Сто шестьдесят четвёртый номер НВ посвящён линейной пехоте. Приложение – фигурка мушкетёра. Тираж 6 200 (меньше на 50).
Вложение:
NW164.gif [ 1.96 MiB | Просмотров: 2806 ]
Вложение:
IMG_3171.JPG [ 103.13 KiB | Просмотров: 2806 ]
Вложение:
IMG_3172.JPG [ 100.44 KiB | Просмотров: 2806 ]
Вложение:
IMG_3173.JPG [ 101.08 KiB | Просмотров: 2806 ]
Вложение:
IMG_3174.JPG [ 99.35 KiB | Просмотров: 2806 ]
Вложение:
IMG_3175.JPG [ 123.82 KiB | Просмотров: 2806 ]
1. Датировка.
Производитель датирует фигурку 1802-1803гг. Данная датировка связана с изменением головных уборов. Введённую в 1802г. шляпу уже в 1803г. начали заменять шапкой, которая в дальнейшем эволюционировала в кивер. Впрочем, процесс это был не одномоментный и, фактически, в шляпах могли ходить и после 1803г.
2. Униформа.
Фигурка интересна тем, что представляет первый вариант формы правления Александра I. Начало царствования Александра Павловича фактически совпало со сменой веков. И одновременно происходит смена моды. Причём меняется и гражданская и военная мода. При этом сложно точно понять влияли ли гражданская мода на военную, или наоборот. На мену традиционным для 19в. камзолам и кафтанам приходит одежда во фрачном стиле. На фигурке мы видим такой ранний вариант этой формы. Двубортный мундир с высоким открытым воротником. Такой мундир прослужит довольно долго с незначительными изменениями. Круглый ранец прослужит меньше. Уже к 1808г. от него откажутся в пользу классического прямоугольного. Шляпа прослужит менее всего. Уже с 1803г. военную моду начнут завоёвывать кивера. В гражданскую моду начнут проникать шляпы цилиндры. В целом, форма и экипировка на фигурке показаны верно. Есть только вопросы по знакам различия. Их мы рассмотрим ниже.
3. Скульптура.
Размер крупный.
Вложение:
IMG_3176.JPG [ 126.17 KiB | Просмотров: 2806 ]
В целом, фигурка выглядит неплохо, благодаря вполне приличным пропорциям. Ружьё получилось более или менее приемлемо. Тесак грубовато сделан. Фляжка слишком узкая. Мелкие детали проработаны хорошо.
4. Ошибки и недочёты.
Ремень ружья закреплён перед спусковой скобой, д.б. ниже на прикладе. Верхний конец ремня ранца должен заходить на сам ранец сверху. На фигурке он уходит куда-то под ранец.
Так же в данном разделе хотелось бы подробнее остановиться на вопросах знаков различия.
Полковыми знаками различия на то время были цветовые отличия воротников обшлагов и погон. Полки пехоты были объединены в инспекции. Инспекции были образованы по территориальному принципу и представляли собой некое подобие современных военных округов. Каждая инспекция имела сой цвет. Это цвет был присвоен воротнику и обшлагам.
Внутри инспекции полки различались по цвету погон. Цвет погон обозначал номер полка в инспекции.
На фигурке мы видим воротник и обшлага красные, что указывает на Санкт-Петербургскую инспекцию. Погоны розовые, что указывает на шестой полк в инспекции. Шестым полком в Санкт-Петербургской инспекции был Тенгинский мушкетёрский полк. Тут всё правильно.
Интересно само название полка. Обычно полки называли по городам. В журнале написано, что название Тенгинский происходит от названия кавказской крепости Тенги.
Что за крепость непонятно.
Теперь рассмотрим батальонные различия.
Для различия батальонов внутри полка использовалась кисть на шляпе. Середина кисти была по цвету погон, а цвет остальной части кисти обозначал батальон. Мушкетёрские полки состояли из трёх батальонов
В первом батальона кисть была белая, во втором – жёлтая, в третьем – красная. На фигурке мы видим белую кисть, т.е первый батальон. Однако, первый батальон в мушкетёрском полку был гренадёрский и носил гренадёрские шапки, а не шляпы.
Т.о. белый цвет кисти можно отнести к ошибкам.
В качестве ротных различий использовался темляк.
Различное сочетание цветных элементов темляка указывало на конкретную роту в батальоне.
На фигурке показан темляк с красной шейкой и белыми гайкой и околышем.
Поскольку автор основывается на труде Висковатова, то в описании планшета сказано, что шейка темляка была по цвету воротника. При таком варианте белые гайка и околыш обозначают первую роту любого батальона.
Однако, по современным исследованиям шейка цвет шейки темляка обозначал батальон. Т.е. соответствовал цвету кисти на шляпе. В таком случае темляк на фигурке указывает на первую роту третьего батальона. Третий батальон был мушкетёрским. Т.о. для приведения фигурки в соответствующий вид кисть на шляпе должна быть красной.
5. Итог.
В целом, фигурка получилась неплохая. Базовая фигурка, представляющая основную массу пехоты на начальный период царствования Александра I.