiB | Просмотров: 1824 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:28 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Белуга"

Зачислена в состав БФ 5 июня 1904. Заложена 10 мая 1904 на Невском судомеханическом заводе, Санкт-Петербург. Спущена в июле 1905. Вступила в строй 2 мая 1906.

01 ноября 1905 г. совместно с ПЛ "Пескарь" и "Лосось" своим ходом перешла в Либаву для окончательной достройки и проведения испытаний. Условия плавания оказались тяжелыми — сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см.0

До 11 марта 1906 г. относилась к классу миноносцев.

02 мая 1906 г. зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания. Интенсивно использовалась для обучения личного состава. В 1908 г. при совместной буксировке учебным судном "Хабаровск", ПЛ "Стерлядь" навалилась на ПЛ "Белуга". Последствием столкновения на ПЛ "Белуга" было небольшое просачивание воды во фланцах систем охлаждения компрессора и бензиномотора и в нескольких заклепках между 13 и 15 шпангоутами. Результаты контрольного погружения на глубину 17 м показали, что нет необходимости проводить срочные ремонтные работы. С 1909 г. находилась на капитальном ремонте, после окончания которого активно использовалась для отработки учебных атак.

18 апреля 1913 г. при входе в устье Либавского канала столкнулась с миноносцем "Внушительный". На лодке была повреждена крышка торпедного аппарата и надстройка, миноносец получил надводную пробоину левого борта, разорвано 4 шпангоута носовой кочегарки. 18 мая 1913 г. проводились испытания приспособлений подачи воздуха с водолазного бота на лежащую на грунте ПЛ. Воздушный шланг был присоединен водолазом к нипелю на командирской рубке. Испытания в целом дали положительный результат, позволили определить требования к системам подачи воздуха на лодки. С началом войны вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции.

В компанию 1915 г. ПЛ совершила 3 выхода на позиции для боевого патрулирования. 25 октября 1917 г. вошла в состав Красного Балтийского Флота. Осенью 1917 г. была сдана в порт на хранение.

В начале 1918 г. ПЛ находилась на ремонте в Ревеле, где 24(25?) февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.


Вложения:
42.jpg
42.jpg [ 115.74 KiB | Просмотров: 1824 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 авг 2014, 20:32 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Подводная лодка "Орлан"

2 июля 1915 г. зачислена в списки кораблей ЧФ и в октябре 1915 г. заложена на заводе «Наваль» Обществом Николаевских заводов и верфей а Николаеве, спущена на воду 12 ноября 1916 г., вступила встрой в сентябре 1917 г.

Участвовала в 1-й мировой войне; использовалась в учебных целях. 16 декабря 1917г. вошла в состав Красного ЧФ, но1 мая 1918 г. была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и вскоре под наименованием US 2 включена в состав ВМС Германии на Черном море, а 24 ноября 1918 г. захвачена у немцев англо-французскими интервентами и 26 апреля 1919 г. по приказу английского командования затоплена в районе Севастополя.

27 июня 1926 г. поднята Черноморской партией ЭПРОН. Обнаружили лодку водолазы ЭПРОНа в 1925 году, проводившие поиск затопленных боевых кораблей по заявке Военно-морского флота. "Орлан" лежал на глубине 31 м, с креном 67 град. на левый борт и незначительным дифферентом на корму. Каких-либо серьезных повреждений корпуса выявлено не было. Входные люки на лодке были открыты. Первоначально подъем "Орлана" намечалось провести способом осушения отсеков и цистерн. Водолазы установили на входные люки специально изготовленные герметичные крышки с вваренными в них штуцерами для присоединения воздушных шлангов. Однако во время пробного продувания, когда крен лодки уменьшился почти на половину, а нос даже несколько приподнялся над грунтом, выяснилось, что в машинном отделении по левому борту имеется большая пробоина. Размеры ее были таковы, что через пробоину в лодку свободно проходил водолаз. При первоначальном обследовании пробоину нельзя было обнаружить, так как "Орлан" лежал именно на левом борту. По второму варианту решили поднимать "Орлан" с помощью двух 400-тонных понтонов. Глубина затопления "Орлана" - 31м. Это обстоятельство не только осложняло работы по промывке туннелей и остропке понтонов, но делало очень опасным всплытие лодки. По обычным правилам непосредственный подъем на поверхность допускался с глубины h < 0,3L, т.е. при длине "Орлана" L= 68 метров - с глубины 20-22 метра. ЭПРОН решил пойти на риск и провести подъем с такой глубины в одну ступень. Чтобы при всплытии судоподъемные полотенца не выскользнули из-под корпуса лодки, понтоны прочно принайтовали (привязали) к ее боевой рубке. Риск оправдался, но само всплытие было бурным. Один из участников подъема впоследствии так описал это событие: "Орлан" всплыл утром. В кипящей волне и пене от вырывающегося из понтонов воздуха быстро вынырнул нос лодки, похожий на морду хищной рыбы, медленно остановился и замер." Дифферент "Орлана" при всплытии достиг аварийного значения - 33 град., но все окончилось благополучно, хотя впоследствии эпроновцы так больше не рисковали. После подъема ПЛ была отбуксирована в Севастополь и в виду невозможности восстановления сдана Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл.


Вложения:
43.jpg
43.jpg [ 96.38 KiB | Просмотров: 1823 ]
44.jpg
44.jpg [ 25.44 KiB | Просмотров: 1823 ]
45.jpg
45.jpg [ 85.29 KiB | Просмотров: 1823 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: