Часть 2.
1992 год также начался для Московской секции вроде бы вполне удачно: передачи на телевидении с пространными рассуждениями и многообещающими заявлениями; новые «проекты» очередных суетливых молодых бизнесменов; покупка оборудования для массового производства; всевозможные заказы и т.д.
В апреле месяце Московская секция приняла участие в выставке в Политехниче-ском Музее, совместно со стендовыми моделистами. Мастера, не входившие в сек-цию, выставились в музее-панораме Бородинской битвы.
В августе же 1992 года открылась с большой помпой во всё том же Музее Вооружённых Сил долгожданная 1-я Международная выставка военно-исторической миниатюры. Из-за рубежа на неё, правда, приехали представители лишь братских народов Украины и Белоруссии. Всего 54 мастера из примерно двух десятков городов. В подавляющем большинстве это были знакомые всё лица, дебютантов были лишь считанные единицы. Не было на выставке несколь-ких признанных корифеев: кто-то уехал за границу; другие открыто прервали все связи с Московской секцией, уйдя в «раскол»; скончался А.Жданкин.
К сожаленью, с московской секцией не желали сотрудничать представители Пи-терской школы, хотя именно в этом году они наконец-то смогли воссоздать свой Клуб Любителей Военно-исторической Миниатюры, растворившийся некогда в недрах «наполеоновской» ассоциации АЛИНЭ. Правда, Питерский клуб не вошёл тогда ещё в силу, к слову сказать, он тогда ещё не обрёл свою старую исконную крышу – Музей А.В.Суворова, куда миниатюристам удалось вернуться лишь спустя два года. Жаль, что питерцы из года в год игнорировали наше Московское общество, ведь в последние годы у них появились вполне достойные мастера, даже в жанре объёмной миниатюры, несмотря на то, что в Петербурге традиционно культивировалась лишь плоская нюрнбергская фигурка. Вероятно, после большевистской эпохи всеобщей коллективизации всех отраслей жизни нашего народа, теперь в нём стали преобладать индивидуалистские или сепаратистские течения, особенно проявлявшиеся в художественной среде. Теперь каждый мастер стремился самовыразиться в одиночку, и только для себя самого – «любимого и дорогого».
На выставке прогремели всё те же имена: Коннова, Блёскина, Киреева. Правда, им на пятки наступали уже и другие: Калиничев, Шиховцев, Шевчук, Оксём, Бутенин. Да и многие другие мастера в отдельных компонентах своих работ ничуть не уступали «мэтрам». Представленные на выставке работы самых разных жанров, из самых разных материалов, выполненные по самой разной технологии в подавляющем своём большинстве отличала высокая техника исполнения и художественное мастерство, или если хотите, то, по аналогии с фигурным ката-нием – артистизм.
После очередного громкого успеха выставки, казалось, что наше движение наконец-то начнёт набирать обороты, разрастаясь вглубь и вширь. Всем верилось, что искусство миниатюры получит вскоре официальное признание не только за границей, но и у нас на Родине, и наконец-то будет создана международная ассоциация, объединяющая всех художников этого жанра. Однако дальнейший ход событий в жизни нашей страны не позволил сбыться этим надеждам. Оглядываясь с высоты прошедших с той поры лет, теперь можно смело утверждать, что выставки 1991-1992 гг. были пиком взлёта этого искусства в наших странах. «Лебединая песня» его, быть может, ещё впереди, но закат давно уже наступил.
То, что не всё было ладно в те годы в «нашем королевстве» говорят многие факты. Весьма показательна в этом отношении судьба фирмы «Лейбъ-компания», дела у которой, что называется «не пошли» почти с самого начала. То ли в этом была виновата сложная экономическая обстановка в это время во всей стране, на внутренний рынок которой прежде всего хотели ориентироваться создатели фирмы. То ли их недальновидная политика протекционизма по отношению к работам лишь узкого круга мастеров, без всякого учёта потребительского спроса на эти работы. То ли виноваты сами эти мастера, пускавшие в тираж фигуры, что похуже, а более удачные «зажимали». Скорее всего, они опасались, возможно, вполне справедливо, что ушлые «пираты» живо их «передерут» и распустят по всему свету. Бороться с этим можно было только тем, чтобы самим как можно живее распускать свои творенья по свету.
Так или иначе, но бизнес у «Компании» явно не пошёл, и через пару лет от фирмы осталось одно только название на вывеске магазина, да и то уже принадлежащего совсем чужим людям.
1993 год не подарил Московской секции также ничего хорошего. Медленно угасли последние надежды на исполнение задуманных некогда грандиозных проектов. Лопнула затея «Лейбъ-компании» с массовым производством полистирольных фигур, хотя другая небезызвестная теперь фирма в это время начинала раскручивать своё производство, и в отсутствии всякой конкуренции творила, что хотела. Вскоре, однако, выяснилось, что мастер-модели для этой фирмы будет делать самый знаменитый наш скульптор. С одной стороны это радовало, что наконец-то у нас в широкой продаже появятся работы классного мастера, но с другой стороны огорчало, что ещё один из наших ушёл «на сторо-ну», в чужое дело, где он, скорее всего, окажется на положении винтика, которым будут крутить, как хотят, и кто хочет. В таком производстве мастер зачастую остаётся беззащитным перед произволом хозяина, не имея никаких авторских прав на произведённый продукт, на отчисление процентов с тиража и последующих перепродаж, которые даже по старым советским законам составляли внушительную сумму. Да что там говорить, даже имя скульптора не указывается на коробке с изделием, в отличие от художника, рисовавшего эти коробки. Чаще всего авторские права скульпторов попросту присваиваются хозяевами фирм, которые предпочитают расплачиваться с мастерами «чёрным налом» в нарушении всяческих законов.
В 1993 году в Европе опять-таки блистали наши мастера. А.Блёскин получил Золотую медаль на международном конкурсе Euro-Militaire в г.Фолкстоне, в Великобритании, а во Франции в Севре – завоевал Кубок Кубков. В.Коннов на конкурсе Militalia в г.Милане в Италии получил специальный приз.
В России в этот год секция участвовала всего лишь в одной скромной, камерной выставке: «Русский военный мундир» в стенах Московской Театральной Библиотеки. Небольшая часть членов Московской секции приняла участие в выездной выставке в г.Ярославле. В 1993 году очевидно людям в нашей стране, и уж тем более в самой Москве было уже не до выставок, у них были другие «развлечения». Делёж национальных богатств, междоусобицы и разборки, спровоцированные высшими эшелонами власти, отбросили Россию от цивилизованного пути развития общества, и столкнули в трясину мрачного прозябания и судорожной борьбы за выживание. В этом процессе художники-миниатюристы со своими творческими идеями и мечтаниями были явно лишними.
В Москве тогда бурную деятельность развила фирма с красноречивым названием «Негоциант». Начало её работы на поприще миниатюры выглядело весьма впечатляюще: цветные проспекты-каталоги, выставка аж в самой Бородин-ской панораме. Да и качество тиражируемых ею фигур было весьма приличным, выгодно отличавшимся от всего того, что было раньше на нашем рынке. Это и не удивительно, ведь оказалось, что «Негоцианту» удалось сманить к себе одного из самых самобытных и плодовитых мастеров Московской секции – А.Калиничева. Однако и с ним повторилась всё та же извечная история, которая всегда возникает между художником, оказывающимся в чужом деле на положении наёмного рабочего, и самим «хозяином». И на сей раз, мастер оказался «мальчиком на побегушках», а никак не равноправным партнёром и совладельцем бизнеса. Доходило даже до того, что на провинциальных выставках «хозяин» выставлял работы Калиничева под своей фамилией. Наши мастера к сожаленью так и продолжали поодиночке «продаваться» за гроши, не желая заниматься организацией общего дела.
В середине 1994 года Московская секция участвовала в выставке организованной Музеем Вооружённых Сил и Российской Государственной Библиотекой по Искусству, как теперь стала называться бывшая «театралка». В сентябре во всё том же МВС была проведена большая выставка уже всей ассоциации авторов ВИМ из разных городов России, Белоруссии и Украины, со всеми, кто ещё продолжал сотрудничать с Москвой. Не было только, конечно же, питерцев.
По размаху экспозиции эта выставка, безусловно, уступала смотрам 1991 и 1992 гг., слишком многое изменилось в нашей стране за последние годы. Поменялось и само отношение руководства музея к нашей деятельности, которое всё больше и больше задвигало нас «на задворки», что сразу же почувствовали многие мастера, отказавшись от участия в выставке в стенах этого музея.
Но, несмотря на все эти негативные закулисные моменты, выставка всё же уда-лась. Хотя она и получилась несколько камерной, но зато уровень работ на ней был как никогда самый высокий. Давно знакомые авторы порадовали своим неожиданно возросшим мастерством, как, например, О.Оксём из Ялты, поразивший всех своей композицией «Развод караула» по картине Гебенса. Да и «мэтры» были на высоте: А.Блёскин выставился со своей «американской» серией фигур, но потряс всех В.Коннов со своим «потрясённым» Наполеоном, и созерцающим запорожским казаком.
Неудивительно, что в этот год на зарубежных выставках работы московских мастеров опять занимали самые высокие места. А.Блёскин во Франции на выставке Булонь-Экспо получил Первую Премию, Золотую Медаль и завоевал Гран-при конкурса, так называемый титул «Best of show».
Однако наряду с радостными моментами стало всё больше казаться, что на соб-ственной Родине наш жанр переживает настоящий кризис. Так и не удалось создать ни Московской, ни Российской, ни тем более Международной ассоциации объединяющей авторов военно-исторической миниатюры самых разных жанров, хотя бы в информационном плане. Не говоря уже о том, чтобы это объединение получило официальное признание, и статус, например, секции при Союзе Художников России, или других творческих союзов, куда втихаря вступали отдельные мастера. Несомненно, что подобный поворот событий позволил бы открыть новые пути в развитии жанра миниатюры, и избежать углубления кризиса. Положительным делом такого объединения уже было хотя бы то, что мастера разных школ Москвы, Петербурга, других городов и даже стран не были бы разобщены из-за отсутствия элементарного обмена информацией о своих организационных и творческих планах.
В сравнении с Москвой в Питере, например, большая группа миниатюристов собралась наконец-то вместе под крышей своей альма-матер – Музея А.В.Суворова, и довольно успешно занялась выставочной деятельностью, и даже выпуском собственного альманаха. Анализ достоинств и недостатков этого издания – тема особого разговора, но, несомненно одно, что почти чисто «солдатистский» альманах оказался весьма жизнеспособным, за прошедшее десятилетие вышло в свет уже около 3-х десятков выпусков.
Москве подобным похвастаться к сожаленью было нельзя. Ушли в прошлое рукописные выпуски «Библиотеки ВИК», явно устарела единственная брошюра по технологии изготовления миниатюры, описывающая «дедовские» методы создания фигур, буклеты московских выставок не удовлетворяют уже современным требованиям к полиграфической продукции. Набор открыток: «Стойкий оловянный солдатик. Выпуск 1», изданный ещё в 1989 году, так и остался первым и единственным.
Бум авторской миниатюры в Москве явно угасал. Рынок постепенно наводнился разнообразной и более доступной западной продукцией, авторские же работы из-за своей высокой цены не могли с ней конкурировать. Таким образом, наши мастера на Родине остались почти не удел, заниматься ширпотребом они не умели, а дорогие и качественные авторские вещи не находили должного спроса у непритязательного отечественного потребителя, всевозможных так называемых «коллекционеров». «Звёзд» на всех мастеров не хватало, точнее эта фирма так и оставалась у нас в стране единственной. Являясь монополистом в сфере массового производства полистирольных фигур, она не очень то радовала публику разнообразием и качеством ассортимента выпускаемой продукции. Исключение составляли, пожалуй, только наборы, сделанные по мастер-моделям А.Блёскина.
К сожалению у большинства других московских мастеров дела с авторской миниатюрой складывались не так успешно. Блистали лишь на рынке растиражированные «Негоциантом» работы А.Калиничева. Да пожалуй, ещё С.Соболеву благодаря в первую очередь его собственной уникальной работоспособности, и новым технологическим приёмам, удалось наладить настоящее производство авторских фигур неповторимого оригинального художе-ственного стиля, выгодно отличавшего его на фоне ширпотреба, культивируемого нашим рынком.
Однако именно в это время у московских мастеров и фирм стали появляться серьёзные конкуренты в самых разных отраслях, как массового производства, так и авторской миниатюры. В Санкт-Петербурге, например, к этому времени возникли одна за другой сразу несколько фирм-производителей оловянных фигурок: «Русский витязь», «Синеус», «Carre-LTD» и др. Но наиболее известной фирмой из этого списка суждено было стать только одному «Русскому витязю». Именно под этой маркой стараньями небезызвестного предпринимателя А.Арсеньева удалось объединить нескольких крупных питерских мастеров: скульпторов, художников, формовщиков, литейщиков и др., всего до нескольких десятков человек. Общие усилия специалистов разных областей, и грамотная организация всего процесса производства позволили фирме очень скоро выделиться на рынке. Более того, в 1994 году «Русскому витязю» удалось выйти на «мировую арену», поучаствовав в международных выставках, и завязав отношения с западными партнёрами.
1995 год начался для Московской секции ВИМ хорошо, и даже много-обещающе. В середине января её члены получили приглашение участвовать в вы-ставке аж в самом Кремле. Мероприятие было организовано Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», и посвящено 225-летию со дня учреждения в России Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Приглашение показалось всем весьма лестным, но вскоре выяснилось, что наша экспозиция размещена вместе с «матрёшками» и тому подобными сувенирами, а настоящая выставка находится этажом выше. Такое отношение к нашему творчеству, честно говоря, покоробило очень многих. Ведь лучшие работы членов нашей секции были ничуть не хуже, а даже намного реалистичнее тех фигур, что были представлены в основной экспозиции выставки. Но те фигуры были серебряные или бронзовые, а у нас всего лишь оловянные. Хотя именно такой подход отечественных «искусствоведов» к определению ценности произведения искусства сейчас уже не удивляет.
Этой же зимой секция устроила небольшую выставку-продажу в художественной галерее на Новоарбатском проспекте, время было такое, что приходилось использовать любую возможность для того, чтобы заработать деньги. Хотя не обошлось без курьёзов, по извечной российской безалаберности хозяев галереи были проданы совсем не те работы, и совсем не за ту цену.
Вскоре пути отдельных групп московских мастеров стали всё больше и больше расходиться. Часть из них приняла участие в выставке посвящённой 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне, прошедшей на ВВЦ (бывшем ВДНХ); другая часть на выставке в Зеленограде, и т.д. Мастера и поодиночке стали разбредаться по разным «углам»: кто-то подрядился клепать мастер-модели для торговцев «Измайловского вернисажа»; более удачливые полностью переориентировались на западный рынок, продавая туда на корню все свои работы; кто-то вступил в союз художников. Но ни одному так и не удалось по-настоящему создать своего дела, мастерам приходилось «продаваться» кому угодно: хозяевам разных фирмочек, всевозможным частным заказчикам. Приходилось делать, что угодно, даже всякие «фенечки», и индивидуальные заказы типа: «нарисуй мне вон там кунгуру» для «новых русских».
В 1995 году скончался В.А.Евдокимов старейший московский мастер. Его смерть оказалась весьма символичной для всей секции в целом. Отныне всем уже стало ясно, что для неё наступило время заката, теперь мастера только уходили, а новые и молодые не приходили им на смену. Хотя на международной арене у московских художников дела вроде бы шли как нельзя лучше. А.Блёскин в Севре опять завоевал титул «Best of show», а В.Коннов – 1-ю премию. Заказы от самых знаменитых европейских фирм сыпались как из рога изобилия.
С середины 1990-х годов первенство в жанре на российской арене стало уходить от представителей московской школы. Старание и мастерство одиночек не могло соперничать с организованным производством фигур целыми артелями мастеров. Фирмы в Петербурге, Екатеринбурге, Киеве и некоторых других городах, возглавляемые инициативными людьми превратились в крепко сбитые коллективы с четко определённой задачей и отлаженным механизмом её воплощения. Рынок, в том числе и в Москве был наводнён относительно дешёвой продукцией, хотя зачастую ужасающего качества. Но у массового потребителя, не видевшего теперь лучших образцов, очень скоро сформировался свой стереотип восприятия военно-исторической миниатюры, которая как они считали такой и должна быть, ну потому что другой просто не было в продаже. Такой товар живо раскупался и нашими непритязательными согражданами и иностранными туристами. Фирмы стали бурно процветать, у многих появились даже печатные цветные каталоги, буклеты, календари и книги, постепенно они стали тиражировать и более качественные работы, но соответственно и более дорогие.
В 1996 году в деятельности Московской секции наблюдался почти полный за-стой, по крайней мере, у себя на Родине, т.к. наши «мэтры» готовились к участию в зарубежных выставках. Впрочем, как выяснилось впоследствии, подготовка оказалась весьма плодотворной. В.Коннов в Париже на мировом конкурсе миниатюристов «Mondial de la Fiqurine” завоевал золотую медаль, в Ве-ликобритании на выставке в Фолкстоне он получил две бронзовые медали, а в Севре – две первые премии и титул “Best of show». Такого «урожая» пожалуй, раньше никому из наших ещё и не удавалось собирать.
Остававшимся дома художникам Московской секции удалось организовать и провести всего одну небольшую выставку миниатюры в уже давно знакомом подмосковном Раменском краеведческом музее. За небольшой срок экспозицию посетило более 2-х тысяч человек – огромное число и для столичных выставок, а тем более для небольшого городка.
В конце лета секции удалось наконец-то собрать почти всех своих мастеров в художественной галерее на ул.Солянке. Выставка получилась небольшая, но довольно неплохая, удалось даже напечатать буклет и афишу, не скажу, что они были супер-качественные, однако всё же было приятно. Больше, пожалуй, вспомнить о деятельности секции в этот год и нечего.
Московские мастера продолжали работать каждый сам по себе, в основном ориентируясь на западный рынок. Только, конечно же, не всем из них удалось завести контакты с «ихними фирмачами», менее удачливым приходилось довольствоваться отечественным потребителем, который практически уже не интересовал «счастливчиков». И у той и у другой категории мастеров резко поменялась «ориентация» в тематике работ, почти исчезли «русские» фигуры. К сожалению подавляющее большинство заказчиков и покупателей интересовали больше совсем другие вещи: наполеоновцы, фашисты, американцы, самураи, гоблины, фэнтези и пр.
В последующие годы – последние в XX-м веке, и II-м тысячелетии выставочная деятельность Московской секции у себя на Родине в России почти прекратилась. Единственным прибежищем для авторской миниатюры остался Московский Клуб Стендового Моделизма, на выставке которого в 1998 году впервые для нашей секции был выделен “аж целый шкаф с двумя полками”. Впрочем все немногочисленные новые работы оставшихся “дееспособными” московских мастеров легко там разместились. Особого понимания в среде фанатов стендового моделизма мы не нашли, это и понятно, ведь их витрины со “склейками” были наводнены фирменными фигурами немыслимого количества и разнообразия, с самым необычным антуражем в виде бронетехники, зданий, сооружений и пр. Наши скромные “самоделки”, как они их называли, конечно же, терялись на этом фоне. Да зачастую сама тематика наших работ была далека от сферы интересов и понимания “склейщиков” фирменной продукции, наводнившей в последние годы рынок нашей страны.
Порадовал склейщиков и наш А.Блёскин. Наконец-то в 1997 году после большого перерыва вышел в свет очередной набор его полистирольных фигур, да ещё каких – кавалеристов, казаков Красной армии. Их появление произвело фурор на нашем рынке, но это был пожалуй последний всплеск знаменитой московской фирмы. Больше она с тех пор фигур не выпускала, если не считать кукол – “нанайцев”, которых опять-таки делал А.Блёскин. Правда, вместо полистирольных фигур “35-го “ масштаба фирма задумала запустить теперь целую серию наборов игровых фигурок в распространённом на западе масштабе 1:72. Мастер-модели для этих наборов были заказаны ещё одному члену Московской секции – С.Соболеву, вот только из-за архаичной технологии промышленного производства выход в свет первых наборов затянулся на не-сколько лет.
Только в 1999 году Московская секция наконец-то собралась едва ли не в самом полном своём составе для того, чтобы принять участие в выставке, которая должна была состояться в конце февраля – начале марта в галерее ЗАО “Союзхудожэкспорта”, на Смоленской площади. Поначалу показалось, что мы вновь стали на путь своего возрождения. После всех перипетий в жизни нашей страны, после обвалов, вторников, четвергов и т.п., у нас снова были большие залы, современные витрины (которых, правда, на всех не хватило), внимание прессы и телевидения, вернисажи, банкеты и т.д. Но как только отгремели тосты, прошли статьи в прессе и телевизионные сюжеты, после которых нас даже стали узнавать на улице, и к нам намертво приклеилось определение, данное в программе Л.Новожёнова “Сегоднячко” – “игрушечные скульпторы”, руководство галереи неожиданно, без объяснения причин прямо буквально в самый разгар мартовского праздника заставило срочно свернуть экспозицию.
Такого пренебрежительного к себе отношения мы давно не испытывали, пожалуй, с того времени как нас “кинула” в 1998 году “Родина” с “турецким спецномером”, для которого московские мастера в качестве иллюстраций предоставили большое число своих лучших работ, а вышли в свет из них считанные единицы. Более того, отдельные сотрудники этой галереи оказались, мягко говоря, не совсем обязательными людьми до сих пор так и не вернув деньги, причитающиеся авторам за проданные галереей работы.
“Порадовали” и посетители выставки, которые приставали к мастерам с заказами на сборку и покраску чужих, но, конечно же, фирменных фигур, привезённых этими знатоками откуда-то из “Парижу”.
Вообще, в последние годы слишком часто у нас в России нам давали понять, что наше искусство по-настоящему здесь никому и не нужно. Ни музеям, ни галереям, ни производству. Да и сами мастера проявляли всё меньше и меньше внимания к творчеству своих коллег. Каждый закрылся в своём собственном “углу”, работая со своим заказчиком, и не подпуская к кормушке никого другого. Вся деятельность секции сократилась до нескольких в год почти случайных встреч, таких как, например, на выставках МКСМ, проходивших в Сокольниках: 24 октября – 14 ноября 1999 года, и 29 октября - 19 ноября 2000 года. На международной арене члены секции продолжали с успехом выставляться и работать на западные фирмы.
Но даже и на выставочном подиуме московским мастерам-одиночкам всё тяжелее стало соперничать с организованными коллективами, такими как “Русский витязь”. Эта фирма постепенно и незаметно вышла в лидеры среди российских производителей, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.
Одним из самых крупных успехов Московской школы стало признание на международной выставке-ярмарке игрушки в Германии в г.Нюрнберге новой продукции одной из российских фирм. Набор игровых фигурок “Русские дружинники”, в масштабе 1:72 получил там “Золотую медаль”. Всё было бы хорошо, но вот только медаль эта была дана итальянской фирме “Italeri», которая распространяла российскую продукцию на западе. Но и не это самое главное в этой истории, всё дело в том, что никто так и не знает, что автором мастер-моделей к этому набору является С.Соболев. Имя мастера нигде, ни на коробке, ни в каталоге, ни в прессе не упоминается. Нигде не зафиксированы и его авторские права на эту продукцию, всё также «хозяева» у нас расплачиваются с мастерами «чёрным налом», и всё также закручивают гайки.
Новые работы Соболева: «Монголы», «Греческая пехота», «Македонская кавалерия» и другие производят ещё более потрясающее впечатление, чем его первый опыт в этом жанре. Обидно, что и они так и не будут защищены автор-ским правом, хотя наверняка разойдутся по всему свету, т.к. западные фирмы со своим товаром, зачастую в подмётки не годятся русскому самородку.
Для справки: по старым советским законам, сохранившимся и в законодательстве РФ автору полагалась выплата вознаграждения за создание мастер-модели для промышленного производства в размере то 10-ти до 20-ти минимальных заработных плат. Если же по требованию заказчика автор создаёт модель в твёрдом материале, в том числе и в литом металле, что как раз и заставляют делать С.Соболева, то размер выплаты увеличивается в 2,5 раза. Кроме того, скульптору полагается ещё и авторское вознаграждение за воспроизведение, и тиражирование его мастер-моделей в промышленности. В случае С.Соболева ему полагается ставка авторского вознаграждения в размере 2% от отпускной цены каждого экземпляра изделия.
Естественно, что никаких этих выплат мастер не получает, а итог такого «парт-нёрства» может быть только один.
В конце концов, пути С.Соболева и «Фирмы» окончательно разошлись, после громких скандалов скульптор отказался от дальнейшего сотрудничества с ней, а та в свою очередь не заплатила ему за выполненную уже работу.
К сожалению защищать в наше время права художника от произвола как «хозяина», так и государства просто некому. Наша секция не является ни официально зарегистрированной организацией, ни подразделением какого-либо творческого союза, ни какой-либо другой общественно значимой структуры.
В последние годы в рядах секции осталось всего 7-8 действующих мастеров, из которых едва половина занимается миниатюрой профессионально, для остальных же это лишь хобби. Ещё 5-6 человек – стародавних любителей военно-исторической фигурки изредка появляются на заседаниях секции, но новых работ почти не делают.
Вообще за последние 6-7 лет прошедшего тысячелетия в Московской секции прижился всего лишь один новый человек, выросший за эти годы во вполне сложившегося самобытного мастера, у которого всё ещё впереди. К сожалению, «старики» за эти годы не воспитали больше ни одного ученика, который мог бы прийти им на смену. Более того, «разбежавшись по углам» они окончательно потеряли все точки соприкосновения, и даже профессиональный интерес к работам друг друга. И поэтому вполне естественным и закономерным стал тот итог, которым окончилась 30-летняя история существования в Москве Секции Военно-Исторической Миниатюры при ВИКе ЦС ВООПИиК. Тихо и незаметно она почти прекратила своё существование в самом начале XXI-го века.
Что же, видно в новом тысячелетии искусству авторской миниатюры не нашлось места, по крайней мере, в нашей стране. Вот только что придёт ему на смену? Полки магазинов, страницы книг и журналов, а вместе с ними и умы подрастающего поколения переполнены: фашистами, черепашками-ниндзя, вампирами, гоблинами и всяческими другими страшилками и нечистью. Видно пришло их время, а наше осталось в прошлом.
Очевидно, время расцвета авторской миниатюры в нашей стране безвозвратно ушло, так по настоящему и не придя.
_________________ ««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
|