Забавно в этой теме получилось ) Вот и год обезьяны подошел к концу ) Впереди нас ждет год петуха ) (Надеюсь хоть в следующем году я буду чаще захаживать на сайт, ну поживем - увидим.)
Петух –символика, изображения в искусстве.За минуту до рассвета
По-парадному одетый
На заборе петушок
Прочищает голосок.
У него сегодня дело.
Только бы не проглядел он,
Как из-за далёкой кручи
В ночь ворвётся первый лучик...
В нетерпеньи тянет шею -
Поскорей бы, поскорее -
Весь на взводе, начеку...
Наконец: КУ-КА-РЕ-КУ!!!
Автор: Гарг Т.
Петух в Китае считается основным символом элемента Ян и носителем множества достоинств.
Мужской принцип, Птица Славы, означающая - бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; Он - вестник зари - символ солнца и духовного возрождения.
Картина с петухом художника Фэн Инцзе
Вложение:
1.jpg [ 94.73 KiB | Просмотров: 5723 ]
Пять добродетелей петуха - урок из учебника классического китайского языка Хёниша:
1. Носит гребень на голове, что символизирует - ученость.
2. Носит шпоры на ногах – военная доблесть.
3. Когда перед ним враг, не боится, а нападает – храбрость.
4. Увидев пищу, зовет остальных – гуманность.
5. Несет ночной караул, не пропуская час рассвета – вера.
В Китае Петух олицетворяет смелость, благожелательность, достоинство и верность. Красный петух - первоначальная форма Солнца и защищает от огня; белый петух защищает от духов.
Два бьющихся петуха означают битву жизни.
По легенде, отправляясь к Будде, Дракон попросил у Петуха на время его роскошные рога, мол: ты и так красивый, а у меня голова лысая, а по возвращении решил их присвоить – скрылся на дне реки, где Петух его не мог достать. С тех пор Петух и кричит: "Братец Дракон, отдай мой рога", что собственно, по китайски примерно и означает - Ку-ка-ре-ку!
Вестник зари — символ Солнца и духовного возрождения. Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими. Петух связан с зарей, Солнцем и светом у всех народов, за исключением кельтов и скандинавов, где он является посланником загробного мира: петух управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.
В Древней Греции петух — атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Афины и Деметры, Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания). Красный гребень петуха ассоциировался с кровавыми сражениями, поэтому петух сопровождает бога войны Ареса. Кроме того, он — традиционная птица для жертвоприношений. У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей.
Вложение:
2.jpg [ 94.43 KiB | Просмотров: 5723 ]
Петух (греч. alektoros — "не имеющий ложа"), просыпающийся раньше всех и приветствующий рассвет победным криком, считался символом Солнца, огня и в этом качестве признан атрибутом солнечного бога Аполлона. Верховное божество Зевс олицетворял утреннюю зарю, поэтому его тоже изображали с петухом в руках. В одном из таких изображений петуха в руках держит юноша Ганимед, похищаемый Зевсом.
В западном искусстве петух может персонифицировать похоть. Эта символика наблюдается и в других традициях: у римлян петух — фаллический тотем; в тибетской мандале, иллюстрирующей учение Будды, петух служит символом вожделения.
В христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Часто петух служит флюгером на церквах, что символизирует бдительность по отношению ко всякого рода злу, как символ готовности встретить утреннюю зарю. Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра. Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятницы. Поющий петух — напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния. Об этой легенде напоминает и петух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.
Если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух— с водой, подземным царством (ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11—12 в.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур.
Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом» и т. п.).
Известно фантастическое существо с передней частью в форме коня, а задней — петуха. Еще одно фантастическое существо –символ - Абраксас — изображали с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног.
Петуха изображали на колоннах статуи богини Весты в Риме.
В зороастрийском культуре петуха (parodarsh) почитали священной птицей. На сасанидских шелковых тканях встречаются изображения петухов с нимбом вокруг головы.
В исламе считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммедом на Первом Небе рая, кричавшей: «Здесь не бог, но Аллах».
Некоторые африканские народы считают петуха прорицателем и обладателем тайных знаний, поэтому связывают его с колдунами.
В Японии петух — священное животное. Ему предоставлена полная свобода передвижений в синтоистских храмах. Петух созывает верующих к молитве — напоминание о том, как он однажды вызвал богиню Солнца Аматэраму из пещеры, где она скрывала свой свет.
В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и является одним из трех эмблематических животных (наряду со свиньей и змеей), которые сопровождают человека в круге рождения и смерти.
В алхимии Петух символизирует летучую часть вещества камня — живую, активную, сухую воду (противопоставлен образу Лисы). В трактате Василия Валентина «Двенадцать ключей» читаем: «Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой».
В восточном календаре этой птице — единственной из царства пернатых — принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле.
Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости. "Галльского петуха" изображали в качестве эмблемы революционной Франции.
Для восточных славян при вселении в новый дом петух играл роль «двойника» хозяина. Если петух благополучно проводил ночь, то можно было вселяться. Петух и символизировал стихию огня, и был оберегом от нечистой силы. Его изображение часто украшало щипец кровли славянских жилищ. Популярный мотив орнамента на ритуальных и свадебных полотенцах. Символ парня: в рождественские святки девушки гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный. Символ пожара: «Пустить петуха». Как самая бойкая из птиц (знаменитые «петушиные бои») служит символом борьбы и боя.
Вложение:
3.jpg [ 85.42 KiB | Просмотров: 5723 ]
В геральдике при изображении петуха могут выделяться особой краской гребень и бородка, открытый клюв (поющий петух). Петух с поднятой ногой означает готовность принять бой.
Черепаха и петух — два популярных персонажа мозаики базилики Аквилеи (Basilica di Aquileia), Италия. В раннем христианстве петух считался символом Света или Христа и олицетворял победу света над тьмой. Черепаха, напротив, считалась символом дьявола, именно поэтому ее часто изображали рядом с монетами, ведь деньги — один из атрибутов силы зла.
Вложение:
4.jpg [ 277.01 KiB | Просмотров: 5723 ]
В скандинавской мифологии петух — птица подземного мира, крик петуха воскрешает героев Вальгаллы для решающей битвы.
В культурах разных народов встречаются изображения "двуглавых петухов". Подобные изображения толкуют в качестве солярных знаков: восхода и заката, весеннего и зимнего солнцестояния, смены дня и ночи, борьбы тьмы и света, добра и зла.
Представление о Петухе как символе бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом — деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта).
Вложение:
5.jpg [ 81.74 KiB | Просмотров: 5723 ]
Петух — атрибут Св. Галла. Св. Вита, который, согласно средневековым верованиям, излечивал от нервной дрожи и судорог, изображали рядом с петухом, сидящим на книге (символ уверенности).
С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории, Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).
В XVII—XVIII вв. произошло забавное соединение образа петуха в качестве атрибута "Отречения Петра" и петуха как символа утренней зари. В результате Св. Апостол Петр стал небесным покровителем цеха часовщиков. Корпуса часов из позолоченной бронзы стали украшать скульптурными изображениями петухов. В петербургском Эрмитаже, в Павильонном зале установлены часы "Павлин" — сложное сооружение, созданное в 1766—1772 гг. английским мастером Джеймсом Коксом и Фридрихом Юри. Скрытый внутри механизм в определенный момент приводит в движение фигуры павлина, совы и петуха, символизирующих день, ночь и утро.
Вложение:
6.jpg [ 210.74 KiB | Просмотров: 5723 ]
Вложение:
7.jpg [ 242.87 KiB | Просмотров: 5723 ]
Вложение:
8.jpg [ 298.73 KiB | Просмотров: 5723 ]
Вложение:
9.jpg [ 89.11 KiB | Просмотров: 5723 ]
В автомате целых четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова — символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.
И это еще далеко не все, к тому же некоторые сведения противоречивы, так как многие знания были для нас потеряны.
(Ссылки:
Википедия.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
http://shedevrs.ru/metr/557-ptici.html?start=29Картины с петухами Фэн Инцзе
http://ogorodniza.livejournal.com/238990.htmlЕще много китайской живописи с петухами здесь :
http://www.li.ru/interface/pda/?jid=525 ... t396858486