Форум о военно-исторической миниатюре, патворках, моделизме
https://forum.koof.ru:80/

То, что мы уже потеряли или можем скоро утратить.
https://forum.koof.ru:80/viewtopic.php?f=54&t=1886
Страница 1 из 5

Автор:  Mumus [ 25 ноя 2015, 23:21 ]
Заголовок сообщения:  То, что мы уже потеряли или можем скоро утратить.

К сожалению, рассказывая о городе, невозможно пройти мимо утраченного, в разные годы и по разному поводу.
Будем публиковать истории, уже погибших зданий.

Начнем с дома сказки.

Доходный дом П. И. Кольцова
Модерн
1905-1907 - арх.Бернардацци Александр Александрович

До 1905 г. обширным участком на углу Офицерской ул. (Декабристов) и Английского пр. владела вдова полковника Мария Ивановна Маслова, которой принадлежал четырехэтажный жилой доходный дом середины ХIХ века.
В 1882-1882 гг. в этом доме в квартире своей кузины Амалии Литке некоторое время жил композитор П. И Чайковский.

В 1905 г. Петр Иванович Кольцов, золотопромышленник, гласный городской Думы приобрел участок у дочери Масловой. К концу 1907 г. на территории, расчищенной от старых построек, по проекту арх. департамента народного просвещения и преподавателя высших архитектурных курсов Аркадия Аркадьевича Бернардацци был возведен новый дом.

Здание поражало своеобразием архитектурных деталей и броской красотой: окна и балконы причудливой формы, красивая угловая башня, облицовка стен природным камнем и огромными майоликовыми панно, выполненными по эскизам М. А. Врубеля. Угловой эркер дома завершался изображением птицы Феникс. Скульптурные украшения фасадов и Феникс с двухметровыми крыльями были изготовлены петербургским ваятелем бароном К. К. Рауш фон Траубенбергом.
В народе здание получило название «Дом-сказка».

В начале ХХ века в доме проживала знаменитая балерина Анна Павлова. В ее роскошной квартире был оборудован репетиционный зал с кафельной печью, расписанной ампирными веночками с фризом танцующих нимф под высоким потолком. Именно в этом зале М. М. Фокин поставил для Павловой знаменитого «Умирающего лебедя».

В 1920-х гг. в доме действовала балетная школа А. Ф. Кларка, в которой учился будущий драматический артист Н. К. Черкасов. Балетная школа просуществовала до начала войны. После пожара в доме в 1942 г. занятия в ней прекратились. Почти вся семья Кларков и он сам погибли в блокаду от голода.

Дом практически полностью обрушился в ходе пожара 1942 года и после войны, там было нечего восстанавливать. На его месте, построили обычный жилой дом.

Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 100.87 KiB | Просмотров: 8981 ]
Комментарий к файлу: Анна Павлова, в своей квартире
2.jpg
2.jpg [ 47.29 KiB | Просмотров: 8981 ]

Автор:  Mumus [ 02 дек 2015, 10:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Еще один потерянный во время войны дом. Казанская 48.

Тут размещался оружейный магазин В.В.Лежена. Надо сказать, оружейных дел мастеров, у нас было не мало. Если будет интересно, я могу привести статью с фотографиями самих ружей и рассказом о мастерах, они были напечатаны в журнале "Мастер ружье" и скорее всего никому из нас не попадались на глаза. Так что если будет кому то любопытно, напишите, я потом приделаю статью о Петербургских оружейниках.
Пока что вернемся к Лежену.

В одних рекламных объявлениях фирмы «В.В. Лежен» указывалось, что она существует с 1794 года, в других – с 1844 года. В каждом поколении семьи Лежен старшие сыновья носили имя Вильгельм (Василий – на русский лад). Неизвестно только, соблюдалась ли эта традиция в Бельгии, откуда прибыли первые представители фамилии. С 1714 по 1794 год Бельгия входила в состав владений Габсбургов как Австрийские Нидерланды. Вероятно, этим можно объяснить австрийское подданство Леженов.

Надо сказать, что это компания, типичный представитель, увядающего семейного бизнеса, где после хорошего развития при старом хозяине, дети разбазарили дело.

Первые сто лет, все идет как будто не плохо, компания развивается, строит мастерские по производству гильз и несколько токарных. 1889 год. Товарищество братьев Лежен становится поставщиком двора Е.И.В.

1894 год. В присутствии 200 высокопоставленных гостей отмечен 100-летний юбилей фирмы. Выпуск «юбилейного» прейскуранта. Кстати говоря, работники компании видя бедственное положение к началу 20 века, пытались спасти положение. Бывший управляющий Секачев, выкупает часть оборудования.

Но уже к 1896 гоу, Торговый дом «Лежен» наряду с оружием и принадлежностями для охоты начинает продавать велосипеды.

Последний всплеск деловой активности, это открытие филиала в Москве, в здании на Неглинном проезде( здание Сандуновских бань).

Но в 1898 году, умирает Василий Лежен. Похоронен на римско-католическом кладбище Выборгской стороны.

1905 год. Торговый дом «Лежен» прекратил своё существование.

Надо сказать, что последние годы, мастерская совсем прекратила выпуск собственного оружия, что понятно после прочтения писем некоего Ф.А. Исупова, заказавшего там дешёвое ружьё и получившего в результате откровенный хлам, вероятно, бельгийского производства. За две недели между получением ружья из-за границы и его отправкой заказчику на прицельной планке была сделана надпись «P.I.W.W. Lejeune St.- Petrsbourg» и…всё.

Что послужило началу целого диспута в тогдашней "Охотничьей газете".

Единственным достижением компании, остается выпуск ружей системы Ивашенцева.

На фото, два дома, старый и новый, построенный после войны, в стиле "Сталинский неоклассицизм".

Вложения:
2.jpg
2.jpg [ 92.64 KiB | Просмотров: 8957 ]
3.jpg
3.jpg [ 142.78 KiB | Просмотров: 8957 ]
1.jpg
1.jpg [ 132.76 KiB | Просмотров: 8957 ]
4.jpg
4.jpg [ 62.28 KiB | Просмотров: 8957 ]

Автор:  araks [ 02 дек 2015, 11:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Новая версия, по-любому, эстетичней выглядит.

Очень жаль, что не сохранился "Дом-Сказка", но война есть война, дрезденцам союзники, вообще, ничего не оставили.

Автор:  Mumus [ 02 дек 2015, 13:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Сталинские здания, редко бывают красивыми. Они очень мрачные и того и гляди, нквдешник из парадной покажется.

Автор:  Mumus [ 02 дек 2015, 23:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Гатчина. Амфитеатр.

В 1790-х годах в Гатчине работал один из интереснейших людей того времени одаренный поэт и переводчик, незаурядный гравер и художник, изобретатель и общественный деятель Николай Александрович Львов. Он был в буквальном смысле слова энциклопедистом.
Но в истории Львов остался прежде всего как замечательный архитектор – создатель Невских ворот Петропавловской крепости в Петербурге и уникального Приоратского дворца в Гатчине.
Между тем Львов является автором и многих других архитектурных сооружений, в том числе и в Гатчинском парке. По его проекту был сооружен земляной Амфитеатр со скамьями из дерна, уступами спускающимися к арене. Постройка напоминает древнеримский амфитеатр в миниатюре. Она предназначалась для проведения состязаний, турниров и других костюмированных представлений. По одному из преданий, на арене Амфитеатра устраивались даже петушиные бои.
В 1797 году в глубине Дворцового парка рядом с Оранжереями начинается строительство земляного вала. Согласно проекту архитектора Николая Львова, сооружение должно было представлять собой замкнутое кольцо диаметром 65 метров с круглой ареной посередине. Ширина основания земляного вала при этом составляла 10 метров, а высота — почти 4 м. В стенах проделали четыре симметричных отверстия шириной 5 метров. Два из них предназначались для прохода зрителей на скамьи, а через два других всадники выезжали на арену. Торцевые стены выложили знаменитым пудостским туфом, с петлями для предполагаемых ворот. По проекту они планировались кованными, с вензелями Павла I, но так и не были созданы.

Восемь узких лестниц со ступенями из церницкой плиты ведут на верх земляного вала. На дорожке, проходящей по всему периметру сооружения, установлены пьедесталы. На них предполагалось расположить статуи из того же пудостского камня. Пространство вокруг дорожки планировалось засадить цветущими кустарниками и покрыть дерном. По проекту у основания лестниц должны были быть установлены позолоченные вазы, а на арене — чаши-курильницы. Внутренняя поверхность вала предназначалась для размещения зрителей: для них были созданы скамьи в виде уступов, покрытых дерном.

Павел I – искусный наездник и любитель всего военного – проводил на арене Амфитеатра роскошные конные рыцарские турниры. В этих театрализованных представлениях участвовали как приближенные, так и царственные особы.

К сожалению, проект постройки Амфитеатра не был реализован до конца: ворота, вазы и статуи не установили, кустарник не посадили. В 1847-1849 годах проводились работы по реставрации памятника, но и они были выполнены не в полном объеме. С тех пор вот уже более 160 лет никаких восстановительных работ там не проводилось. Время не пощадило эту уникальную постройку, и сегодня гатчинский Амфитеатр находится в руинах, продолжая разрушаться.

Вложения:
4.jpg
4.jpg [ 27.79 KiB | Просмотров: 8920 ]
2.jpg
2.jpg [ 176.57 KiB | Просмотров: 8920 ]
3.jpg
3.jpg [ 133.42 KiB | Просмотров: 8920 ]

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 21:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Еще одно здание сильно пострадавшее во время войны и не восстановленное.
Особняк С. И. Книрши - Особняк А. Д. Вяльцевой . Ресторан "Монте-Карло"


Год постройки: 1899
Стиль: Модерн
наб. р. Карповки, 22

Особняк купчихи С. И. Книрши, одна из первых петербургских работ арх.-худ. В. И. Шене в сотрудничестве с техником В. И. Чагиным. Образ этого здания создан под влиянием особняков и вилл нового стиля "Art Nouveau", строившихся в то время в ближних парковых пригородах Парижа по проектам Гектора Гимара и Виолле ле Дюка.

В данном особняке арх. Шене использовал свой выразительный элемент - "Башенку - грибок" с широкими кровельными отвесами.
Этот же элемент был использован им при создании дачи Е. К. Гаусвальд на Каменном острове, 2-я Березовая аллея, 32 - 1898 г. и в композиции собственной виллы, Сквозной проезд, 3 - 1904 г.

В качестве иллюстрации использован восстановительный рисунок С. Фролакова из серии "Восстановленный Петербург".

Знаменитая певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева получила в подарок от своего мужа - полковника Бискупского, особняк на наб. р. Карповки, 22. Однако, она не стала жить в этом доме, а приспособила его под ресторан. В первые годы ХХ в. в этом районе располагались особняки, дачи и старые усадьбы. Дачная публика искала летних развлечений и в особняке Вяльцевой к услугам отдыхающих был ресторан "Монте-Карло", казино и для особо желающих - номера с обслуживанием.

Когда в 1914 г. началась война, то увеселительные заведения в особняке уступили место лазарету для раненных фронтовиков. Но в 1920-х гг., во время нэпа, в бывшем особняке опять открылся ресторан, игорное заведение и бордель, причем с весьма дурной репутацией. В саду на участке за особняком и в прилегающем квартале завелась шпана, бомжи и пьяницы. Вечером появляться там было небезопасно, и дом и все это место так и прозвали - "Бордель". За особняком не ухаживали, он быстро ветшал и приобрел вид мрачного замка, словно бы населенного персонажами Чарльза Дикенса. После закрытия "борделя" в бывшем особняке рамещались разные учреждения, а после войны он и вовсе оказался непригоден ни для чего по причине глубоко аварийного состояния.

В 1960 г. особняк С.И. Книрши был снесен вместе с прилегающим садом. Сейчас на этом месте стоит жилой дом.

Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 52.74 KiB | Просмотров: 8896 ]
2.jpg
2.jpg [ 122.08 KiB | Просмотров: 8896 ]
3.jpg
3.jpg [ 40.49 KiB | Просмотров: 8896 ]

Автор:  araks [ 15 дек 2015, 21:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Симпатичный домик, жаль, что не сохранился (

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 21:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Я думаю его история большевикам глаз мозолила, было стыдно за организованный бордель. Вот и не стали восстанавливать, судя по фото, он не так уж и сильно разрушен.

Автор:  svt [ 15 дек 2015, 22:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

От внутреннего состояния многое зависит. Там могли сгнить перекрытия, фундаменты могли быть в критическом состоянии, а ветхость всего сооружения могла и не выдержать домкратных работ, необходимых для реконструкции фундаментов. И самое главное, что могло и не быть денег на его реставрацию/реконструкцию, все-таки его история не представляла интерес, а даже очерняла в какой-то степени существующий режим.

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 22:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Кажется от Храма Христа спасителя, осталось гораздо меньше.

Автор:  svt [ 15 дек 2015, 22:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Ну его с нуля строили снова. И уже не при большевиках.

Автор:  Sws35 [ 15 дек 2015, 22:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Боря, а тебе ночью, под кроватью, большевики не мерещаться? А то будет как в том анекдоте про крокодила :) а если серьезно - там очень большие проблемы были с реставрацией, даже с поляками консультировались. Пришли к выводу, что нецелесообразно, учитывая, - есть еще образцы творчества в этом стиле. Тем более, что после пожара так и не была восстановлена кровля, что привело к значительному разрушению несущих конструкций здания

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 22:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Sws35 писал(а):
Боря, а тебе ночью, под кроватью, большевики не мерещаться? А то будет как в том анекдоте про крокодила :) а если серьезно - там очень большие проблемы были с реставрацией, даже с поляками консультировались. Пришли к выводу, что нецелесообразно, учитывая, - есть еще образцы творчества С. Книрши


Как хорошо, что все картины Да Винчи не сожгли на том основании, что в Лувре висит одна. Большевики это интересный вопрос, но не для этой темы.

Автор:  Sws35 [ 15 дек 2015, 22:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

А сколько, кстати, было уничтожено картин Леонардо просвещенными европейцами?вот эта, где?

Вложения:
image.jpeg
image.jpeg [ 36.91 KiB | Просмотров: 8873 ]

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 22:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Sws35 писал(а):
А сколько, кстати, было уничтожено картин Леонардо просвещенными европейцами?


Ну где не надо, мы сразу на европейцев ровняемся.

Автор:  Sws35 [ 15 дек 2015, 22:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

А что построили на Лиговке? Обещали ведь симметрию, а это, блин, что за диагноз??
Про то, что было на этом месте я уж вообще молчу

Вложения:
image.jpeg
image.jpeg [ 58.56 KiB | Просмотров: 8872 ]

Автор:  Sws35 [ 15 дек 2015, 22:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Вот как это здание ухитрились исключить из списков объектов охраняемых государством???

Вложения:
image.jpeg
image.jpeg [ 77.03 KiB | Просмотров: 8869 ]

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 22:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

Когда здание кому то нужно, оно быстро исключается. Мы за последние 10 лет, потеряли больше, чем в войну.

Автор:  Sws35 [ 15 дек 2015, 23:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

А вот это? Когда я поинтересовался в районе, они с крайним удивлением узнали, что там часы есть

Вложения:
image.jpeg
image.jpeg [ 87.18 KiB | Просмотров: 8865 ]

Автор:  Mumus [ 15 дек 2015, 23:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: То, что мы потеряли

В смысле механизм сохранился?

Страница 1 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/