Форум о военно-исторической миниатюре, патворках, моделизме

Солдатики, Военно-историческая миниатюра, моделизм, патворки
Текущее время: 20 сен 2019, 00:51

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 08:32 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35004
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5158 раз.
Поблагодарили: 3934 раз.
История развития военно-исторической миниатюры. Санкт-Петербургский музей имени А. В. Суворова (1750 – 1945).
Евсеенков С. Ю.


«Пришел, увидел, победил!» Г. Ю. Цезарь.

«Глазомер, быстрота и натиск!» А. В. Суворов.

Как уже говорилось в нашей предыдущей главе, которая была посвящена развитию игровой миниатюры посредством реконструкции и макетирования, нам необходимо проследить развитие Питерской школы игровой оловянной миниатюры.

Музей имени А.В.Суворова знаменит в кругу любителей оловянной миниатюры своими огромными фондами. На 2004 год они насчитывают около 60 тыс. единиц традиционной нюренбергской миниатюры. Эта эксклюзивная информация была мне предоставлена хранителем фонда музея - Егоровым А. Ю. В 1989 - 1990 годах Алексей Юрьевич систематизировал и описал коллекцию М. В. Люшковского, которая насчитывала около 15 тысяч фигур и является основой для коллекции фонда музея по оловянной миниатюре.

Можно с уверенностью утверждать, что ни один музей России не располагает таким систематизированным количеством военно-исторической миниатюры в настоящий момент. История данного музея тесно связана с историей клуба ЛВИМ и его руководителями. В 1975 году, после смены руководства музея ГМАВВСа напомню, что ГМАВВС – это воинская часть с вытекающими отсюда сложностями и проблемами, Военно–исторический кружок под руководством Р. Ш. Сота и М. В. Люшковского, продолжил свою работу при Музее А. В. Суворова. Большой научный и производственный потенциал, накопленный в процессе работы над знаменитыми макетами – эпопеями в ГМАВВСе: «Диорама Куликовской битвы – 1380», «Штурм города Казани в 1552 году», Бородинской битвы - 1812 (Московской) «Полтавская битва -1709 года» продолжал эволюционировать и развиваться. Поэтому, именно в музее А.В.Суворова происходила целенаправленная концентрация оловянной миниатюры, которая была непосредственно связана со славными традициями русского оружия.

Во многих источниках упоминается, что великий русский полководец А.В.Суворов в детстве с увлечением играл в оловянных солдатиков. В частности эта информация была озвучена в судьбоносной для меня книге А. В. Митяева «Книга будущих командиров»: «Как и теперь у детей, у Саши тогда были игрушечные солдатики. Только играл он ими умно. Его солдатики не налетали друг на друга как попало. Нет. Они совершали марши по горам и болотам, укрывались в засадах, обманывали неприятеля ложным отступлением, строились в фалангу, в когорту, выжидали момента атаки и стремительно бросались на врага. Вместе с Ганнибалом и Цезарем солдатики Саши Суворова прошли все трудные дороги в Европе и Африке, повторили всё сражения великих полководцев: и засаду у Тразименского озера, и битву при Фарсале…» Этот отрывок не более чем фантазия автора книги. В архивах музея нет ни одного упоминания о коллекции солдатиков А.В.Суворова и о том, что он в них играл.Возникает закономерный вопрос: «Почему именно в музее имени А.В.Суворова находятся «корни» Санкт-Петербургской школы оловянной миниатюры связанные по хронологии с 1750 по 1815 год включительно?». Ответ на этот вопрос имеет несколько аспектов. С одной стороны, это, безусловно, наиболее культовый музей в плане славы русского оружия и сохранения русских воинских традиций. Великие победы Суворова известны каждому школьнику, офицеру и патриоту своей страны. Следующий положительный момент, это неравнодушная позиция директора музея А. И. Кузьмина (заслуженного работника культуры Российской Федерации) в плане взаимодействия с общественностью нашего города. Большую роль сыграло и активное участие в работе музея клуба Любителей военно-исторической миниатюры, что является непосредственным дополнением к выбранному руководством музея направлению работы. С 1975 года по сегодняшний день через клуб ЛВИМ прошло не менее 2 тысяч человек, увлеченных военной историей. Сегодня многие из этих молодых людей стали членами военно-исторических клубов, серьезными научными работниками и преподавателями военной истории. Большое влияние оказала и независимая научно – исследовательская работа в которой участвовал широкий круг лиц, которые являются основателями Петербургской военно – исторической школы миниатюроведения и базового миниатюроведения в частности.

История существования музея не была простой. Век восемнадцатый породил массу выдающихся людей и полководцев. Но никто из них не удостоился чести получить от русского народа и российского воинства в подарок собственный мемориальный музей. Эта честь выпала только А.В.Суворову. Безусловно, он был великим полководцем–новатором, который создал свою «Науку побеждать!», не потерявшую актуальность и сегодня. В 1904 году (13(24) ноября), в 175-ю годовщину со дня рождения российского генералиссимуса в Петербурге на улице Кирпичной, как раз напротив Таврического сада, был открыт музей. На этом торжестве лично присутствовал император Николай II, который предоставил целый ряд экспонатов выставленных на экспозиции и сегодня. Музей является одним из трех музеев, расположенных в специально построенных для этого зданиях. Здание было сооружено на народные деньги – пожертвования, было собрано 350 тысяч рублей серебром, большую долю которых составляли пожертвования российской армии и военной интеллигенции. Вскоре после Суворовских торжеств был объявлен конкурс на лучший проект мемориала, но ни один из них не был воплощен в жизнь. Вот почему комиссия решила поручить создание специального проекта академику архитектуры А.И.Гогену, который совместно Г.Д.Гримом удачно справился с поставленной задачей и уложился в установленную смету. Здание было возведено в стиле русских крепостных сооружений – сторожевая башня и уходящие от неё в стороны стены с бойницами. С момента своего открытия и до закрытия в1918 году, в связи с наступлением германских войск на Петроград и эвакуацией фондов в глубь России, музей пользовался большой популярностью. Но потом, до начала 50-х годов, музей не функционировал. Его фонды волевым порядком были переданы другому музею, в помещениях располагались различные учреждения, а интерьеры подверглись перестройке и упрощению. В годы Великой отечественной войны левое крыло здания было повреждено прямым попаданием снаряда. Сразу после окончания войны 1941 – 1945 годов правительство СССР начинает выделять средства на ремонт Суворовского музея. Новое возрождение музея великого русского полководца следует рассматривать исключительно в контексте идейно – политической обстановки того периода. Сам И. В. Сталин, ставший генералиссимусом СССР широко культивировал в среде советского народа культ вождя. Портреты генералиссимуса Сталина при всех военных регалиях украшали первые страницы партийной литературы и советской прессы. Отсюда и безусловный интерес к идеям высшего воинского звания, светлым выразителем которого был Александр Васильевич Суворов. Неслучаен и статус, который правительство СССР дало музею в 1950 году – «Военно исторический музей республиканского значения третьей категории с местным финансированием». Как всегда, советская идеология оказывала прямое воздействие на музей и экспозицию. Закрытый доклад Н. С. Хрущева «О культе личности И. В. Сталина» на XX (14-25 февраля 19056 года), высказанной на съезде КПСС, стал «первой ласточкой» - ударом по экспозиции музея в плане её идеологической корректировки. Брежневская «эпоха застоя» тоже оказала своё негативное влияние - большинство экспозиций было заполнено «идеологическим мусором», не имеющим к профилю музея ни какого отношения. В конце 80-х годов музей закрылся на реконструкцию: требовалось привести здание в порядок, провести капитальный ремонт и существенно обновить экспозицию. С конца 1998 года музей стал вновь именоваться мемориальным, ибо Суворову (и только ему) наши предки строили и посвятили музей. Поэтому 8 мая 1998 года музей пережил, свое третье рождение и теперь он непосредственно связан с тактикой и стратегией великого русского генералиссимуса, а, следовательно, и с оловянной миниатюрой, которая была использована для детального отображения и реконструкции «науки побеждать».

История развития Петербургской школы игровой оловянной миниатюры началась 15 сентября 1968 года в г. Ленинграде (ныне - Санкт – Петербурге) с момента создания Военно – исторического кружка при Государственном мемориальном музее имени А.В. Суворова. До 23 февраля 1991 года музей служил базовой школой всех миниатюристов, серьезных научных работников, увлекающихся эпохой Наполеоновских войн. Основой возникновения собрания стали две коллекции: М. В. Люшковского и А. И. Любимова. Прекрасные знатоки военной истории, они использовали фигурки для иллюстрирования своих лекций о великих сражениях прошлого. На 2004 год великая питерская коллекция законсервирована и не доступна для изучения и научного анализа. Поэтому о данной коллекции мы можем составить представление главным образом со слов Алексея Юрьевича Егорова, в прошлом хранителя фонда музея, который систематизировал коллекцию и составил полный каталог. Часть коллекции была по окончанию работы списана. К сожалению фигурки испорченные оловянной чумой, поломанные и не представляющие коллекционной ценности и довольно грубые конверсионные переделки в результате в коллекции осталось не более 15 тысяч фигурок. По данному факту мнения наиболее авторитетных миниатюроведов питерской школы разделились. Г. Э. Введенский считает, что коллекция от систематизации только выиграла, а В. П. Турусов придерживается противоположной точки зрения, что даже грубая фигурка оловянной миниатюры побывавшая в руках великого мастера представляет безусловный интерес для науки и коллекционеров.

Интересен факт, что в собрании на момент систематизации присутствовало только 20 римских легионеров и несколько всадников скопированных с немецкой фирмы «Хайнриксен», на вторую половину I века до нашей эры (Галльские войны Цезаря). Подобная миниатюра представлена на выставке солдатиков посвященных трехсотлетию Санкт-Петербурга. Поэтому, мы вынуждены констатировать, что корни Питерской школы на классический период Римской империи правления императора Траяна 117 год н.э., находятся несколько обособленно исключительно в «Санкт-Петербургской общественной организации «Военно – исторический клуб» Десятый легион»», хотя, безусловно, Михаил Викторович уделял античности особое внимание в плане закономерного развития военно – исторического процесса.

Михаил Викторович Люшковский (1898 – 1966 г) – полковник, кандидат исторических наук, доцент, член военно – исторической секции Ленинградского дома ученых имени А. М. Горького. Родился в Санкт-Петербурге, окончил реальное училище. Участник I Мировой войны. В 1918 году добровольцем вступил в Красную армию. Участник Гражданской войны 1917 – 1921 годов. В годы Великой Отечественной войны служил в оперативном отделе штаба Ленинградского фронта. После войны долгое время преподавал историю войн и военного искусства в Академии связи. Оловянных солдатиков Люшковский начал собирать с семи лет. В детские годы им было собрано около 5000 фигурок. Пополнение коллекции продолжалось в течении всей жизни. В 1930 – 1940 коллекция пополнилась частью собрания Б. Г. Тарасова, Г.С. Габаева. К моменту поступления коллекции Люшковского в собрание музея она насчитывала около 60.000 фигурок. Большая часть коллекции состояла из фабричных фигурок фирмы «Хайнриксен» и «Альгейр». Это были новодельные, конверсионные или перекрашенные фабричные фигурки. В 1966 году в коллекции находилось 16000 фигурок подготовленных к покраске. Хранилась коллекция в домашних условиях, где имелась опись коллекции и систематизированная картотека. Полковник Люшковский использовал оловянных солдатиков, прежде всего, в целях иллюстрации событий военной истории. Об этом говорит частичный перечень: Римский республиканский триумф, битва при Каннах, рыцарский турнир, Ледовое побоище, битва при Фермопилах, сражение у Шевардинского редута, сражение под Красным, сражение на реке Альме, сражение у Шенграбена и многие другие. Но, безусловно, основной темой коллекции, является Отечественная война 1812 года (1). Хранящаяся ныне в фондах музея коллекция и по сей день продолжает оставаться одним из немногих собраний, позволяющих с легкостью воссоздать в оловянной миниатюре любое событие Отечественной войны 1812 года. Судя по сохранившимся описям коллекции, М. В. Люшковский поставил себе целью не просто представить основные рода войск всех воюющих держав. Он постарался собрать ВСЮ! русскую армию и Великую армию Наполеона, вплоть до уровня полка и артиллерийской роты (батареи). Более того, отдельные воинские части подбирались так, чтобы было возможно реконструировать различные боевые ситуации. Поэтому полки в коллекции представлены в трех видах – «поход», «атака» и «резерв». Кроме того, в коллекции находились фигурки, представляющие части как в летней, так и в зимней форме, а часть фигур перекрашивалась, чтобы иметь возможность показать походную форму /3,5/. Сам В. П. Турусов в личной беседе подтвердил данный факт, иллюстрировавший М. В. Люшковского как истинного и скрупулезного коллекционера. Виктор Павлович, лично проверил данное утверждение, взяв за основу боевое расписание русской армии на окончание компании 1812 года. Подобную цель преследует и автор работы: изобразить в своей коллекции все известные подразделения императорской армии Римской империи на момент её наивысшего могущества, год смерти «лучшего из императоров» императора Трояна на 117 год н.э. Кроме того, особое место в собрании музея занимает коллекция –

Александра Ивановича Любимова (1904 – 1966г.) (2).Инженер – строитель, участник Великой Отечественной войны, командир взвода разведчиков, член военно – исторической секции Ленинградского дома ученых, член Ученого совета музея А. В. Суворова. Собирать оловянных солдатиков Любимов начал в 1910 году. К концу его жизни коллекция насчитывала 12.000 фигурок. Коллекция Любимова состояла из фигур фирм: «Хайнриксен», «Альгейер», «Неккель», «Охель», «Фрауендорф». Оловянные солдатики были для Любимова иллюстративным материалом для военно - исторической реконструкции. Примером созданных им реконструкций может служить большой макет «Взятие Казани» установленный в I зале Артиллерийского музея. На основе коллекции Любимова была исполнена передвижная выставка оловянной миниатюры в 1979 – 1980 годах, выполненная в виде прямоугольных диорам. Сегодня в музее из целого десятка данных экспонатов демонстрируется только четыре: Штурм Измаила - 1790, битва на Чертовом мосту – 1800, Героическая оборона Брестской крепости – 1941, Знамя победы над Рейхстагом – 1945! Данная выставка активно экспонировалась до начала 1990 годов.

Третьей по своей значимости является коллекция Льва Александровича Майдановича (1900 – 1984 г.). По происхождению из дворян. Окончил частную гимназию в Санкт-Петербурге. Поступил в Морской корпус. В 1917 отправился с другими курсантами в учебное плавание. В последствии оказался на Дальнем Востоке, где примкнул к белому движению. В 1920 году был произведен в чин мичмана от имени Верховного Правителя Сибири Колчака. После победы советской власти в Гражданской войне 1917 – 1921 г. ушёл в эмиграцию с белым флотом в турецкую Бизету… Находился в эмиграции сначала в Прибалтике, потом во Франции. В Париже работал маляром, подрабатывал себе на жизнь с помощью изготовления оловянной миниатюры. Во время Хрущевской оттепели в 1960 годах с радостью возвратился на Родину в СССР. Первоначально жил в Казахстане под надзором КГБ, работал макетчиком – оформителем. После выхода на пенсию жил городе Загорске (сейчас Сергиев Посад), под конец жизни стал глубоко верующим человеком. Похоронен в Загорске. Оловянными солдатиками Лев Александрович занимался ещё в детские годы. По его воспоминаниям, солдатики до революции встречались двух типов: «отечественного производства, довольно грубые и примитивные…, дешевенькие, в полном смысле игрушки. И завозные солдатики из Германии…, Видимо из Нюрнберга, дело у немцев было поставлено широко…, и Петербург был буквально наводнен этими солдатиками…, стоили они втрое дороже наших. Война 1914 года положила конец этой индустрии. Как вырос, и ушел на военную службу временно потерял интерес к этому делу». Вновь Лев Александрович столкнулся с оловянными солдатиками во время эмиграции во Франции в начале 1930 годов. Для своих детей он изготовил солдатиков, именно русских, так как в эмиграции детей воспитывали в русском патриотическом духе. Сначала это были солдатики, которые Лев Александрович выпиливал из дерева с помощь лобзика. Но однажды «…один мой друг сообщил мне, что был на выставке оловянных солдатиков, мы немедленно пошли с женой, и это посещение дало мне толчок заниматься этим делом, чем я и занимаюсь вот уже 41 год…». Записано со слов Льва Александровича Майдановича в 1975 году. Сегодня нам интересно, кто брал это эксклюзивное интервью? Является ли оно полной версией и у кого храниться первоисточник. Автор выражает особую благодарность Егорову Алексею Юрьевичу за предоставленный материалы и уникальные фотографии.

Постепенно Лев Александрович превратился в оригинального мастера – солдатиста, он самостоятельно разрабатывал темы для своих фигур, гравировал формы для литья, сам лил и раскрашивал солдатиков. В начале 1960 годов Лев Александрович перестал выпускать солдатиков, так как: «к сожалению, переезжая из Франции на Родину, мне пришлось оставить все мои формочки». После того как Лев Александрович поселился, в Загорске он возобновил изготовление солдатиков. На его работы обратили внимание служители Троице – Сергеевой Лавры. Собственно, это уже были не только солдатики, а оловянные фигурки на религиозные и историко - церковные темы. По нашему мнению среди этих фигурок должны были быть и римские легионеры эпохи принципата Августа, изображающие сцены по библейским сюжетам. Но у нас пока нет достоверной информации на этот счёт. Кроме того, автор изготовлял значки с изображением святых мест. Сегодня многие его работы хранятся в музеи Лавры. В середине 1970 годов Майданович переписывался с музеем А. В. Суворова, и передал некоторые свои работы в фонд музея. Поддерживал Лев Александрович контакты и с членами кружка ЛВИМ, которым передал часть своих работ и литейные формы. Сегодня работы Льва Александровича Майдановича являются примером творчества самобытного русского мастера оловянной миниатюры, который сочетал в себе как русскую школу миниатюры, так французские передовые технологии литейного производства. Безусловно, эти три коллекции стали хорошей базой, которая в последствии была дополнена и творчески развита членами клуба ЛВИМ. Основу коллекции музея существенно дополнили и развили новые талантливые авторы оловянной миниатюры. Выделим наиболее значимых авторов, представленных на выставке.

Мителев Александр Викторович (1963 года рождения). Живет в Санкт-Петербурге, по образованию инженер-системотехник. С 1982 года изготавливает и коллекционирует классические полурельефные металлические фигурки размером 32 мм. Гравирует и отливает солдатиков, изображающих воинов разных государств и различных эпох. Особенно интересуется Россией и средними веками. Делает фигурки по эскизам А. Дзыся (Куликовская битва 1380 года) и Г. Э. Введенского (Янычары). Мителев А. В. участвовал в выставках, проводившихся в СПб, Москве, Вологде, Житомире, Сергиеве Посаде и других городах. Дважды принимал участие в выставках в Германии. Член клуба ЛВИМ. Работает в Товариществе «Российская историческая миниатюра» совместно с Нуждиным В. Н. и Гурьевым А. В.

Нуждин Владимир Николаевич (родился в 1961 году.) Образование среднее техническое, живет СПб. С 1976 года коллекционирует фигурки, а с 1982 года изготавливает их сам. В основном работает в жанре полурельефной металлической фигуры 32 мм., реже с фигурами более крупных размеров. Есть опыт изготовления объемных фигур. Гравирует формочки по собственным и чужим эскизам и делает отливки. Владеет уникальной технологией гравировки формочек из камня и металла. Работы его очень реалистичны, вплоть до портретного сходства. Его фигуры отображают различные эпохи и государства, но особенно интересуется Пруссией XVIII века. Неоднократно участвовал в выставках в различных городах, среди которых Санкт- Петербурге, Москва, Вологда, Сергиев Посад, Житомир. Дважды – в 1993 и в 1995 году выставлял свои работы в Германии. Член клуба ЛВИМ. Работает в Товариществе «Российская историческая миниатюра» с Мителевым А. В. И Гурьевым А. В.

Помимо традиционных экспонатов: вооружения и снаряжения русской армии суворовского времени для простоты и наглядности восприятия боевых порядков и приемов, использованы макеты местности и фигурки из традиционных нюренбергских оловянных солдатиков. На отдельной выставке, представленной для посетителей в малом правом зале музея, данная небольшая экспозиция посвящена 300 - летию Санкт-Петербурга и размещена в малом правом зале музея. Влияние античной военно- теоретической мысли на полководцев более поздних времен было достаточно велико. «Читай прилежно Евгения, Тюренна, записки Цезаря, Фридриха II, первые тома истории Роллена и мечтания Графа Сакса. Храни в памяти имена великих людей и подражай им с благоразумием в своей военной деятельности» - А. В. Суворов. Напомню, что Суворов считал обязательным для полководца знание военной истории и военного дела. На этой основе он развивал собственные военные взгляды. Восемнадцатый век стал временем возрождения боевых античных порядков, с учетом новой материально-технической базы. В начале XIII века повсеместно господствовала линейная тактика, с равномерным распределением войск по всему фронту (обновленный аналог античной фаланги древних греков). Данный тип построения подразумевал, что при атаке построенной фаланге необходимо иметь восемь рядов в глубину, а при обороне только четыре. Главным считалось иметь фронт, который при обороне должен быть равен фронту атакующей армии, для избегания флангового охвата. Кроме того, в момент сшибки боевых порядков правый фланг всегда выдвигался вперед, а левый значительно отставал. Так, как греческие гоплиты стоящие не левом фланге, были менее защищены, традиационный круглый щит (гоплон) заводился за щит стоящего справа, соответственно, левый бок этого воина не защищен. Фалангиты левого фланга отставали в темпе движения, да и специально не стремились вперед, справедливо опасаясь за свою жизнь. Наиболее почётным считался правый фланг - здесь обычно располагались наиболее сильные воины. У Спартанцев – это сам царь и 300 знатных телохранителей. Эпаминод напротив правого фланга спартанцев разместил наиболее сильных своих воинов – фиванцев. Они были выстроены колонной в пятьдесят щитов и одержали великую победу. Эту штурмовую колонну замыкал отдельно выделенный «Священный отряд», в задачу которого входило прикрытие ударного правого крыла. Фридрих II, возродил тактику Эпаминода, примененную им в сражениях при Левктрах в 371 году до н.э. и Мантинее в 362 году до н.э.. Однако, это не мешало ему использовать, при необходимости, и другие построения. Так, при Кунерсдорфе - 1 августа 1759 года, Данное сражение представлено отдельным макетом, который выполнен членами клуба ЛВИМа, этот макет представлен на фотографиях приложенных к работе. Итак, для атаки русских войск, укрепившихся на высоте Шпиценберг, Фридрих построил из своих полков штурмовую колонну. В русско-турецких войнах русские полководцы выработали боевой порядок, который наилучшим образом способствовал борьбе с массами кавалерии – это подвижное каре. Но, если в сражениях П.А.Румянцева строились дивизии, то А. В. Суворов использовал две линии батальонных каре в шахматном порядке, с малочисленной, но стойкой и обученной кавалерией в третьей линии. Это построение напоминало боевые порядки республиканского легиона на начало I до н.э., что на период воин Римской республики с германскими племенами кимвров и тевтонов. Для наиболее полного понимания происходящего на поле боя и используется оловянная миниатюра существенно усиливая визуальное воздействии на поситителей. Она позволяет нам видеть представленное событие «с высоты птичьего полета». В большом правом зале музея представлены два макета. Это сражение при Кунерсдорфе - 1 августа 1759 года и, не менее знаменитая битва при Треббии 17 июня 1799 года (Итальянский поход Александра Васильевича Суворова). В войнах Великой Французской революции широко использовалась тактика «построения в колонну», так как французским солдатам, не имевшим боевого опыта, действовать в колоннах было значительно легче, чем в линии. Суворов, прекрасно знакомый, как с античными, так и с современными тактическими приёмами, творчески использовал их в своей практике. Для борьбы с регулярными войсками он предпочитал боевой линейный порядок, примером чему может служить сражение при Треббии, где союзные австро-русские войска применили «косую атаку». Для большинства полководцев линия была способом увеличить огневое воздействие на противника, то для Суворова линия позволяла максимально использовать штык – «Пуля дура! А штык молодец!».Для более четкого восприятия посетителем штурмовых боевых построений в музее представлен макет - «Солдаты колонны М. И. Кутузова при штурме Измаила 1790 года». Суворов вошёл в историю, и как отличный военный педагог. Воспитательная система Суворова вырабатывалась им на протяжении всей его полководческой деятельности. В отличие от господствовавшей в то время прусской системы, основанной на постоянной муштре и палочной дисциплине, Суворов требовал гуманного отношения к русскому солдату. Главным для Суворова было учить подчиненных тому, что понадобиться на войне, непосредственно в бою. Для этого он использовал любую возможность, применял на учениях знаменитые «сквозные атаки», Безусловным прототипом «сквозной атаки» является обучение римского легиона состоящего из юниоров – новобранцев в республиканский период на Марсовом поле в предместье города Рима, эти учебные воспроизводившие обстановку настоящего боя – «Тяжело в учении – легко в бою!». Данные реконструкции сражений сделаны с помощью традиционных оловянных плоскорельефных нюренбергских фигурок Н:30мм. Различный антураж – возвышенности, дома, деревья, мосты даны в небольшом количестве, для приблизительного представления местности. Эти предметы, сделанные в масштабе фигур, позволяют усилить живописный эффект. Условным является масштаб войск, при котором обычный пехотный полк изображается 20 – 25 фигурками, конный полк 10 – 15 фигурками, батарея 1 – 2 пушками. Однако, и при такой условности положение и роль тактической единицы на поле боя вполне отчетливо просматривается и легко запоминается. Визуальное воздействие достигается за счет разнообразия фигур. Если полк наступал или оборонялся, то и составляется он из где солдаты либо стреляют, либо отбиваются. Так же изображаются полки на марше и в резерве. Отсутствие движения в общей картине компенсируется динамическим изображением отдельных фигур и групп фигур. Визуальный эффект усиливает введение в общую картину сражения фигур полководцев, штабов, ординарцев, раненных и убитых. Не последним элементом макета является и защитный колпак, сделанный добротно и рационально (удобно вести фотосъемку и рассматривать сам макет), что не идет ни в какое сравнение с защитными колпаками из оргстекла в ГМАВВСе.

ВЫВОД:

Санкт-Петербургский музей им. А.В.Суворова знаменит в кругах основоположников отечественного миниатюроведения своими огромными фондами. На 2004 год фонды музея насчитывают 60000 единиц хранения традиционной нюренбергской миниатюры. Можно с уверенность утверждать, что ни один музей России не располагает таким систематизированным количеством военно-исторической миниатюры в настоящий момент. Довольно тесно связана история музея с историей клуба ЛВИМа и руководителями данной организации. Научный и производственный потенциал, накопленный в процессе работы над знаменитыми пятью макетами – эпопеями в ГМАВВСе («Диорама Куликовской битвы – 1380», «Штурм города Казани в 1552 году», Бородинской битвы - 1812 (Московской) «Полтавская битва -1709 года»), продолжал эволюционировать и развиваться. В музее происходила целенаправленная концентрация оловянной миниатюры. С 1968 – 1992 клуб работал наиболее активно. Научно – исследовательская работа в рамках данной организации явила России многих ярких и интересных личностей активно развивающих научно – исследовательскую работу в области традиционной плоской Нюренбергской военно – исторической миниатюры ( Г. Э. Введенский, Г. Веленбахов, Р. Ш. Сот, В. П. Турусов, и многие другие).

Именно в музее имени А. В. Суворова находятся «корни» Санкт-Петербургской школы оловянной миниатюры русской военной истории периода с 1750 по 1945 включительно.

ВНИМАНИЕ! ЭТО СНОСКИ В КОНЦЕ САМОЙ КНИГИ.

(1). Н. Г. Рогулин. Тема Отечественной войны 1812 года в коллекции М. В. Люшковского.

(2). Рогулин Н. Г. Коллекция А. И. Любимова в Суворовском музее // ВИФ №8, 1997, с.18.

ПЕРВОИСТОЧНИК:

А. И. Любимов. Наглядное изображение военно – исторических событий. / Журнал Военно – историческая фигурка №9. 1997 год. Ст.21.

Фотосессия, отснятая автором данной работы 27. 10. 2003 года при посещении музея А. В. Суворова.

Анатолий Васильевич Митяев. Книга будущих командиров. Москва «Молодая гвардия» 1974 год. Художник Д. Громан. Издание второе дополненное.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Евсеенков С. Ю. К вопросу о манипулярной системе или / Антижмодиков /. Альманах Санкт – Петербургской общественной организации «Военно-исторический клуб «Десятый легион»». / ForumRomanum / №1. На правах рукописи от 10.11.2001.г.

А. Кузьмин, Н. Рогулин. Суворовский музей 1904 – 1999 года краткий путеводитель. Издательства: Комитет по культуре Администрации Санкт – Петербурга, Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербургский Фонд культуры. 1999 год.

Н. Г. Рогулин. Тема Отечественной войны 1812 года в коллекции М. В. Люшковского.

Рогулин Н. Г. Коллекция А. И. Любимова в Суворовском музее // ВИФ №8, 1997.

В. П. Турусов. «Страницы истории… 1964 – 1999. Структура Военно – исторического движения города Ленинграда – Санкт – Петербурга» План – схема на правах рукописи. 1999 год.

Е. А. Разин. История военного искусства. Том 1. Античный период. Издательство «ПОЛИГОН» 1994 год.

Журнал «Военно-историческая фигурка» №2. За 1995 год. Ст.18.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 14:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 мар 2014, 22:44
Сообщений: 816
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 119 раз.
Пункты репутации: 120
тесттест
не доклад, а каша


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 16:07 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7540
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 3331 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Сложный текст.
Что такое ГМАВВС?

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 17:29 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7540
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 3331 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
По данному тексту получается, что классическая плоская миниатюра это игровая миниатюра.
И предназначена, прежде всего, для формирования частей, т.е. полков, батальонов, батарей и т.д.
Но для этого сейчас есть 1/72.
В чём преимущество классической миниатюры перед 1/72?

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 23:24 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35004
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5158 раз.
Поблагодарили: 3934 раз.
припой писал(а):
не доклад, а каша


Согласен, к тому же в некоторых местах противоречащий сказанному выше тексту.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2019, 02:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 мар 2014, 22:44
Сообщений: 816
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 119 раз.
Пункты репутации: 120
тесттест
и что за дата 1750-1945 ?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2019, 19:51 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35004
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5158 раз.
Поблагодарили: 3934 раз.
припой писал(а):
и что за дата 1750-1945 ?


абсолютно неясно

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 сен 2019, 12:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 мар 2014, 22:44
Сообщений: 816
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 119 раз.
Пункты репутации: 120
тесттест
и что-то Евсеенкова С.Ю. не могу припомнить


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: