Дом торгово-промышленного товарищества "Бажанов и Чувалдина" (Дом Бажанова) 1907-1909 - Алешин Павел Федотович ул.Марата д.72
Часть 1.
К сожалению в Петербурге осталось не так много зданий, интерьеры которых сохранились в первозданном виде, это и революция, сместившая правящий класс и войны и политика экономной архитектуры, советского времени. Но старый Петербург не уничтожен полностью. Сегодня я хочу рассказать о доме, сохранившим свои интерьеры практически в первозданном виде, не в последнюю очередь, благодаря замечательным жильцам и руководителям библиотеки, которая расположилась в нем.
В феврале 1904 г. создается Торгово-промышленное товарищество «Ф. Г. Бажанов и А. П. Чувалдина» - акционерное общество на паях. В 1905 г. сотрудники Товарищества заполнили анкеты с указанием сведений об имеющемся у них жилье с указанием адреса, характеристики жилых помещений и платы за них, состава семьи, отдаленности от места работы, транспорта и времени, которое затрачивается на дорогу. 30 июня 1906 г. у действительного статского советника М. Н. Журавлева был приобретен участок на Николаевской ул., 72. (Марата) Имевшиеся на участке каменный дом и служебные постройки подлежали сносу. В конце 1906 г. Алешин приступил к работе над проектом, а 12 февраля 1907 г. проект был уже утвержден техническим отделом Петербургской городской управы.По условиям заказчика в здании должны были разместиться апартаменты директора-распорядителя, служебные помещения правления с залом для заседаний, 30 квартир служащих товарищества, насчитывающих от 3 до 8 комнат, общежитие для молодых сотрудников и артельщиков с кухней и столовой, кладовые для хранения товаров, а также прачечные и прочие хозяйственные службы, вплоть до конюшни и коровника.Кроме того было поставлено требование «не иметь темных помещений и высоких корпусов».
Учитывая не слишком большую протяженность участка по Николаевской ул., архитектор для выполнения заказа сильно вытянул постройку в глубину участка. От основного трехэтажного объема с обеих сторон длинными узкими полосами отходят разноэтажные дворовые корпуса, простирающиеся почти до Лиговского пр. Поперечные корпуса образуют три внутренних двора, соединенные между собой арочными проездами. Всего в здании насчитывается два трехэтажных, два четырехэтажных, два пятиэтажных боковых флигеля, один пятиэтажный и два четырехэтажных поперечных дворовых корпуса. Замыкает участок трехэтажный задний флигель. В первом и втором этажах главного корпуса и во вторых этажах двух примыкающих к нему боковых флигелей располагалась 40-комнатная квартира Ф. Г. Бажанова. Остальные этажи этого комплекса предназначались для административных помещений правления, в т.ч. для зала заседаний.
Уже после начала строительства Алешин значительно переделал фасад. Наибольшие изменения претерпела центральная часть: архитектор убрал все пилястры и колонки, аркатурные пояса, майоликовые вставки и наличники. Все оконные проемы стали четырехугольными. Кроме того архитектор решил не выделять плоскость второго этажа облицовкой грубоколотым гранитом, а применить тат же камень, что и на остальном фасаде. В осуществленном варианте появился ранее отсутствовавший мощный каменный фриз с изображением растительного орнамента и профилированная тяга под окнами второго этажа. Значительной переработке подверглись эркеры: Алешин отказался от полукруглой башни и заглубил середину обоих эркеров. Выдвинуты вперед были лишь фланкирующие их широкие пилястры, увенчанные резными каменными капителями на левом и остроконечными шлемовидными открытиями на правом эркерах. Треугольный шипец, завершающий левый эркер, сохранился, а на правом высокий конус был заменен аттиком, подведенным под общую кровлю. Из многочисленных вертикальных членений правого эркера остались лишь резные колонки между окнами третьего этажа. Резной каменный декор обрамляет полуциркульное окно второго этажа левого эркера. Алешин был не только архитектором дома, но и руководителем его строительства. Получив от Правления товарищества широкие полномочия, он имел право на свое усмотрение заключать и расторгать договоры с подрядчиками и поставщиками, контролировать качество и сроки выполнения работ, а также сноситься по всем вопросам с Городской управой.
За оформление лицевого фасада главного корпуса мелко накованными гранитными плитами взялось акционерное общество «Гранит», владеющее каменоломнями в Финляндии и камнеобрабатывающими мастерскими в г. Ганге (Ханко). Обработанные там плиты светло-красного гангутского гранита отправлялись затем в Петербург, где мастера общества устанавливали их на фасад дома. Из того же гангутского гранита по чертежам Алешина исполнялись в Ганге и разные орнаментальные детали. Кровля дома была сделана из оцинкованного железа, уложенного по деревянной обрешетке. Для покрытия лицевого ската кровли главного корпуса (около 40 кв. саженей) использовали металлизированную черепицу, поставленную художественно-керамическим производством О. О. Гольдвейна и П. К. Ваулина. Убранство фасада дополняли четыре бронзовых флагодержателя, отлитых фирмой В. В. Гаврилова, и медные карнизы, патинированные «под зеленоватую помпейскую бронзу», которые изготовил художественно-строительный слесарный завод К. Винклера. На том же заводе были сделаны ажурные кованые ворота с накладными бронзовыми украшениями, парапетные и балконные решетки. Массивные бронзовые двери парадного входа Алешин выписал из Англии.
В апартаменты Бажанова ведет парадная металлическая дверь главного корпуса. Этот единственный вход с улицы оформлен двумя тамбурами с дубовыми дверями. Верхняя часть дверей заполнена венецианскими стеклами с фацетом. Далее следует широкая белая мраморная лестница с низкими парапетами, переходящими во встроенные скамейки. За дубовой трехстворчатой дверью находится парадная лестница из белого каррарского мрамора – трехмаршевая. Над ней симметрично друг другу расположены два вензеля: монограмма «ФБ» - принадлежала Филадельфу Геннадиевичу, а «ЕБ» - его супруге Екатерине Владимировне. Сливово-брусничный цвет окраски стен холла был выявлен при реставрационных работах. И это один из немногочисленных подлинных цветов интерьера дома. Прежде через световой фонарь на потолке (самый большой в доме) лестницу освещал дневной свет. Сейчас стекла окрашены, но сохранились бронзовые переплеты и само устройство светового фонаря. Он насквозь проходит через вышерасположенную квартиру до самой кровли. Над библиотекой в настоящее время находятся мастерские художников. Фонарь парадной лестницы с их стороны заделан паркетом. Наверху для обслуживания фонаря предусмотрена специальная комната. Неизвестно были ли окна парадной лестницы окрашены,как сейчас, черный цвет. К моменту въезда библиотеки в это здание, они были такими. Известно только, что пространство парадной лестницы Алешин решал именно в черно-белых тонах. За стеклами находится узкий коридор с дверью, за которой квартира Бажанова продолжалась. Сейчас дверь эта заложена.
При реставрации слева от верхнего пролета лестницы были открыты изящные арочные проемы балкона,образующие холл второго этажа. В советские времена, когда здесь размещалась библиотека им. А.П. Чехова, холл был закрыт огромными листами фанеры, окрашенной в салатный цвет, и запирался на ключ, к которому была прикреплена бирка «Тёщина комната». Напротив парадной лестницы расположена приемная хозяина дома. Комната облицована декоративными панелями, выполненными из орехового дерева. Резьбой украшены потолочные балки, на дверях – резные филенки. Панели оконных проемов украшают майоликовые вставки, выполненные по эскизам М. А. Врубеля -изразцы «Павлин». Свое подлинное убранство, кроме приемной, сохранили кабинет хозяина, гостиная, малая и большая столовые, холл, фойе с камином, а мебель для каждой комнаты после реставрации делали специально по эскизам администрации библиотеки. Готовую мебель тонировали непосредственно в тех комнатах, где она должна стоять, чтобы максимально точно воспроизвести оттенок декоративных панелей стен. Автором проекта реставрации «Дома Бажанова» была Роза Ивановна Суслова. Благодаря ее строгости, принципиальности и незаурядному художественному вкусу, внутренним интерьерам был возвращен их первоначальный блеск.
В центре холла находится камин в замковом стиле. Он оформлен майоликовой плиткой и медной панелью с чеканкой с изображением дракара. Как и все остальные в этом доме, камин изготовлен в мастерской Ваулина и Гельдвейна. В верхней части камина находится декоративный фриз. Фриз со сценами из крестьянской жизни неизвестного автора расположен по стенам под потолком. Каждое панно имеет собственный сюжет и название. Отчетливо видны более 50 персонажей детей и взрослых. Реставрация потолка холла представляла самую сложную задачу: он был сильно разрушен протечками с верхних этажей, к тому же в его оформлении нет повторяющихся деталей. Два года искали не просто лепщика, но лепщика-художника. Потолок реставрировал, а местами воссоздал, Павел Куделич. В кабинете хозяина дома стеновые панели, деревянные элементы камина изготовлены из красного дерева. При реставрации обнаружилось, что на некоторых из них сохранился первоначальный слой лака. В правой части камина видна бронзовая ручка, при повороте которой открываются заслонки, приводящие камин в рабочее состояние. Потолок в кабинете кессонированный, заполнен интенсивной лепкой.Здесь в настоящий момент находится читальный зал. В фойе рама камина изготовлена из дуба. На майоликовых облицовочных плитках изображены розочки в стиле модерн. На потолке - изящный кованый фонарь.
Стены малой столовой отделаны дубовыми панелями. Прежде в стену был встроен буфет. Оригинальная дверь не сохранилась, при реставрации новая дверь была стилизована под окружающий интерьер. Бра воссозданы по историческим фотографиям. Люстра осталась она только на фотографии: сложная, украшенная мужскими фигурами, вазой и тарелкой. Другое название малой столовой - Гербовый зал. Здесь над каждой дверью располагаются гербы по одной диагонали Санкт-Петербурга и Москвы, а по другой Ярославской и Олонецкой губерний. Ярославсвская губерния – место рождения хозяина дома, а Олонецкая имеет отношение к Михаилу Федоровичу Кириллову. Товарищество приобретало земли в Олонецкой губернии. Петербург и Москва представлены как символ деловых отношений: Товарищество взаимодействовало с московскими мануфактурами. (Г. Н. Гашкова «Обитатели дома Бажанова» С. 103).
Стены большой столовой отделаны дубовыми панелями.В центре возвышается огромный камин, украшенный майоликовой плиткой и замечательной инкрустацией цветов ириса. Такие же ирисы в виде инкрустации (это видно на старых фотографиях) повторялись на всей мебели большой столовой.
Самое большое панно – «Садко», его длина - 7 м. Садко не богатырь,в былинах повествуется о нем как о певце, гусляре, пленившем царя морского, а также как о богатом купце новгородском. Отсюда - двойственный характер былины - фантастический и совершенно реалистический. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно "Вольга". Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52x36 см. В 1964 г. «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу но его восстановлению провел старший художник-реставратор К.Б.Бернякович. Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 г. В Русском музее в корпусе Бенуа представлены четыре полотна из фриза, Садко до сих пор хранится в запасниках музея. За последние 25 лет целиком фриз в России не выставлялся.
Библиотека им. А. П. Чехова обосновалась в доме в период блокады: с 1943 г. она занимала малую часть бывшей хозяйской квартиры, а впоследствии ей были переданы все парадные помещения. Ныне здесь находится Детская библиотека истории и культуры Петербурга – филиал № 2 Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина
Все помещения дома, кроме квартиры хозяина (помещение библиотеки), до сих пор жилые.
Вложения: |
Комментарий к файлу: Архитектор П. Ф. Алешин
0.1.jpg [ 74.03 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
Комментарий к файлу: фото 1900 годов
0.jpg [ 63.25 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
Комментарий к файлу: фото 2012
1.jpg [ 62.11 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
Комментарий к файлу: интерьер 1900-х годов
2.jpg [ 70.25 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
3.jpg [ 43.93 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
4.jpg [ 53.57 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
5.jpg [ 79.34 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
6.jpg [ 41.87 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
7.jpg [ 64.3 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
8.jpg [ 108.16 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
9.jpg [ 40.24 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
10.jpg [ 79.23 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
11.jpg [ 72.21 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
12.jpg [ 45.38 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
13.jpg [ 47.48 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
14.jpg [ 84.63 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
15.jpg [ 161.3 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
16.jpg [ 71.37 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
17.jpg [ 47.71 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
18.jpg [ 99.23 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
19.jpg [ 54.94 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
20.jpg [ 41.49 KiB | Просмотров: 3273 ]
|
_________________ ««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
|