Солдатик - сквозь пространство и время или полная история развития коллекционно - игровой миниатюры различных масштабов с древнейших времен до 2000 года н.э. Евсеенков С. Ю. (корректура Андреева Н.В.) Сегодня с полной уверенностью можно констатировать тот факт, что далеким предком стойкого оловянного солдатика был амулет охотника Кроманьонца (бронзовый век II – I тыс. до н.э.), вырезанный из кости, или мягкого камня. Амулет, как правило, изображал самого охотника или обнаженную женщину и вешался на шею при помощи кожаного шнурка или носился на широком поясе. Обнаженную натуру мы оставим для другого исторического исследования, а вот маленькие костяные человечки-охотники заслуживают особого внимания. В те далекие времена мужчинам приходилось постоянно бороться выживание своей семьи и всего рода человеческого. Суровая необходимость быть всегда готовым к борьбе заставляла древнего кроманьонца носить специальный амулет – оберег, который (по его мнению) повышал результативность мистических действий, важных для успешного окончания охоты, и добавлял уверенности в собственных силах. Так родилась первая примитивная «игра в солдатиков», которая была окрашена в мистический оттенок: охотник нашептывал фигурке заклинания и двигал её, нападая на костяную фигурку лося или кабана. Со временем человек овладел новыми способами обработки мягкого камня и кости, которые открыли перед ним и новые возможности. Человек научился копировать явления окружающей его действительности в пластической форме – первоначально в резьбе по кости и в скульптуре из камня, а в дальнейшем и в лепке из глины. В последствии, именно охота переросла в вооруженные столкновения между людьми, которые не были связаны с необходимостью добывания пищи. Эти столкновения именуются сейчас страшным словом – война. Люди начали убивать людей для удовлетворения растущих материальных потребностей (пища, женщины, драгоценные металлы). Появились древнейшие цивилизации в Междуречье (в долине рек Евфрата и Тигра) и Египетская цивилизация (в долине полноводного Нила). В государстве фараонов мистика, война и смерть слились воедино. В гробницах фараонов, высеченных в скалах, часто встречаются хорошо сохранившиеся предметы загробного культа. К примеру, прекрасно выполненная деревянная модель «Лодка с гребцами», изготовленная при XII династии фараонов, или войско номарха из Сиута – это целая скульптурная группа, вырезанная из дерева по общепринятым канонам египетских жрецов и раскрашенная соответствующим образом. Воины в этой группе распределены по отрядам: пехотинцы–щитоносцы и лучники (каждый отряд имеет свою блочную подставку). Сегодня мы не можем с полной достоверностью утверждать, что древние фараоны XII династии «играли» в деревянных солдатиков по каким-то пусть даже «полумистическим правилам», но то, что готовое к бою и разделенное на отряды войско сопровождало фараона в загробном мире – это бесспорный факт. Хотя, наличие удобных единых подставок для отрядов подразумевает их движение на плоскости и взаимодействие с другими отрядами. Появление религиозно - культовых солдатиков в древнем Египте, как важного элемента игровой военной культуры, напрямую связано с постепенным включением войны в саму сферу культуры. Именно египетская армия дала нам первый в мировой истории пример грамотной организации военного дела. Прежде всего, это деление на отряды по родам войск; выделение военно – морского флота; появление первой награды «золотая похвала»; строительство временного лагеря на походе; широкое использование мобильных подразделений одноосных колесниц в отрыве, и во взаимодействии с пехотой; появление религиозно – символических названий отрядов (Амон, Птах, Ра, Осирис, Анубис, Сет) и символически – мистических боевых штандартов; появление фортификации как отдельной дисциплины военного дела. Происходит это одновременно с возникновением международного права и, как производной от него - права войны. Следует отметить первый из известных на сегодняшний день в истории человечества мирный договор об окончании военных действий между империями Египта и Хеттов. Данный договор был выполнен на двух одинаковых золотых таблицах и стал первым примером международного права во время царствования Рамсеса I в 1291 году до н.э. Право (правила) войны обозначает переход врага в категорию противника (равноправного), что приводит к определенному самоограничению, обусловленному, прежде всего, понятием чести. Только честная война является войной правильной (регулярной), а, следовательно, справедливой. В этом случае исход войны зависит от воли решения или богов. Царь Пирр (319 – 272 до н.э., с 308 года царь Эпира) - знаменитый полководец, разрабатывая диспозицию предстоящего сражения, демонстрировал своим командирам камни различного размера, имитируя различные боевые порядки, однако нет упоминаний об использовании фигурок любого типа древних воинов для этих целей1. Поэтому тактическая игра на флагманском корабле царицы Египта Клеопатры во время битвы при Акциуме в 37 г. до н.э., культовый фильм «Клеопатра» с применением моделей боевых античных судов не более чем фантазия режиссера и историка консультанта. С момента создания легендарного фильма с 1968 года у античной науки нет данных о таких военно-тактических играх, и любые данные породили бы настоящею сенсацию в области наших исследований. Если в то время модель боевого судна или фигура реально отображала воина во всех деталях, то она, определенно, была связана со священнодействиями загробного культа. Интересен тот факт, что при раскопках городов Месопотамии до сих пор находят глиняные фигурки тяжеловооруженных воинов, но в данной культуре они не имели такого значения как в Египетской империи. В Китае появление фигурок воинов традиционно связывают с именем первого императора Цинь Шихуана (221 г. до н.э. – 210 г. до н. э.). Интересны результаты раскопок древней гробницы первого императора Китайской империи. На раскопках было найдено более семи тысяч различных терракотовых фигур в масштабе 1/1. Это прекрасно выполненные скульптуры с детализированным военным костюмом. На восточных подступах к мавзолею был расположен целый военный лагерь из керамики, выстроенный в строгом строю. Терракотовые гвардейцы, держа в руках настоящее оружие, которым сумели завоевать весь Китай, должны были охранять циньского императора и после его смерти. Большая часть всех солдат была сосредоточена в первой археологической яме. Впереди, лицом на восток, размещены три шеренги лучников и арбалетчиков. Стрелки также стоят на флангах и в тылу отряда, развернутые лицом к возможному нападению противника, образуя замкнутый четырехугольник (это боевое построение напоминает хорошо известное нам каре, внутри которого находятся колонны воинов для мощного прямолинейного удара), внутри которого сгруппированы 13 ударных колонн. Отряды состоят из пеших латников вооруженных клевцами на длинных рукоятках, копьями и мечами. На флангах боевого порядка разместились боевые колесницы, запряженные четверками лошадей. Во второй яме солдаты построены по родам войск: стрелки, боевые колесницы, колесницы со вспомогательной панцирной пехотой, конница. В третьей яме обнаружили великолепную колесницу, покрытую лаком и расписанную узорами. Её охранял эскорт воинов, вооруженных булавами на длинных древках. Это, безусловно, подвижный командный пункт всего загробного войска. Военные реконструкторы и специалисты по военной истории получили редкостную возможность наглядно и точно зафиксировать боевое построение армии более чем двухтысячелетней давности сильнейшей деспотии Востока. Упоминания об игре в солдатиков встречаются и в древних китайских трактатах Чжуан-цзы и Мэнь-цзы. Многочисленные миниатюрные деревянные и свинцовые фигурки конных и пеших воинов, а также модели боевых колесниц, часто находят при раскопках погребений эпохи «Чжань-го». На Востоке фигурки воинов выполняли не только обучающе-игровые, но и сакральные функции. Игра в солдатиков часто использовалась в качестве одной из форм гадания относительно исхода предстоящего боевого столкновения с противником. Результат игры обнаруживал волю богов. Ход игры должен был повторять ритуал и ход реального боевого столкновения, а потому, предписывался строгими правилами. Сами фигурки копировали реальных солдат существующих подразделений. Со временем, заимствованные в Египте фигурки солдатиков, попадают на территорию Греции. Великая культура и военное дело древней Греции дали большое количество фигурок воинов выполненных из терракоты и в меньшей степени из бронзы. Здесь преобладали фигуры гоплитов, составляющих фалангу и легких фракийских всадников. Наибольшую известность в кругах коллекционеров США, и Великобритании приобрела бронзовая фигура спартанского воина в шлеме закутанного в плащ, которая стала эталоном для многих современных студий производителей раритетной продукции. Греческая культура и военное дело было воспринято и быстро адаптировано Римской культурой. Первоначально, бронзовые цельнолитые фигурки были связаны с погребальными обрядами римских сенаторов. Эти сакральные священнодействия, как и гладиаторские бои, были заимствованы у древнейшей культуры этрусков, к примеру, греческий герой Аякс в отчаянии убивает себя, эта бронзовая статуэтка около 480 г. до н.э. Хранится в Археологическом музее Флоренции. Раскопки римских военных лагерей наглядно показывают нам целый ряд бронзовых и свинцово – оловянных фигурок римских преторианцев и легионеров,2 отражая доблесть и славу римского оружия и, как следствие, его эстетику. Армия императорского Рима представляла собой достойный образец для восхищения и подражания, что признавалось многими античными авторами. Эстетика, безусловная красота, богатство золота и ярких красок римских легионов обеспечивает коммерческий успех данной тематики у производителей фигурок из серебристого металла. Это богатство и состоятельность описывает Иосиф Флавий в книге «Иудейская война» (книга 9., глава 1.). Во время осады Иерусалима в 70 году имперский легат Тит сын Веспасиана, будущий император, решил приостановить осаду и дать восставшим иудеям одуматься и прекратить бессмысленное сопротивление, в виду разрушения римлянами второй стены. Он предложил им сдаться на милость победителю. Этот вынужденный отдых полководец решил употребить на выдачу содержания Римской армии. «Он (Тит) приказал предводителям вывести войска на место, видимое для врагов, и здесь вручить каждому солдату порознь, причитающееся ему жалование. По принятому в таких случаях обычаю, войско выступило с открытыми щитами, которые обыкновенно покрывались чехлами, и в полном вооружении; всадники водили своих лошадей так же во всем убранстве. Ярким блеском серебра и золота засеяла окрестность города и, насколько восхитительно это зрелище было для римлян, настолько страшно оно было для врагов». Многочисленные завоевательные войны, и, следовательно, новые «экзотические» враги заставляли скульпторов, граверов и мастеров литейщиков изготавливать и «кабинетные скульптуры» врагов рима. Безусловно, заслуживает внимание фигурка обнаженного галла в плаще и с мечом на боку, с прекрасной детализацией и правильными пропорциями тела галл бронзовая статуэтка I век до н.э. Многие патриции и нобили (представители новой римской знати), коллекционировали различные фигурки, как римских воинов, так и их врагов. Римская империя дала миру первый в истории пример четкой организации античной армии на основе профессиональной системы римского легиона, которая была лучшей организационно – военной структурой до широкого распространения огнестрельного оружия в Европе. Именно легионная система армии императорского Рима привела империю на вершину величия и славы античного мира, а легендарное слово «легион» и сегодня занимает почетное место в военной терминологии сегодняшнего дня. Фигурки из оловянного сплава, легированного сурьмой, довольно широко распространялись, в том числе и в быту. Отдельно следует упомянуть гладиаторские игры, которые сопровождались не только бесплатным хлебом, для римского народа, но и целой индустрией по изготовлению и продаже различных фигур гладиаторов (правда пока без четко выраженного масштаба). Снаряжение на бронзовых фигурах3 было специально детализировано: к примеру, у секутора открывалось забрало шлема. Существовали и расписные терракотовые фигурки4, расположенные на специальных подставках – пьедесталах (которые сегодня широко используются сегодня, но и кроме того богато расписываются в Санкт - Петербургской студией «Ниена»), представленные в боевых парах. Ясно то, что эти фигуры были предметом коллекционирования, а многие из них изображали реальных в далеком прошлом героев арены. Однако с падением Римского мира, под натиском варварских народов и христианской нетерпимости к концу V века н.э. исчезают и сами солдатики. Сначала в эпоху раннего средневековья появляются обереги из драгоценных металлов и костяные резные фигурки воинов у воинственных викингов и датируются X – XI веками.5 Вновь фигурки воинов появляются в Европе лишь в эпоху Империи Карла Великого. Европейская культура, созданная Римской цивилизацией, была уничтожена варварскими народами Запада и Востока. Солдатикам пришлось повторять путь своего развития с самого начала: вырезанных из кости пеших и конных воинов снова используют лишь для «проигрывания» рыцарских турниров. Позднее, в эпоху Крестовых походов, небольшие освященные фигурки рыцарей берут с собой крестоносцы в дальние походы в качестве амулетов - оберегов. Но реально дошедшие до нас правила игры в солдатиков из слоновой кости, в настоящее время эта игра известна как игра в шахматы, дала миру сказочная Индия – это V век н.э.. Можно достоверно утверждать, что на рубеже раннего средневековья игровые фигурки утрачивают мистическую функцию, и игра начинает сопровождаться специальными правилами. Появления этих правил тесно связано с дальнейшим развитием самого военного дела и увеличением родов войск: использование действующих на поле боя слонов; более активная, по сравнению с античной военной эпохой, роль флота (ладья). Особенно интересно выделение фигуры полководца (ферзя / визиря) и его решающей роли в сражении, по сравнению с махараджей (шаха / короля). Все, что известно о правилах игры в шахматы сейчас, дошло до нас из легенд о древнейшей игре в костяных солдатиков. После первой игры, которая произошла между создателем правил и махараджей «Чатурраджа», индийскому владыке понравились новая военная игра. Он, публично восхищаясь качеством (играбельностью) игры, воскликнул: «Я не играл интереснее в своей жизни, чем с тобой сейчас, проси великий мудрец чего хочешь! Но помни, что скромность украшает простого человека». Создатель правил ответил: «О - великий, положи на первую клетку два рисовых зерна, на вторую - четыре, на третью - восемь, на четвертую - шестнадцать, и увеличивай число полученных зерен в два раза и заполни мне все игровое поле (64 клетки). И моя благодарность будет соизмерима твоей щедрости». Легенда гласит, что у правителя не хватило в закромах дворца рисовых зерен, и ему пришлось награждать проницательного мудреца золотом. Исходя из этой легенды, можно сделать вывод, что автор первых правил был математиком, прекрасно разбирался в алгебре и геометрии. Однако, с большой степенью точности установлено, что самой ранней предшественницей шахмат была широко распространенная в Северной Индии «чатуранга» или «чатурраджа» это - игра четырех царей6. В углах квадратной 64-клеточной доски располагались четыре армии, состоящие из четырех фигур разного достоинства и пешек. Ходы производились соперниками по очереди, какая из фигур ходит в данный момент – определяли бросанием игральной кости. К V веку н.э. значительно видоизменившейся «чатурангой» заинтересовались в сопредельных с Индией государствах – Китае, Персии, Арабском Халифате. У новоперсов новая модификация игры получила название «шахматы», у арабов – «шантрандж». Китайские шахматы – «сянци» пополнились правилами из более ранних военных игр и в дальнейшем стали развиваться совершенно обособленно: фигуры здесь передвигались не по полям доски, а по точкам и линиям, которых насчитывалось 90шт. В конце VII – IX веках арабы, завоевавшие запад Европы, принесли с собой и эту военную игру в костяные фигурки. Таким образом, именно на долю европейцев выпало реформировать архаические правила шантранджа. Преобразования коснулись в основном упрощения правил и терминологии, а игровые фигуры не претерпели существенных изменений. Правила менялись с целью придать происходящему большую динамику и глубину, то есть, шла постоянная работа над играбельностью, сделав её почти культовой в среде феодалов. Неожиданно шахматы попали в немилость у католической церкви, так как были признаны игрой «азартной», «непристойной» и даже «языческой». Лишь в 1393г., так называемый Регенбургский собор, реабилитировал шахматы, и тотчас на свет появились первые основательные исследования игры, чему способствовало и изобретение в 1438г. И. Гутенбергом - книгопечатания. Самыми древнейшими оловянными фигурками из известных в Средневековой Европе, считаются изображения рыцарей из Франции, датируемые XIII веком. К 1285 г. относится одно из первых документальных свидетельств производства литых оловянных фигурок воинов и всадников в городе Нюрнберге. Плоскорельефные оловянные фигурки с ушком, широко использовавшиеся в Средневековье в качестве аппликаций для одежды, также изготавливались в мастерских города Нюрнберга. Фигурки, пришиваемые на шляпы или камзолы, часто служили знаком пилигрима, и в таком случае они обязательно освящались, вновь приобретая сакрально-мистический оттенок. В XVI веке, в эпоху Ренессанса, в Европе начинается массовое производство оловянных солдатиков, в основном цехами литейщиков оловянных водяных мельниц. Данный домашний сувенир представлял игрушку для домашнего интерьера весьма богатого бюргера. Расцвет производства литья из олова приходится на XVII век и непосредственно связан с уровнем экономического развития стран производителей. С одной стороны, это было связано с новыми открытиями в естествознании и в технике металлообработки, а также с началом эксплуатации новых месторождений олова (в Рудных горах в Германии, в Богемии, в Чехии, в Еловых горах, в Бомервальде) и с импортом дешевого олова из Ост-Индии. С другой стороны, появление регулярных армий и многочисленные дискуссии на военные темы как среди генералов и офицеров, так и среди простых бюргеров Германии, способствовали популяризации игровых солдатиков, ужен в том числе и в качестве детской игрушки. Традиционным центром производства оловянных и свинцовых изделий того периода считался город Нюрнберг, откуда маленькие объемные фигурки распространяются по всей Европе. Так, во Франции в 1610 году король Людовик XIII приказал использовать оловянных солдатиков в качестве наглядных пособий по боевым порядкам французской армии. А в 1664 году Людовик XIV заказал в Нюрнберге набор серебряных солдатиков для своего малолетнего сына. Эти солдатики должны были служить военным пособием для будущего наследника престола. В период военных реформ во Франции принцы крови, на солдатиках стали демонстрировать различные виды униформы своих полков и подразделений. Это факт даёт нам возможность с большой уверенностью утверждать, что традиции объемного трехмерного солдатика происходят главным образом из Франции. В средневековой экзотической Японии развился особый – специфичный вид фигурки: каменной (нефритовой) или деревянной (вырезанной из корней сакуры). Этот вид фигурки, сохранившийся и развившийся в целую коллекционную индустрию, получил название - нэцкэ. Кстати, некоторые авторы упоминают фигурки из кости, но, это или грубая ошибка, или костяная фигура не является нэцкэ. Философия буддизма (синтоизма) не допускает в данном процессе использование фрагментов некогда живой плоти. В этом виде Японского искусства присутствует безупречная историчность и собственный масштаб (H. 30/40 mm.). Резные фигурки (как в далекие времена, так и сейчас) представляют немалую коллекционную ценность и стоят хороших денег. Работы современных мастеров стоят от 100 $ до 7 000 $ , а фигурки древних японских и китайских авторов нэцкэ - бесценны. Главными мастерами резчиками и коллекционерами и были самураи и купеческое сословие. В эпоху Сэнгоку дзидай (15 – 16век н.э. - эпоха Воющих провинций) при дворе японского императора и сёгуна многие самураи и их спутницы носили на поясах резные фигурки (именно оригинальная фигурка имеет сквозное двойное отверстие для продевания шнурка). Новая мода стала повсеместной. Самураи изображали самих себя, как во время великих войн, так и во время чайных церемоний или питья соке. Сегодня коллекционирование нэцкэ стало интересным и дорогим хобби многих европейцев. Странный, непонятный и привлекательный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В миниатюрной резной скульптуре высотой в три – четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ – это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений – словом, жизни Японии и Китая XVII – XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство. Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово «нецке» - «не-цуке» пишется двумя иероглифами: первый означает «корень», второй – «прикреплять». Нэцкэ – это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана полным отсутствием карманов в традиционном японском костюме. Брелки – противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, Венгрии, Китае, на крайнем Севере, Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляется там, где имеется костюм без карманов, но с поясом или кушаком. До настоящего времени оригиналы были мало доступны даже среднему классу состоятельной Америки и Европы. Но история повторилась, появилась целая индустрия по изготовлению качественных копий снятых с оригиналов. И благодаря этому, коллекционирование стало более доступно и сопровождалось выпуском многочисленных каталогов. С конца XVII в. фигурки солдатиков приобретают художественно-историческую точность. Особенно этим славились итальянские и немецкие мастера. Между 1701 и 1708 it. август Великий, курфюрст Саксонский и король Пруссии, заказал своему придворному ювелиру Иоганну Мельхиору Динглингеру изображение «Двора Великого Монгола в Дели» из серебра, золота и драгоценных камней. В этом макете, круглой формы и площадью около одного квадратного метра, располагалось 133 эмалированные фигурки придворных и воинов. В 1800 году., еще до смерти своего отца (1801), литейщик и изготовитель - Хилперт умирает в городе Нюрнберге. К началу XVIII века монополия Нюрнберга на производство оловянных фигурок в Германии исчезает - литьем из олова начинают заниматься в городке Аарау7 (Швейцария) и в немецком городе Страсбурге. Именно с того момента можно говорить о начале массового производства и тесно связанного с ним процесса коллекционирования оловянных солдатиков производственно-техническое развитие Европейской культуры тесно связано с передовыми военными реформами, прошедшими во время и после Тридцатилетней войны (1618 – 1648 годов). Их мастерские изготавливали фигурки животных, охотников, пастухов, деревья, кусты, деревенские и городские дома. Фигурки из олова становятся объектом для коллекционирования, в то же время они широко распространяются в виде игрушек, приобретя качество массового товара, однако, оставаясь при этом довольно дорогими (их приобретали их только богатые бюргеры и аристократы). Большую роль в широком коммерческом распространении солдатиков сыграло появление мундира (униформы) в ведущих европейских армиях. Униформа (слово имеет французское происхождение) – это специальная одежда, имеющая единообразный покрой и цветовые сочетания, предназначенная для выполнения строго определенных работ, связанных с дисциплиной и точностью. Первоначально понималась как одежда лакеев, цирковых служителей, различной прислуги, которые одевались за счет своего непосредственного хозяина. В России имеется свой устоявшийся и исторически сложившейся термин, соответствующей униформе - это военный мундир, а соответствующая историческая дисциплина называется мундироведение, начало которой положил не безызвестный русский император Николай I (1825 – 1855года).Униформистика не дает нам точных ответов на вопрос: когда и кто первый ввел единую форму? Например, господин Голыжников во вступительной статье к своей книге «Европейский солдат за 300 лет / 1618 - 1918» утверждает, что униформа появилась в 1654 году в английской парламентской армии Кромвеля. Однако, автор забыл упомянуть гвардейские полки (старый Синий и Желтый полк) великого шведского полководца Тридцатилетней войны - Густава Адольфа. Сразу хочется определиться с формулировкой, что следует понимать под термином военная форма (униформа) сегодня: «Военная форма – это единообразная по конструкции и строго регламентированная по внешнему виду одежда, которая показывает принадлежность воина к тем, или иным, вооруженным силам. При размещении на ней знаков различия она дает возможность определить род войск, служебную категорию и воинское звание военнослужащего.»8. Для дальнейшей работы, нам хотелось бы дать своё определение военной формы, которое не противоречит вышесказанному, но существенно расширяет и конкретизирует его в рамках изучаемой темы9. «Униформа - это специальная одежда, предназначенная для ведения боевых действий подразделениями профессиональной регулярной армии, которые имеют свою исторически-сложившеюся символику и атрибутику. Форма имеет единообразный покрой, строго регламентированные правила ношения (как в строю, так и вне строя). Военная форма имеет специально определенный и утвержденный военным руководством национальный цвет (цвета), выразительно и точно определяет воинское звание военнослужащего». Начиная с 1600 г. появляются и более дешевые плоскорельефные фигурки. Их родиной традиционно считается город Нюрнберг (фигурки так и назывались – нюренбергскими). Они были легче объемных, более устойчивыми и изготавливались из недорогих сплавов на основе олова в пресс - формах. Маленькие плоские нюренбергские фигурки солдатиков с 1750 года стали демократичной, массовой и популярной игрушкой. Новый расцвет искусства литья из олова приходится на середину XVIII в., первоначально в Нюрнберге и небольшом городе Фюрте. Связан он был с именем прусского короля Фридриха II (1740 – 1786 года). Семилетняя война, которую тот вел, вновь пробудила интерес всего немецкого народа к оловянным солдатикам. Фридрих II первым стал использовать игру в солдатиков для разработки тактики реальных боевых действий - штаб прусской армии проводил по определенным правилам военные игры с солдатиками на макетах местности. Постепенно мода на игру в солдатиков распространилась по всей Германии. Отдельные мастерские изготавливали солдатиков разного размера и сорта. Как правило, все они были стильными, пластически выразительными, добросовестно и со вкусом раскрашенные. В Нюрнберге особенно славилась мастерская семьи литейщиков из олова Хилперт. Основатель этой мастерской Йохан Готфрид Хилперт, родился в 1732 г. в Кобурге, в семье литейщиков. В июле 1760 г. Готфрид становится горожанином и мастером города Нюрнберга, в том же году он женится на дочери Нюрнбергского литейщика Нюнца. В Нюрнберге Хилперт работает вместе со своим братом Ноханном Георгом (1742-1795) и своим сыном Иоханном Вольфгангом (с 1787 как мастер). Основной продукцией мастерской Хилпертов были портретные медальоны, изображавшие влиятельных людей Европы - прусского короля, Марию Терезу, Иосифа II Австрийского, а также поэтов, мыслителей и деятелей искусства. Медальоны изготавливались на основе современных гравюр и силуэтов. Рельефы отливались из олова в формах из шифера, припаивались к оловянным подставкам и раскрашивались эмалевыми красками. Кроме медальонов мастерская производила оловянные фигурки солдат, всадников, охотников и животных; фигурки, изображавшие народные типы и сцены. Фигурки монтировались на оловянных подставках, а иногда на небольшие точеные деревянные цоколи. Маркировались они выпуклой буквой "Н" или знаком легирования -"JH". Один из самых известных солдатиков Хилперта - фигурка прусского короля Фридриха II на белом коне, считающаяся ныне символом Нюрнбергских фигурок10. В 80-х годах XVIII в. парижский литейщик Лукоттэ, позднее - пайщик фирмы Миг-нот11 изготовил первого объемного цельнолитого солдатика. Он соединил, изготовленные в Германии половинки фигурок раньше каждая половинка отливалась отдельно, и отлил их как одно целое. По сути своей изобретение объемного солдатика, это результат конверсии и творческого плагиата, совмещенного с хорошо известным сегодня термином «промышленный шпионаж», данная точка зрения напрашивается сама собой. В начале XIX века, в Париже, группа изготовителей объемных солдатиков - Куперли, Блондель и Жарбо объединились в фирму «С.В.J», существующую и поныне12. Они занялись изготовлением и экспортом своей продукции во все страны Европы. По Великобритании объемные фигурки распространяются благодаря стараниям фирмы Уильяма Вритайна из Лондона. Именно цельнолитые, объемные фигурки становятся непременной принадлежностью музеев и собраний коллекционеров. В Германии расцвет выпуска солдатиков приходится на конец наполеоновских войн 1812 – 1815 года. В середине XIX века у истоков нового расцвета оловянной миниатюры и поворота ее развития из сферы военной в сферу цивильную стоял Эрнст Хайнрихсен. Он начинал работать гравером у Христофа Аммона. Основанная в 1839 г. в Нюрнберге и просуществовавшая до 1938 г. мастерская семьи Хайнрихсен изготавливала стильные, тонко проработанные оловянные фигурки, изображавшие различные сценки из народной жизни. Фигурки из мастерской Хайнрихсен напоминали мануфактурные изделия и были близки к массовому товару с присущем ему отсутствием стиля и качества. Эти перемены к худшему усилились во второй половине XIX в., когда производство оловянных фигурок в Германии испытало огромный подъем. Наряду с традиционными фирмами в Нюрнберге, Аугсбурге и Фюрте, появились новые предприятия в Лейпциге, Берлине, Дрездене и других немецких городах. Оловянные фигурки поставлялись теперь не только на рынки европейских стран, но так же и в Америку, и в Россию. Благодаря жесткой эксплуатации, прежде всего женского и детского надомного труда, удерживались низкие цены на популярные в то время коробки с наборами фигурок. Художественная ценность основной их массы была незначительна, а время их "жизни" ограничено. Нередко встречался и открытый плагиат. В общей массе количественно преобладали грубо изготовленные оловянные солдаты - особенно после Немецко-французской войны 1870\71 годов. Именно это война привела к введению во многих странах всеобщей воинской повинности и военного обучения, теперь война стала уделом каждого мужчины в семье, а вместе с призывом в рядовые семьи пришли солдатики, правда низкого «ширпотребовского» качества. Несмотря на это, отдельные мастерские продолжали выпускать качественные и оригинальные фигурки, прежде всего это мастерские известных литейщиков из олова. Именно в этот исторический период появляется специальный состав, используемый для качественного литья оловянной миниатюры – пьютер, отсюда и современное название военно – исторической миниатюры, фигуры, выполненные из серебристого металла. Германская империя, готовясь к будущей мировой войне, широко использовала солдатиков для обучения первоначальным навыкам стрельбы из ружья и пушки и для стрельбы по солдатикам. Почти в каждой немецкой семье в качестве игрушек были комплекты солдатиков, изображавших кайзеровскую армию в бою и в парадном строю, со всеми ее родами войск и подразделениями. Эти оловянные фигурки вносили значительный вклад в традиционное военно-историческое и эстетическое воспитание, дополняя и стимулируя его при помощи передовых для того времени игровых методов. В то же время, игры в солдатиков психологически готовили будущих рекрутов к службе в регулярных войсках с их четкими уставами и правилами ведения боевых действий. В данный исторический период уже существовали игровые традиции, определяющие подход к построению правил игры. Характеристика всех их не является целью главной части нашей работы, однако мы остановимся на некоторых. Наиболее простая (детская) традиция – это стрельба по фигуркам из всевозможных приспособлений вроде катушки с резинкой или бросание в них мелких предметов. Такая играя игра обычно увлекает лишь тех, которым по возрасту или по материальным средствам недоступны более сложные модели. Тем не менее, в этой традиции существуют и очень развитые правила, например у нас в России автора - А. А. Залевского, изложенные на 130 страницах машинописного текста - (Залевский А. А. Первые игры в солдатики. СВИК, Свердловск, 1991 на правах рукописи). Поэтому европейская традиция игр в солдатики берет своё начало в прусских штабах середины XIX века. Там игры применялись для обучения молодых офицеров. Это безусловно игры с посредником. Игра строилась как модель действия командира соединения, части подразделения. Игра сопровождалась большим количеством вспомогательных записей - (Педди Грифт. Наполеоновская военная игра для забавы). В XIX в. старые оловянные фигурки становятся объектом перепродажи и сомнительных махинаций, связанных с процессом коллекционирования. Известна любовь к собиранию солдатиков таких известных людей, император Наполеон I; писатели Н.В. Гете, А. Франс, Г. Узле, Р.Л. Стивенсон и X.К. Андерсон; российские императоры Петр III, Павел I, Николай I, Николай II. По заказу Николая I профессор скульптурного класса Санкт – Петербургской Художественной Академии Вильгельм Газенберг создал в своей мастерской целую галерею типажей русских военных в виде миниатюрных скульптур в масштабе 1/4. Начав работать над коллекцией со старыми технологиями производства скульптурной миниатюры, сначала сменив материал с чугуна на гипс, используя для имитации металлических деталей новинку того времени гальванопластику. Личный заказ императора позволял мастерам его студии смело экспериментировать, не стесняя себя в денежных средствах. Так, на поздних работах мастеров окраска мундиров заменена техникой напыления, очес шерсти производился с натуральных сукон, из которых изготовлялись их прототипы, а галуны, канитель и золотое шитье заказывали в тех же самых мастерских, где их изготовляли для настоящего мундира. После смерти Газенберга работу над дальнейшим пополнением коллекции продолжил его ученик, глухонемой скульптор Королев, работавший во времена царствования Александра II (1855 – 1881 года). Время и революция не пощадили создававшийся почти полвека шедевр отечественной военно – исторической миниатюры. Сегодня в наших музеях можно увидеть только разрозненные осколки его былого величия. Особо ценные образцы солдатиков создавались, по личным заказам у высококлассных мастеров. Эти фигурки отличались особой тщательностью проработки деталей. Так, многие Российские самодержцы, европейские князья, для собственного развлечения, владели коллекциями солдатиков, копировавших их собственные армии. Королевские и кайзеровские принцы уже с раннего возраста с помощью таких коллекций осваивали функции будущих верховных главнокомандующих. Часть этих коллекций сохранилась и до нашего времени. Например, отлично сохранилось сто сорок фигурок солдат королевской прусской армии (H.25см), изготовленных в 1829г. берлинским гравером и литейщиком Густавом Сёлкэ для прусского короля Фридриха Вильгельма III, основателя римского военно-исторического движения в Европе. Солдатики служили в качестве прототипов реформированного обмундирования всех существовавших на тот момент воинских частей королевской прусской армии образца 1830 года. Эти фигуры были сделаны не только с художественным высочайшим мастерством, но и в точном соответствии с требованиями воинского устава. В конце XIX века и первой половине XX века в общей массе доминируют дешевые свинцовые солдатики. В период Первой мировой войны 1914 – 1918 годов милитаристские фигурки выпускались массовыми тиражами. Являясь продуктом фабричного производства, они были грубой формы, зачастую небрежно и исторично некорректно расписанные. Отливались свинцовые фигуры в формах из гипса, дерева и даже камня. Однако, существенным недостатком свинца является его мягкость и высокая пластичность. Лучшие из солдатиков изготавливались в мастерских Килер в Германии (позднее - фирма Охел). Вскоре после Первой мировой войны круглые оловянные солдатики теряют своё значение детской игрушки и переходят в разряд объектов для коллекционирования. На их место приходят фигурки из других материалов, в частности, со второй половины XX века начинает использоваться алюминий и пластмасса13. Появление нового доступного и дешевого материала ознаменовало собой появления различных моделей боевой техники. Так появилось новое направление, хорошо известного сегодня процесса моделирования и коллекционирования боевой техники в частности самолетов, танков и кораблей, которые довольно быстро выделились в отдельное сборное - модельное направление. Кроме того мир боевой техники не связан на прямую с эстетикой войны, что на прямую связана с постоянным увеличением боевых потерь на поле боя. Так как массированное применение технических средств борьбы по сути не оставляет сегодня в новом тысячелетии простому солдату шансов для мужества и героизма, все сводится к простому нажатию кнопки, или рычага. Новые пластмассовые солдатики стали постоянными спутниками исключительно мира моделистов освящающих событии главным образом Первой и Второй мировой войн. В нашей работе мы специально не затрагиваем пластмассовых солдатиков, которые являются исключительно детской игрушкой и собираются и используются детьми от 5 до 13 лет. Хотя, безусловно встречаются и исключения из правил, в городе Санкт-Петербурге существует по крайне мере один серьезный коллекционер собирающий именно пластмассовых солдатиков, которые являются детской игрушкой, его коллекция содержит около 1000 игровых фигурок. В 1930 году в Лейпциге проходит I Международный конгресс коллекционеров и любителей оловянной миниатюры. Он утвердил в качестве стандарта единый масштаб плоскорельефных (нюрнбергских) фигурок – 3 сантиметров, уже употреблявшийся с конца XIX века. Конгресс также акцентировал внимание производителей на отсутствии определенных тем в оловянной миниатюре. После этого, в Западной Европе стали выпускаться фигурки на темы древней и средневековой истории: Древний Египет и Двуречье; Античность и древние германцы; Средневековые города; рыцарские турниры и крестьянские войны; Тридцатилетняя война 1618 - 1638 годов; Освободительная война США 1813/15 годов; Первая мировая война; индейцы в войнах за свою независимость. В период господства национал - социализма в Германии солдатики использовались в качестве идеологического инструмента, для воздействия на массовое сознание в целях подготовки к будущей войне. Однако, не все мастера поддались официальной пропаганде. Много старых мастеров сохранили свои профессиональные традиции и принципы: это Людвиг Франк (1870-1952) из Нюрнберга, Похан-нес Фрауендорф (1889-1973) из Уэбигау в Ельсте-ре, Франц Карл Мор (1896-1969) из Вадериче у Лейпцига. Тогда же работали Тюринген Ханс Мюллер из Эрфурта, Ханс - Иоахим Тиль из Ру- ла, Отто Е. Готтстэйн из Лейпцига, Херманн Мей-ер из Ганновера, Макс Мюнхов из города Шверина и много других. Все они принадлежали к кругу значительных коллекционеров и производителей солдатиков, интересы этих великих мастеров находились в области культурных истинных ценностей современной Романо-германской Европейской цивилизации. После Второй мировой войны 1939 – 1945 годов в Германии, Австрии и Дании предпочтением стали пользоваться плоскорельефные фигурки солдатиков. Однако объемные оловянные фигурки продолжают оставаться предметом коллекционирования, в Великобритании, Франции, США, а с 1990 года и в России. [b]Классификация военно – исторической миниатюры[/b] на 1990-2010г. г. Санкт – Петербург. По типу, с точки зрения оригинальности, миниатюры делятся на авторские, с авторской доработкой, фигуры-переделки, или, как их называют коллекционеры и игроки, конверсионные фигуры и копии. Авторские фигурки изготовляются по авторскому (оригинальному) проекту проектировщика – консультанта (от эскиза до исторической росписи). Данный тип фигуры предназначен исключительно для коммерческого использования и коллекционирования и в правовом (юридическом) аспекте защищается фирмой производителем. Авторская доработка или конверсия подразумевает качественную переделку (добавление, изменение, добавление новой значительной детали) в фигуру – оригинал, в данном случае возможна только авторская роспись, нового производителя. При демонстрации на выставках в обязательном порядке указываются автор и студия производитель исходной авторской мастер–модели. В данном случае с собственником мастер-модели должен согласовываться вопрос об авторских правах. Этот тип фигуры не предназначен для коммерческого использования и может использоваться только внутри клубных объединений и сообществ коллекционеров. Фигура–копия - представляет собой точное повторение оригинала с помощью процесса формовки без каких-либо изменений (дополнений) и является плагиатом. Она не подлежит коммерческому использованию и коллекционированию, не зависимо от варианта покраса. По назначению (по цели использования) фигурки делятся на супер (vip) коллекционные, коллекционные, реконструктивные, сувенирные и игровые. Супер (VIP) коллекционные военно - исторические фигуры это главным образом фигуры – кабинетные скульптуры (H.120; 90mm.). Они представляют собой штучную продукцию с особой тщательной проработкой деталей, художественной росписью и специально изготовленным стальным коллекционным оружием. Коллекционные фигурки представляют собой продукцию с тщательной проработкой деталей при сборке и художественной росписью (исключительно H.54 mm). Реконструктивные – исторические фигурки, предназначенные для воссоздания (реконструкции и моделирования) военно – исторических событий прошлого. Данный тип фигур, как правило, используется при моделировании конкретных битв с помощью шахмат. По технологии сборки такие фигурки изготавливаются в упрощенном варианте, но расписываются, как правило, на высоком уровне. Сувенирные фигурки (игрушка) представляют упрощенный вариант фигурки, где в составе сплава используются более дешевые компоненты и, для удешевления выпускаемой продукции, в массовых партиях намеренно опускается проработка мелких деталей. Игровые фигурки (клопы) используются в военно-исторических (настольных или напольных) играх и отличаются упрощенной технологией и росписью (существует специальный термин - игровой покрас). Однако, эти фигурки сохраняются историчность и все основные цветовые особенности оригинала. Существуют следующие игровые масштабы: H.20 mm. / 1:72 – с правильными пропорциями тела; H.23 mm. / игровой стандарт «Десятого легиона» - с правильными пропорциями тела, но незначительно увеличенной головой (для облегчения проработки черт лица при необходимости коллекционного покраса); H. 25mm. / западный -_ с неправильно – «прикольнутыми» пропорциями тела; H. 28mm. / игровой фентэзийный - «сказочный» масштаб «Звезда»; H. 30mm. / игровой фентэзийный - «сказочный» масштаб «WARHAMMER»; Масштаб фигурки определяется: Пропорцией по отношению к оригиналу (М. 1:72) – стандарт моделистов, Размером от основания до заданного (принятого) уровня (уровня глаз / переносицы, темени, верха головного убора) при стойке модели по команде «Смирно!». Вид фигурки определяется её размерностью (числом размерений) в пространстве на оси трех координат: X - Y – Z. Наибольшим коммерческим спросом пользуются объемные фигуры, выполненные из серебристого металла, встречаются так же полурельефные (редкий случай – фигурки с обратным рельефом) и плоские (Нюренбергские) фигуры. Объемные фигурки – это фактически маленькие трехмерные скульптуры (три размерения). Полурельефные фигурки имеют рельеф с обеих сторон миниатюры (рельеф отдельных деталей). Фигурки с обратным рельефом имеют впадины вместо выступающих элементов. Плоские фигурки имеют профиль с ровной поверхностью, а иллюзия объема придаётся только росписью. Все эти фигурки фактически являются двухмерными. 5. По технологии производства фигуры различают литые, лепные, резные, паяные, клееные и сложно составные. Яркий пример - фигуры ведущей фирмы производителя игровой миниатюры «Games Workshop» / Великобритания (создатели знаменитого игрового проекта «WARHAMMER», это приблизительно (H.30 mm)). Большое количество фигур сочетает в себе два компонента: пластмассовую основу и различные оловянные дополнения. Этот факт объясняется довольно дорогой стоимостью пьютерного оловянного сплава на западе, который используется лишь при необходимости сильной детализации и специального утяжеления элитной фигуры лорда (или героя) для эстетического восприятия игры. Пластмасса используется для производства базовых (стартовых) наборов больших подразделений полков 10 – 20 фигур. Литые - изготовляются литьем в гипсовые или виксинтовые формы; Лепные – лепкой из специальной пластики; Резные – вырезанные из монолита (например: нэцкэ); Клееные - склеиваются из отдельных деталей (например: продукция фирмы «Звезда»); Паяные – спаиваются из деталей (традиционный коллекционно – игровой оловянный солдатик); Составные - составляются разными способами (склеиваются, свинчиваются, спаиваются, складываются) из отдельных деталей. Как правило, это пластмассовые солдатики с большим количеством шарнирных креплений (типа человека – паука, китайского производства). 6. По используемому для изготовления материалу, фигурки делятся на: металлические, пластмассовые, деревянные, из папье – маше, бумажные, картонные, гипсовые, пластилиновые, композитные (фигурки сделанные из разных материалов – металла, пластмассы, бумаги). 7. [b]По конструкции[/b] – фигурки бывают монолитные или сборные. Монолитные фигурки представляют одно целое с подставкой (как правило, в упрощенных позах для литья в один приём). Сборные фигурки, составлены (собраны) из двух и более частей. 8. По степени подобия – фигурки с портретным сходством, типовые, стилизованные. При портретном сходстве фигурка представляет копию с оригинала (исторической личности, достоверно известной по историческим первоисточникам); Типовыми называют фигурки, воспроизводящие в реалистической манере типаж своего времени без каких – либо упрощений или стилизации; Стилизованные фигурки представляют изображения с гипертрофированными (намеренно искаженными) пропорциями и деталями, подчеркивающими характерные для своей эпохи черты. Помимо характерных черт фигурок, для классификации используют другие отличительные признаки. 9. По материалу форм для литья фигурок выделяются: Гипсовые; Шиферные; Резиновые; Пластмассовые; Виксинтовые; Металлические формы. 10. [b]По манере росписи[/b]: художественная роспись, упрощенная, роспись копия, игровая, манерная, графическая. Художественная роспись – это роспись миниатюр в реалистической манере; Упрощенная (примитивная) роспись представляет роспись с исключением некоторых несущественных особенностей (отсутствие теней на некоторых деталей); Роспись – копия, это роспись с повторением характерных черт авторской работы; Игровая роспись для настольных – напольных игр, это точное историческое воспроизведение базовых элементов мундира (униформы), включая знамена и геральдику. Она необходима для восприятия панорамной эстетики игрового процесса; Манерная роспись представляет роспись фигурок с резкими манерными чертами (черные тени-линии на всех цветах, подчеркнутое выделение деталей намеренно яркими стилизованными красками); Графическая – роспись с четким подчеркиванием линий. 11. По типу красок для росписи выделяют – акварель, гуашь, масло, нитро краски, а также использование для росписи красок разных типов (например: роспись темперой по акрилу). Сегодня большинство фирм производителей к своим оригинальным фигуркам прилагают свой грунт, свои акриловые краски и наборы кисточек («Andrea miniatures» или «WARHAMMER»), что придает фигурам крупных фирм производителей свой оригинальный стиль и масштаб. ВЫВОД: В данной работе кратко изложена и проанализирована история развития коллекционно - игровой миниатюры, начиная от первых образцов и заканчивая современностью. Древние игровые фигуры вырезались искусными гравировщиками, что делало их достаточно ценными. Можно достоверно утверждать, что на рубеже раннего средневековья - V века нашей эры, игровые фигурки утрачивают свою первоначальную погребально - мистическую функцию, и игра начинает сопровождаться специальными правилами. Появление этих правил тесно связано с дальнейшим развитием самого военного дела и увеличением родов войск на поле боя. Появление огнестрельного оружия, военной формы, всеобщей воинской обязанности, новых тактических форм частей и подразделений, в 1600 – 1650 годах, сделало оловянную миниатюру выразителем эстетики войны. Современная миниатюра порой исполняется примитивно и схематично, что, безусловно, сказывается на качестве игрового процесса (особенно этим страдает дешевая пластмассовая миниатюра). В 1950 - 1960 годах пластмассовые игровые игрушки и сборно-модельное направление выделяются в отдельную дисциплину, и развивается самостоятельно. Только немногие студии и фирмы производители оловянных фигурок производят по настоящему качественную продукцию для истинных ценителей – коллекционеров. В 1990 – 2000 годах в Санкт – Петербурге сложилась своя классификация военно – исторической миниатюры, которая позволяет разделить фигуры по типу, назначению, масштабу (размеру), по виду, по технологии производства, по степени подобия оригиналу, по материалу и по конструкции. Безусловно оловянный солдатик – это более чем серьезно, и фактически это уже формирующаяся молодая наука. 1Элий Донат (IV в. Н.э.) Комментарии к «Евнуху Тиренция» 783.2. « Пирр выставлял боевой порядок посредством камушков на доске». На эту ссылку внимание автора обратил А. К. Нёфёдкин. 2 Плоско – рельефная фигура римского легионера из свинцово – оловянного сплава в снаряжении на I век н.э./ Figure international – April 2002 P.5 Плоско – рельефная фигура римского легионера из свинцово – оловянного сплава в снаряжении на I век н.э./ Figure international – April 2002 P.5 Бронзовая римская фигурка преторианца, вторая половина II века н.э. / Para bellum №12 /,4 страница обложки журнала , выпуск 2001 год. 3 Eckart Kohn and Cornelia Ewigleвen. GLADIATORS and CAESARS / The power of spectacle in ancient Rome. British museum press Rome museum August 1961. 13829. Ст. 62. 4 Там же Ст. 63; 139. 5 Susam M. Margeson. VIKING / Eyewitness books /. Alfred A. Кnopf. NEY - YORK 1994. ISBN: 0-679-86002-9 P.40. Серебряная фигура конного викинга (плоскорельефная), найдена на территории Швеции. Датируется второй половиной X века н.э. 6 Л. М. Фирсова. ИГРЫ и развлечения / шахматы шашки и другие. Книга II. Издательство «Молодая гвардия», Москва 1990 год. Ст.№68. 7 Безусловный интерес представляет композиция изображающая рыцарский турнир XVI века с макетами построек и дервьями на заднем плане. Гостей турнира веселят два шута, рядом с трибуной присутствуют герольдмейстер и трубач. Продукция датирована 1830 годом. Roberto Nannetti. Museo Nazionale del Soldatino. Mario Masaccesi / Inchiostri assuciati / epitor - Studio Sinezgia 1997. Р.20. 8 М. М. Хренов и коллектив авторов. Военная одежда русской армии. Москва военное издательство 1994 года. Ст.3. 9 Г. Э. Введенский. Терминология мундироведения. Учебное пособие Кафедры музееведения. Санкт – Петербург. Академия культуры 1998 год. Ст.3. 10 Roberto Nannetti. Museo Nazionale del Soldatino. Mario Masaccesi / Inchiostri assuciati / epitor - Studio Sinezgia 1997. Р.19. 11 Flag Bearer from “MIGNOT” (Renaissance) - 1980 P50. Johnatan Сrawfords. World Toy Soldier. Directory & Compendium. The Sound Book for Collections Wi USA 1998. 12 Dominigue Pascal / La folie des PETTITS SOLDATS. Flammarion cllections. Paris 2001. 13 История пластмассовой игрушки – солдатика широко представлена в следующей литературе: Dominigue Pascal / La folie des PETTITS SOLDATS. Flammarion cllections. Paris 2001. ISBN: 2-0820-0690-5. P305-369. Norman Joplin. / TOY SOLDIERS. APPLEP. London 1996. 1-85076-658-4. Р.40-57. Автор выражает благодарность руководителю студии А. Скворцову «Синиус» за предоставленную литературу.
Мое примечание: Классификация не обладает к сожалению достаточной полнотой и не всеобъемлющая, но намечена в правильном направлении
Последний раз редактировалось ДВН 03 ноя 2019, 18:26, всего редактировалось 4 раз(а).
|