Форум о военно-исторической миниатюре, патворках, моделизме

Солдатики, Военно-историческая миниатюра, моделизм, патворки
Текущее время: 28 мар 2024, 16:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 апр 2018, 11:33 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
В этой теме постараемся выкладывать, доступные номера альманаха, для ознакомления широкой группы любителей ВИМ.
История создания:

Вложение:
2.jpg
2.jpg [ 4.53 KiB | Просмотров: 3767 ]


Альманах «Военно-историческая фигурка», или сокращенно ВИФ был создан в 1994 году петербургскими коллекционерами военно-исторических фигурок и любителями военно-исторического моделирования. Альманах создавался изначально для коллекционеров и любителей военной истории Отечества, то есть издание предназначалось для достаточно узкого круга читателей, которых в Санкт-Петербурге могло насчитываться не более 100 человек. Альманах возник «в недрах» петербургского Клуба любителей военно-исторической миниатюры (Клуба ЛВИМ) при активном содействии ТО «Синеус» и ориентировался на городских коллекционеров фигурок.
Чем было вызвано появления альманаха?
1. Предпосылки создания альманаха ВИФ
Как показал опыт работы военно-исторического кружка, а затем Клуба ЛВИМ коллекционер фигурок почти всегда ищет сведения о том, как сделать фигурку, как ее правильно раскрасить и как скомпоновать готовые фигурки в сцены или боевые порядки. Информация, необходимая коллекционеру, включает общеисторические сведения, военные аспекты событий прошлого, данные по форме одежды регулярных армий и по технологии изготовления и хранения фигурок разных типов и видов. Ответы на эти вопросы, связанные напрямую с военно-историческим моделированием, и призван был дать любителям военной истории и коллегам-коллекционерам фигурок альманах «Военно-историческая фигурка». Цель создания альманаха – информационная помощь и поддержка коллекционеров и изготовителей военно-исторической миниатюры, а также тех, кто занимается военно-историческим моделированием. Поэтому нет ничего удивительного, что идея создать ВИФ возникла в Клубе ЛВИМ, где идеи создания подобного издания обсуждались и рассматривались уже неоднократно, начиная с начала 90-х годов прошлого века.
2. История создания альманаха
Редакционная коллегия альманаха, или РК ВИФ была образована в августе 1994 года по инициативе и при самом активном участии петербуржца Соловьева В.Н. Этим шагом работа по созданию альманаха приобрела практическую направленность и от разговоров и обсуждения коллеги сразу перешли к реальным действиям по формированию макета первого номера альманаха. Сразу же был выбран вариант альманаха, когда номера сборника материалов выходят по мере сбора и готовности сведений. Идея создания альманаха была реализована при непосредственной поддержке и участии Скворцова А.Е. и при участии Турусова В.П. Первоначально с 1994 по 2004 год альманах на правах рукописи издавался в Санкт-Петербурге. В этот же период Главным редактором альманаха ВИФ являлся его «отец-основатель» Соловьев Василий Николаевич, он же осуществлял «львиный» объем работы по верстке выпусков альманаха №№ 1…21. Реализацию проекта и выпуск (тиражирование альманаха) этих номеров альманаха в Санкт-Петербурге организовал и осуществил Скворцов А.Е.
Активное участие в создании первых номеров альманаха принимали члены Клуба ЛВИМ – Шмитман М.Л., Рогулин Н.Г. и Лукирский А.Н. Содействие изданию ВИФ оказали многие члены клуба: это были как авторы статей, так и добровольные помощники РК ВИФ. Помощь потребовалась при решении различных проблем – от доставки экземпляров альманаха на заседания-встречи клуба до брошюровки листов очередных номеров альманаха.
За время издания в Санкт-Петербурге всего вышел 21 номер альманаха ВИФ. По данным РК ВИФ, основанных на письмах читателей, альманах стал известен более, чем в 70 городах и поселках России, а по косвенным сведениям часть номеров попала и в страны СНГ. Поскольку в альманахе стали освещаться вопросы, родственные для двух ветвей моделирования, то и интерес к нему стали проявлять специалисты, не связанные напрямую с производством фигурок.
3. Облик альманаха
Внешний вид альманаха был связан с общей концепцией места фигурки, которой придерживается Клуб ЛВИМ.
Альманах, как и клуб, рассматривает фигурку как часть модели военно-исторических событий. Поэтому на страницах вышедших номеров альманаха читатель может найти сведения по хронологии сражений и походов россиян в XVIII – начале XIX веков, а также по организации, тактике и форме одежды армии России, ее союзников и противников. Кроме того, альманах содержит информацию по «тайнам» искусства изготовления, производства и хранения фигурок разных типов, отражает деятельность клубов и кружков, занимающихся военно-историческим моделированием, публикуются сведения о сферах интересов коллекционеров, об авторах-производителях новых фигурок.
Коллектив авторов, первоначально публиковавшихся в альманахе, включал членов Клуба ЛВИМ, сделавших свои доклады на встречах-заседаниях клуба. Затем по мере расширения географии распространения альманаха, который продавался в киоске Артиллерийского музея и в магазине на Невском проспекте (оба – г. Санкт-Петербург), к числу авторов присоединились и жители других городов и регионов России.
За 10 лет выпуска в альманахе сформировались постоянные рубрики, названия которых говорят сами за себя. Постоянными стали разделы
Россия;
Казаки;
Наполеоновская Франция;
Семилетняя война;
Кампании, сражения;
Технология Коллекции Клубы.
Рубрики позволяют концентрировать в одном месте материал, постоянно публикуемый на страницах ВИФ. По мнению РК ВИФ наиболее оригинальный материал появляется на страницах раздела «Технология Коллекции Клубы».
Первоначально десять первых номеров альманаха выпускались в формате А4 при черно-белом исполнении. С 1997 года по 2003 год альманах выходил в уменьшенном формате А5 размером страницы 210 мм * 150 мм в виде брошюры. Объем номера колебался от 30 до 68 страниц. Тираж автономных номеров изменялся в пределах от 100 до 500 экземпляров, так как представлял издание на правах рукописи. Кроме того, выпускались дополнительные тиражи отдельных первых номеров по 100…150 экземпляров в формате А5. Все иллюстрации были черно-белыми, преимущественно в виде рисунков, выполненных пером. Эмблемой альманах стала гренадка с одним огнем и надписью «ВИФ», которая стала помещаться на обложке каждого выпуска в правом верхнем углу.
Рассылкой альманаха по заказам читателей почти десять лет занимался секретариат РК ВИФ.
4. Преобразование альманаха
К 2003 году выпуск альманаха в Санкт-Петербурге стал крайне редким (фактически раз в год), что было связано с рядом причин и прежде всего с трудностью организации быстрого и относительного дешевого тиражирования номеров альманаха ВИФ. Кроме того, расширение сферы читателей ВИФ автоматически вело к расширению объема работ по контактам с читателями. Альманах, созданный для петербургского клуба, вышел далеко за рамки города Санкт-Петербурга, и выполнение заказов по рассылки альманаха стало не под силу ограниченному составу РК ВИФ и ее секретариату. Сложившаяся ситуация потребовала поиска новых решений организации работы по изданию и рассылки ВИФ.
В 2004 году РК ВИФ получила предложение от московского журнала «Рейтар» попробовать оформить на страницах этого журнала свою часть, то есть вложить альманах в журнал. Инициатором такой интеграции выступил Таланов А.И., напрямую обратившийся к директору ВИФ Скворцову А.Е. с предложением «о вложении». Эта идея пробного помещения альманаха в печатный журнал на правах автономии была поддержана большинством членов РК ВИФ. По взаимной договоренности альманах ВИФ добровольно согласился войти в состав печатного издания – журнала «Рейтар». Предварительно было решено издать пробный номер альманаха, а затем принять окончательное решение о дальнейшем сотрудничестве. В результате переговоров в начале 2004 года была достигнута взаимосогласованная договоренность об условиях включения и о некоторых технических деталях взаимодействия РК ВИФ и редакции журнала «Рейтар». В новых условиях менялось место выпуска ВИФ, радикально поменялся и состав Редакционной коллегии ВИФ. С 2004 года директором издания стал Таланов А.И., а печать ВИФ переместилась в Москву. В 2004 году вышел пробный № 1 (21) альманаха в виде «журнал в журнале». При этом была введена двойная нумерация номеров альманаха. Первая цифра этой нумерации стала означать номер выпуска в рамках журнала «Рейтар», а вторая, указанная в скобках, соответствует нарастающему порядковому номеру ВИФ с учетом номеров, выпущенных ранее автономно в Санкт-Петербурге в период 1994…2003 гг. Таким образом, первым номером ВИФ в рамках «Рейтара» стал № 1 (21), размещенный в № 7 (4/2004) московского журнала. Этот номер являлся адаптированным повторением части материала автономного выпуска ВИФ № 21 от 2003 года. Фактически № 1 (21) выступил в качестве пробного выпуска в измененном виде нового московского печатного издания. Первый опыт удовлетворил обе договаривающиеся стороны – «Рейтар» и ВИФ, и в последующем началось издание в рамках номеров журнала «Рейтар» выпусков альманаха ВИФ.
Всего на октябрь 2005 года выпущено семь номеров ВИФ в «Рейтаре»: №№ 1…7, а по общей нумерации - № 21 (дубль) и №№ 22…27 соответственно. Данный номер ВИФ является в рамках «Рейтара» уже девятым, хотя не прошло и двух лет со дня начала совместной работы. Выпуски альманаха размещаются в журнале по мере их готовности. Планируется в дальнейшем издавать от 3 до 5 выпусков ВИФ в год. Тираж и формат альманаха с 2004 года стали соответствовать тиражу и внешнему виду журнала «Рейтар». Отметим, что со времени своего основания «Рейтар» выходит в формате А5 тиражом 1000 экземпляров. Материал альманаха, включая иллюстрации, готовится по-прежнему в Санкт-Петербурге, но с середины 2004 года окончательно верстается и печатается уже в Москве.
С течением времени определился вид альманаха, имеющего свою постоянную заставку (аналог титульного листа). При этом хотелось, чтобы на первую страницу альманаха (на заставку с названием) как дань традиции возвратилась в правый верхний угол привычная эмблема ВИФ - гренадка об одном огне с буквами «ВИФ».
Улучшается и совершенствуется верстка выпусков ВИФ, вновь в альманахе появились рисунки и планы. Однако качество черно-белых иллюстраций оставляет пока желать лучшего и требует повышения качества, но это целиком зависит только от условий окончательной верстки и от печатных организаций Москвы. Надеемся, что качество печати, в частности, улучшения четкости и контраста как рисунков, так и черно-белых фотографий в журнале «Рейтар» в целом, будет в будущем доведено до приемлемого уровня. Тем более, что вопрос с цветными иллюстрациями в журнале «Рейтар» разрешен успешно. Пока же количество иллюстраций в рамках альманаха из-за их качества существенно меньше, чем это было в автономном издании ВИФ.


Вложения:
3.jpg
3.jpg [ 28.13 KiB | Просмотров: 3767 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 апр 2018, 14:47 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Номера Альманаха "Военно-Историческая фигурка" доступные на данный момент:


13. https://yadi.sk/d/ANhOfF0G3UeKiM
14. https://yadi.sk/d/1DWLUXZV3UeL2C
15. https://yadi.sk/d/8VWxLhc03UeLMq


По мере нахождения новых номеров, тема будет дополняться, большое спасибо blockfix, за предоставленные ссылки на номера 13,14,15.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 май 2018, 23:22 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
"ВИФ" №14 (34) В "Рейтаре" 2008

А.Е. Скворцов, В.П. Турусов
Тридцать лет военно-историческому движению?
Выставка в зале «Нарвские ворота»

15 августа 2006 года в 17.15 в выставочном зале «Нарвские ворота», расположенном в Санкт-Петербурге на площади Стачек, 1 непосредственно в Нарвских триумфальных воротах, состоялась презентация новой выставки [1, 11]. Тема данной выставки, содержание экспозиции и дата, вынесенная в название, представляют несомненный интерес для коллег по интересам – для тех, кто интересуется военной историей и относит себя к участникам военно-исторического движения.
О процедуре открытия невозможно не упомянуть хотя бы вкратце. Фейерверк, французские гусары в конном строю, легкий фуршет с красным вином в бокалах, значительное число приглашенных и неподдельный живой интерес собравшейся публики к развернутой экспозиции – это характерные черты презентации выставки. Несомненно, что открытие такой выставки – дань признания результатов деятельности активных поклонников военной истории. Честь и хвала организаторам выставки - Бухареву А.Б. и Евтееву К.С., обратившимся к интересной и новой для них теме, а главное - сумевшим в кратчайшие сроки материализовать возникший замысел в конкретную экспозицию. Это несомненный и значительный позитив выставки.
Однако, даже в названии выставки содержатся скрытые вопросы, ответы на которые носят совсем не однозначный характер…
• Какое движение имеется в виду?
• Что понимается под термином «движение»?
• Что связано с тридцатилетним юбилеем?
• Каковы реальные организационные формы военно-исторического движения?
• Кто и когда был родоначальником и организатором современного военно-исторического движения?
• Какова роль Ленинграда-Петербурга в этом движении?

Какое движение имеется в виду?
Термин «военно-историческое движение» сравнительно молод. Так стали только с конца прошлого века обозначать общественное движение, включающее клубы и группы связанные с изучением военной истории, не особо задумываясь над смыслом термина.
Чем занимались и занимаются общественные организации, относящиеся к такому движению? Клубы, «полки» и группы стремятся своими силами воссоздать исторический облик воинов прошлого и реконструировать события различными средствами. По сути деятельности можно дать следующее определение движения.
Военно-историческое движение – это совокупность общественных организаций, использующих нестандартные активные формы изучения военной истории.
Нестандартные формы изучения в первую очередь предполагают различное по содержанию моделирование (воспроизведение в определенном масштабе с рядом ограничений) событий прошлого. Отметим, что участники движения сами не всегда четко идентифицируют свои цели и практически не пытаются сформулировать методы своей деятельности.
Поэтому рассмотрим некоторые понятия подробней. Одним из ключевых слов определения нестандартных форм военно-исторического движения стало понятие «моделирование» и «модель» вне зависимости от того, как называются и чем конкретно занимаются участники общественных объединений военно-исторического движения [2, 4]. Модель – это устройство, образец, воспроизводящий строение и действие какого-либо другого устройства или процесса (уменьшенное, увеличенное или в натуральную величину). Моделирование предполагает воспроизведение (направленное повторение) определенных характерных свойств и взаимосвязей реальных процессов или объектов.
Моделирование военно-исторических событий – это реконструкция событий с помощью моделей. Для реконструкции необходимо иметь модели отдельных индивидуумов – солдат и офицеров на поле боя. Такой подход известен и используется очень давно, в частности с использованием в качестве моделей фигурок разного вида и размера.
Не секрет, что военно-историческое моделирование как метод используется в мире много сотен лет. Если современный исследователь использует для моделирования фигурки, то мы имеем дело с группами (клубами) любителей военно-исторической миниатюры. Если в качестве «моделей индивидуумов» прошлого использовать одетых и обученных людей, то мы получим группы исторической реконструкции. Различие между двумя подходами в принципе заключается только в использовании разных моделей: в первом случае - в виде металлических фигурках, а во втором - «живых солдатиков», которые в отличие от металлических фигурок сами занимаются реконструкцией событий с удовольствием и со знанием дела [6], которых можно к тому же обучать. Отметим, что группы реконструкции часто самоназываются по именам реальных полков из армий прошлого без кавычек в названии, демонстрируя как бы перемещение во времени в другую эпоху. Кстати, такое «перемещение» настолько увлекает участников движения, что они почти забывают, где заканчивается реальная жизнь современников, и начинается моделирование истории, то есть где начинается для них «игра в историю».
Отдельные примеры реконструкции (моделирования) военно-исторических событий дает нам история города: к примеру, часто упоминают знаменитую Карусель Николая I, воспроизводившая в Царском Селе еще в первой половине XIX века внешнюю обстановку и в некоторой части реконструкцию рыцарских турниров Средневековья. С другой стороны модели событий в виде планов-панорам с фигурками, практически срез сражения на определенный момент времени, использовались в Петербурге еще в начале XX века [7].
Таким образом, одним из способов активного изучения военной истории является военно-историческое моделирование, выборочное эпизодическое использование которого в Петербурге в разных формах насчитывает по самым скромным оценкам минимум 180…200 лет, а скорей всего - и гораздо более…

Что понимается под термином «движение»?
Далее необходимо определить понятие «движение». Подчеркнем сразу же, что движение в целом и моделирование (воспроизведение) не являются синонимами. Движение также не эквивалентно деятельности отдельных групп исторической реконструкции или только работе кружков или клубов. Военно-историческое движение более широкое понятие, чем частные формы его проявления.
Когда отдельные группы увлеченных коллег по интересам становятся движением? Это происходит, когда складываются общие интересы достаточно большой группы людей, уже имеющих основы организации. Следовательно, общие интересы должны проявиться раньше, чем возникнут конкретные организационные формы движения.
Движение как таковое подразумевает широкий охват коллег по интересам, а также объединение различных организаций в общих интересах. Поэтому внешним признаком создания организованного движения служит появление «интегрирующих организаций единомышленников» – ассоциаций, союзов или объединений. В этом плане реальное современное военно-историческое движение в городе Ленинграде появилось с появлением на городской арене в 1988 году Ассоциации любителей наполеоновской эпохи (АЛИНЭ), собравшей воедино ради общей деятельности родственные военно-исторические клубы и группы реконструкции одного города. При такой трактовке термина «движение» современному организованному военно-историческому движению Петербурга-Ленинграда насчитывается ныне всего лишь 20 лет (1988-2008). Создание такого объединения в Ленинграде напрямую связано с активной работой нашего земляка - кандидата исторических наук Соколова Олега Валерьевича, деятельность которого в сфере движения военно-исторической реконструкции в Ленинграде-Петербурге и Москве несомненно заслуживает отдельного упоминания.

Что связано с тридцатилетним юбилеем?
Отдельные современные группы реконструкции и клубы возникли гораздо раньше, чем объединившие их организации. Так, группа униформологов (группа исследователей истории формы) «Империя» была создана в Ленинграде еще в 1976…1978 гг. [12], то есть тридцать лет тому назад (руководителем этой группы был Соколов О.В.), но сама эта группа к 1985 году фактически прекратила свое существование. Отметим, что группа «Империя» представляла объединение людей, использующих уже готовую форму, взятую из театрального проката. Личный вклад первых участников заключался только в выборе соответствующей формы и, может быть, в изготовлении недостающих элементов формы и муляжей оружия. Возникновение первых групп исторической реконструкции, занявшихся воссозданием формы и снаряжения полков прошлого, датируется в Ленинграде примерно 1984 или 1985 годом. Среди первых таких групп выделяется группа «Павловские гренадеры» во главе с Королевым В.Б. и группа «Лейб-гвардии Преображенский полк», созданная при руководстве Введенского Г.Э.
Другой пример организованных форм военно-исторического движения - Военно-исторический кружок при Артиллерийском музее г. Ленинграда, начавший работать еще раньше в 1968 году. Этот кружок существует и поныне как Клуб ЛВИМ [3, 5, 7]. Клуб ЛВИМ объединял и объединяет любителей военной истории, которые моделируют события истории с помощью плоских и объемных фигурок разных размеров [11]. Клуб ЛВИМ, не прерывая своей деятельности, работает более 40 лет, вступив осенью 2008 года в 41-й сезон своего существования. В прошедшем 2008 году клуб отметил свой сороковой «день рождения».
Следует отметить, что через ленинградский кружок при Артиллерийском музее и через его преемника - Клуб ЛВИМ - в разной степени прошли многие из будущих участников и организаторов групп исторической реконструкции. Это было связано с тем, что в 60...70-е гг. военно-историческое моделирование «реализовывалось» только одним способом - на столе или на полу с помощью фигурок одного масштаба 1:50. Кстати, и поныне многие их участников групп реконструкции с интересом занимаются созданием макетов, изготовлением военно-исторических миниатюр или участвуют в играх с помощью различных фигурок солдатиков размером от 6 до 54 мм. Примеры тому – экс-Президент ВИАР доцент Соколов О.В. и член Клуба ЛВИМ профессор Барышников С.О.
Следовательно, на 2006 год пришелся тридцатилетний юбилей одной из первых групп советских «униформистов» - группе «Империя» под руководством Соколова О.В.

Каковы были реальные организационные формы военно-исторического движения?
В Ленинграде движение оформлялось первоначально в виде кружков и клубов. Одним из первых стал кружок при Артиллерийском музее, который был создан по замыслу Люшковского М.В. и который возглавил в 1968 году Р.Ш.Сот. Клубы полков или группы исторической реконструкции создавались одна за другой в конце 80-хх гг. прошлого века
Было ли что-то связано с военно-историческим движением до 1968 года? Официально оформленных групп или кружков любителей военно-исторической направленности, по нашим сведениям, в Ленинграде не было зарегистрировано, и деятельности таких организаций официально не отмечено. Но ещё до 1968 года существовали инициативные группы коллег разных специализаций, сложившиеся при Артиллерийском музее вокруг Люшковского М.В. (1898-1966) и занимавшихся изготовлением военно-исторической миниатюры: это было полвека тому назад на рубеже 50-х… 60-х гг. прошлого века. Частично этим же занималась и Военно-историческая секция при Ленинградском Доме Ученых
Взглянув за пределы границ деятельности наших современников, мы обнаруживаем, что у современного городского объединения АЛИНЭ имеется своеобразный предшественник - «Русское военно-историческое общество», созданное в Петербурге еще 9 сентября 1907 года [10, С. 12]. По другим сведениям именно в 1907 году в Петербурге было создано Императорское русское военно-историческое общество [3, С. 8]. Целью этого общества было изучение военного прошлого родной страны. В этом случае военно-историческому движению Петербурга (и России) в 2007 году исполнилось 100 лет!
Отметим, что анализ деятельности разных организаций показывает единство методического подхода (моделирование в разных масштабах) и общие корни (одни и те же кружки и клубы на начальном этапе развития) для разных направлений военно-исторического моделирования – для почтенных «солдатистов» и нынешних уважаемых «униформистов». Те и другие сотрудничали в единых организационных формах и связаны с одним методическим подходом изучения истории – с военно-историческим моделированием [6]. В Ленинграде организованные группы «солдатистов» по времени своего создания предшествовали современным группам исторической реконструкции. В целом с учетом прямых предшественников в виде отдельных современных кружков и групп такое направление как военно-историческое моделирование в Ленинграде-Петербурге, восстановленное уже в советское время, может смело отсчитывать свое начало примерно от 1960 года. Таким образом, если рассматривается моделирование без обязательной привязки к людям в мундирах, можно смело говорить уже минимум о 40…50 годах его активного существования в Ленинграде как направления военно-исторического движения, причем в различных организационных формах. Организованные формы российских военных историков были созданы в городе практически сто лет тому назад. Эти были различные формы проявления деятельности одного и того же направления – изучения военной истории.

Кто и когда был родоначальником и организатором современного военно-исторического движения?
Начальные шаги военно-исторического движения города Ленинграда в целом, связанные с военно-историческим моделированием, отмечены в Ленинграде более 60…70 лет тому назад, когда началось целенаправленное изготовление макетов сражений для выставок и экспозиций музеев с использованием небольших моделей - оловянных фигурок солдатиков. В конце тридцатых…начале пятидесятых годов прошлого века в Ленинграде были рабочие группы профессионалов, изготовивших, в частности, для Госэрмитажа и Артмузея макеты нескольких сражений. Кроме того, существовала профессиональная Военно-историческая секция при Ленинградском Доме Ученых, десятки лет занимавшаяся в числе прочего и вопросами военно-исторического моделирования. Многочисленные доклады М.В. Люшковского и А.И. Любимова, проведенные в пятидесятые…шестидесятые годы прошлого века на заседаниях секции с демонстрацией эпизодов сражений на настольных одноразовых макетах с использованием плоских фигурок в 32 мм высотой, были хорошо известны членам этой секции. Это было нестандартным подходом к представлению и анализу событий военной истории…
Обратившись к жизни городских ленинградских и петербургских энтузиастов военно-исторического моделирования – Люшковского М.В., Любимова А.И. и Ракова Л.Л., видим, что корни их личных военно-исторических интересов обозначены еще более дальним рубежом, который отстоит от нас на 80…90 лет [4, 8, 9]. Официально отмечено создание в Петербурге макетов сражений еще в начале XX века [7]. К этому же времени относится начало деятельности «Русского военно-исторического общества», созданного в Петербурге в 1907 году [10], о котором мы уже упоминали. Десять лет непрерывно продолжалась деятельность ИРВИО [13].
Поэтому практически столетняя история движения связана как с деятельностью отдельных коллекционеров, бывших личностями с неординарными способностями и первыми ставшими использовать методы реконструкции событий военной истории нестандартными способами, так и с возникновением в нашем городе объединений достаточно широкого плана, ориентированных на изучение военной истории Отечества.
Данных по более глубокому поиску (конец XIX века), к сожалению, не сегодняшний день по нашему городу авторы статьи не имеют…
Мы также не затрагиваем историю других форм военно-исторического моделирования (к примеру, история напольных или настольных игр, игр на ПЭМ), а также различных неординарных проявлений деятельности военно-исторических объединений (реконструкция военного быта, восстановление старой технологии производства формы и снаряжения). Это темы отдельных исследований и публикаций.
Хотелось подчеркнуть, что приводимые факты истории возникновения и развития групп реконструкции, военно-исторического моделирования в частности и военно-исторического движения в целом показывают взаимосвязь и вложенность разных направлений. К тому же все указанные проявления движения связаны с одними и теми же ленинградскими и петербургскими городскими деятелями и общественными организациями.
Исходя из анализа последних десятилетий истории движения, следует упомянуть следующие фамилии его значительных участников. Это организаторы и участники движения в различных формах – Люшковский М.В., Любимов А.И., Сот Р.Ш., Виленбахов Г.В., Соколов О.В., Введенский Г.Э., Мезенев В.Ф., Рогулин Н.Г., Аранович А.В., Соловьев В.Н., Скворцов А.Е., Мителев А.В., Нуждин В.Н., Котельников В.В. ….

Какова роль Петербурга-Ленинграда в этом движении?
Исторически сложилось так, что Ленинград-Петербург занимал и занимает на этом поприще ведущее место в России [3, 6]. Начинатели изготовления фигурок в советский период истории жили и творили в Ленинграде, здесь в нашей стране предприняты одни их первых попыток создать различные организационные формы движения - кружки, клубы, группы реконструкции, ассоциации клубов. Поэтому открытие в Петербурге выставки, посвященной военно-историческому движению, вполне обоснованно.
Разнобой в датах и сроках событий зависит от того, что выносится в качестве предмета изучения или деятельности (реконструкция формы, моделирование событий, одна группа или движение в целом). Поэтому было правильней связать «тридцатилетие» с появлением первых советских групп военно-исторической реконструкции г. Ленинграда, учитывая, что такие группы сами по себе представляют только составную часть военно-исторического движения города и страны. В 1976 году группы только предпринимали первые шаги для реанимации униформологического направления в военно-историческом движении.
Рассматривая движение в целом, не стоит замыкаться только на городских организациях военно-исторической реконструкции, а рассматривать их в связи с военно-историческим движением в России в целом и за рубежом.
Хотя 15 октября 2006 года выставка завершила свою работу, а экспозиция была разобрана, обсуждение вопросов и проблем военно-исторического движения продолжается… И в этом заключается положительный результат проведения указанной выставки в зале «Нарвские ворота».
Выводы
1. Кружки (клубы) военно-исторического моделирования с использованием исторических миниатюр в Петербурге насчитывают около 40 лет непрерывной работы, а корни деятельности коллекционеров оловянных солдатиков Петербурга-Ленинграда уходят к столетнему рубежу.
2. Тридцать лет отметила в 2006 году первая в г. Ленинграде неофициальная советская группа «униформистов» - группа «Империя». Эта группа является предшественником одного направления в современном движении и может считаться условным родоначальником групп и клубов военно-исторической реконструкции в современной России.
3. Практически современная военно-историческая реконструкция в виде отдельных групп-«полков» обрела реальные формы в середине 80-х годов и насчитывает в лучшем случае чуть более 20 лет.
4. Организованное современное военно-историческое движение в виде объединений (ассоциаций, союзов или федераций) групп исторической реконструкции насчитывает в нашем городе и в стране около 20 лет.
5. Корни реконструкторов полков прошлого связаны с военно-историческим моделированием. Люди, пришедшие в группы реконструкции, чаще всего выходили из военно-исторических кружков или групп любителей военно-исторического моделирования (любителей-коллекционеров солдатиков), то есть формировались как специалисты в рамках уже существовавшего военно-исторического движения.
6. С учетом внедрения форм и способов нестандартного изучения военной истории в достаточно широкие слои населения и со временем начала обращения русских историков к военно-историческому моделированию начальными шагами отечественного российского военно-исторического движения как такового следует считать первое десятилетие XX века.
7. Учитывая вклад родоначальников и создание в 1907 году «Русского военно-исторического общества», военно-историческое движение г. Петербурга-Ленинграда имеет полное право отметить в 2007 году свое столетие.

Источники
1. 30-летие военно-исторического движения в Санкт-Петербурге. 16 августа – 5 ноября 2006 г. Буклет выставки. Центр петербургских искусств “Авит”, Музей-памятник «Нарвские триумфальные ворота». СПб. 2006.
2. Турусов В.П. Особенности военно-исторического движения в России (по опыту ряда отечественных клубов) // ВИФ. 2005…2006. № 8 (28)…12 (32). М.- СПб.
3. Турусов В.П., Ульянов И.Э. Военно-исторические объединения // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М., 2004. С. 134…136.
4. Иванов В.П. Начальные шаги военно-исторического моделирования // ВИФ. 2003. № 21. СПб., С. 23.
5. Турусов В.П. Изучая историю войны 1812 года (Петербургский клуб любителей военно-исторической миниатюры) // Эпоха 1812 года. Сборник материалов. - М., 2003. С. 282…291. - (Труды ГИМ; выпуск 137).
6. Скворцов А.Е., Мальков А.В. Военно-историческое движение в Ленинграде-Петербурге / ВИФ. 2005. № 4 (24) // Рейтар № 13 (1/ 2005). М.- СПб. С. 118…123.
6. История Клуба ЛВИМ // ВИФ. 1998. № 10. СПб., С. 20.
7. Хитрово С., Догель М. Рельефный план-панорама Бородинского боя 26 августа 1812 года. Санкт-Петербург, 1914.
8. Стволинский Ю. Легионы в коробках / «Ленинградская Правда», 15 сентября 1962 года.
9. Рогулин Н.Г. Коллекция М.В. Люшковского // ВИФ. 1995. № 2. СПб., С. 17…18.
10. Сегодня 9 сентября // «Комсомольская правда», 9 сентября 2006 года
11. Энтузиасты исторической реконструкции // «Утро Петербурга», 24…30 августа 2006 года.
12. Белоусова Е. Вперед в прошлое / 30 лет военно-исторической реконструкции в России // Империя истории. 2006. № 4. С.10…13.
13. Бориснёв С.В. С целью познания ратного прошлого // «Независимое военное обозрение». 13-19 апреля 2007. № 12 (517). С.8.
100 лет назад в 1907 году было основано Императорское русское военно-историческое общество. В 1912 году общество насчитывало 890 действительных членов и около 2 тысяч членов-сотрудников. Первое заседание состоялось 7 (20) апреля 1907 года. Общество просуществовало с 1907 года до октября 1917 года.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июл 2018, 08:33 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Предлагаемая читателю статья написана известным Ленинградским коллекционером А.И. Любимовым в начале 60-х. Статья освещает некоторые выводы из деятельности военно-исторической секции Ленинградского дома ученых им. А.М. Горького. Рукопись хранится в музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге и любезно предоставлена ВИФу для опубликования заместителем директора музея Н.Г. Рогулиным.

Наглядное изображение военно-исторических событий

«Один раз увидеть – это сто раз услышать»
(Китайская пословица)


В военно-исторической Секции Ленинградского дома ученых им. М. Горького, ежегодно, а иногда 2-3 раза в год, членам секции и довольно многочисленным любителям демонстрируется наглядная картина какого-либо военно-исторического события.

Несмотря на некоторую условность изображения, вызываемую стремлением показать наиболее полную картину события на площади около 3 метров или 6 метров (размер демонстрационных досок: 2 доски 1,5 на 2 м), представленные «реконструкции» сражений давали очень наглядную, запоминающуюся картину.

Суждения о характере наглядных схем можно получить из макетов, изображающих:

1. Сражение при Шенграбене – реконструкция М.В. Люшковского.

2. Боевой порядок дивизии Фермора в сражении при Пальциге – реконструкция А.И. Любимова.

3. Штурм Ниеншанца – реконструкция А.И. Любимова.

4. Сражение при д. Лесной – реконструкция М.В. Люшковского и А.М. Любимова.

Все реконструкции сражений сделаны с помощью свинцовых фигур («оловянные солдатики»), размером – рост пехотинца 30 мм, раскрашенных в почти полном соответствии обмундированию изображаемого времени.

Местные предметы – возвышенности, дома, деревья, мосты даны в небольшом количестве, для приблизительного представления местности, на которой происходит действие.

Условным является масштаб войск при котором, обычно, пехотный полк изображается 20-25 фигурками, конный полк – 10-15 фигурками, батарея 1-2 пушками. Однако, и при этой условности, при таком схематическом обозначении полка, положение и роль полка в каком-либо сражении показываются вполне отчетливо и легко запоминаются.

Показ, по свойству фигур, ограничивается каким-либо одним, наиболее характерным моментом, т.к. представляет собой стратегическую картину. Показ маневра возможен путем монтажа фигур на пластинку с передвижением этой пластинки. Однако почти восьмилетний опыт показал, что при выборе наиболее характерного момента сражения, представление о сражении получается и по одному моменту. Живописность же показа достигается разнообразием фигур. Если полк наступал, то и составляется из фигур, изображающих наступающих солдат; тоже и при обороне, где фигуры либо стреляют, либо отбиваются в рукопашную, также изображаются полки на марше и в резерве. Отсутствие движения в общей картине полностью компенсируется динамическим изображением отдельных фигур и групп фигур. Живописность усиливается введением фигур полководцев, штабов, ординарцев, раненых и убитых и целыми сценками, помещаемых в общую картину сражения.

Местные предметы, сделанные по масштабу фигур, позволяют усилить живописный эффект. Здесь нужно заметить, что реконструкции, показанные в военно-исторической секции, являются временными, собранными и разобранными в течение одного вечера, что и вызывает некоторые упрощения показа местности. Так, высоты и даже горы показываются с помощью выпиленных из фанеры горизонталей, реки и дороги просто обозначаются на демонстрационной доске цветными мелками, деревья и кусты все вылиты из свинца и соответствующим образом окрашены. Отдельные дома выполнены либо из кусочков дерева, либо склеены из картона и окрашены. Сборно-разборный характер всей реконструкции иных средств и не требует.

Нужно отметить, что на основе реконструкций, делаемых отдельными любителями, но с постоянной и поэтому более технически совершенной топографической основой, чрезвычайно наглядные показы дали некоторые музеи. Назовем здесь, в первую очередь, долгое время привлекавшую внимание посетителей предвоенную реконструкцию Бородинского сражения в Государственном Эрмитаже (авторы Л.Л. Раков и М.В. Люшковский), несколько месяцев выставлявшуюся в Центральном Доме Советской армии реконструкцию Полтавского сражения (автор М.В. Люшковский), реконструкцию прорыва блокады Ленинграда у Невской Дубровки в б. музее Обороны Ленинграда (автор Л.Л. Раков) и демонстрируемый в настоящее время Артиллерийским Историческим музеем ряд реконструкций: «Куликовская битва» (консультация М.В. Люшковского и А.И. Любимова); «Боевой порядок Суворовской дивизии» (автор М.В. Люшковский); «Бой за батарею Раевского в Бородинском сражении» (консультация М.В. Люшковского и А.И. Любимова); «Боевой порядок современного сражения» (автор М.В. Люшковский). Во вновь открытом мемориальном музее в д. Лесной, Могилевской области Белорусской ССР, силами музея, по проекту А.И. Любимова, осуществлена реконструкция момента сражения у д. Лесной. Готовится в Артиллерийском Историческом музее очень живописная реконструкция «Взятие Казани».

Неизменный успех всех этих реконструкций, сделанных на основе тщательного изучения имеющихся материалов о сражении, о применявшихся строях, боевых порядках, о вооружении и обмундировании, о местности, на которой происходило сражение, подчеркивает необходимость и познавательную ценность таких показов.

Насколько разнообразна тематика показов в Военно-Исторической секции можно судить по частичному перечню их (в хронологии времени показа)

• Римский триумф (М.В. Люшковский)

• Битва при Каннах (М.В. Люшковский)

• Рыцарский триумф (М.В. Люшковский)

• Ледовое побоище (М.В. Люшковский)

• Битва при Фермопилах (М.В. Люшковский)

• Штурм Ниеншанца (А.И. Любимов)

• Сражение у Шевардинского редута (М.В. Люшковский)

• Боевые порядки Суворовских войск (доклад А.Е. Скородумова, показ А.И. Любимова)

• Строй егерей XVIII в. (доклад Ю.Н. Яблочкин, показ А.И. Любимова)

• Сражение под Красным (М.В. Люшковский)

• Сражение на р. Альма (М.В. Люшковский)

• Сражение при Кунерсдорфе (А.И. Любимов)

• Сражение у Шенграбена (М.В. Люшковский)

• Сражение у д. Пальциг (А.И. Любимов)

• Боевые порядки Семилетней войны (доклад А.Е. Скородумова, показ А.И. Любимова)

• Сражение при д. Лесной (М.В. Люшковский и А.И. Любимов)

Готовится и ряд других докладов.

Реконструкции сражений могли бы показываться и чаще, их можно было бы применять в качестве учебных пособий при прохождении курса военной и всеобщей истории в военных и гражданских учебных заведениях, в кружках и клубах ДОСААФ, если бы наша промышленность могла помочь осуществить их.

А.И. Любимов

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июл 2018, 08:36 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
С конца 60-х гг. макет "Штурм Казани" входит в состав основной экспозиции Музея истории артиллерии, инженерных войск и войск связи в СПб.


Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 55.84 KiB | Просмотров: 2865 ]
2.jpg
2.jpg [ 97.83 KiB | Просмотров: 2865 ]
3.jpg
3.jpg [ 93.47 KiB | Просмотров: 2865 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 12:05 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2014, 20:15
Сообщений: 6305
Откуда: Алматы
Благодарил (а): 463 раз.
Поблагодарили: 1547 раз.
Пункты репутации: 1302
тесттесттесттесттест
Класс

_________________
Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай

С уважением, Михаил!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 12:10 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:27
Сообщений: 3663
Откуда: Казань
Благодарил (а): 651 раз.
Поблагодарили: 675 раз.
Пункты репутации: 599
тесттесттесттесттест
Mumus писал(а):
С конца 60-х гг. макет "Штурм Казани" входит в состав основной экспозиции Музея истории артиллерии, инженерных войск и войск связи в СПб.

Что то она какая то маленькая, Казань то...

_________________
Чем больше сделаешь сегодня, тем больше переделывать завтра.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 12:13 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Ну какая есть.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 12:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 мар 2014, 22:44
Сообщений: 1035
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 139 раз.
Пункты репутации: 141
тесттест
- этот макет в середине 60-х уже был, та что он немного старше (лет, как минимум, на 10), а фигурки могли начать делаться еще и до войны (Люшковский с курсантами (точно не помню какого училища) до войны уже сделал макет Полтавы, ранее (в середине 70-х) стоял без остекления на другом этаже в районе боковых лестниц (т.е. на отшибе), потом, по-видимому, убрали в запасники
- Казань такая и была в то время


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 15:24 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:27
Сообщений: 3663
Откуда: Казань
Благодарил (а): 651 раз.
Поблагодарили: 675 раз.
Пункты репутации: 599
тесттесттесттесттест
припой писал(а):
Казань такая и была в то время

Я не знаю, какой Казань была в "то время". Я в "то время" еще не жил. Я имел ввиду соразмерность строений и людей. Вы посмотрите на размер фигурок людей (фото, конечно, безобразное) и диаметр минаретов мечетей. Фигурка в минарет не пролезет. По крайней мере так видится на фото. А ведь на верху минарета еще есть балкон, с которого кричит муэдзин.

_________________
Чем больше сделаешь сегодня, тем больше переделывать завтра.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 17:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 мар 2014, 22:44
Сообщений: 1035
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 139 раз.
Пункты репутации: 141
тесттест
коллега Моделист,
- макет большой, у диорамщиков и макетчиков свои законы построения макетов, направленные на лучшую визуализацию и связанные с наличием выставочного места; не сомневаюсь, у Вас такой макет получился бы лучше, что не поздно еще и проверить
- смею Вас заверить, что постройки на территории кремля не придумывались с потолка, а согласовывались со специалистами, а мелкие детали могли и опускаться, что никак не направлено на ущемление общественного мнения краеведов


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 17:57 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 35617
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5403 раз.
Поблагодарили: 4128 раз.
Мне тоже кажется, что в данном случае воздвигать здания в их истинном масштабе по сравнению с фигурками людей, идея не реализуемая, особенно в то время, когда все делалось на энтузиазме без серьезных финансовых возможностей.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 19:52 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 27 фев 2015, 21:27
Сообщений: 3663
Откуда: Казань
Благодарил (а): 651 раз.
Поблагодарили: 675 раз.
Пункты репутации: 599
тесттесттесттесттест
припой писал(а):
смею Вас заверить, что постройки на территории кремля не придумывались с потолка, а согласовывались со специалистами, а мелкие детали могли и опускаться, что никак не направлено на ущемление общественного мнения краеведов

С этим я и не спорю. Скорее всего, все делалось на основе реальных исторических документов.

Mumus писал(а):
Мне тоже кажется, что в данном случае воздвигать здания в их истинном масштабе по сравнению с фигурками людей, идея не реализуемая, особенно в то время, когда все делалось на энтузиазме без серьезных финансовых возможностей.

А вот с этим я не соглашусь. Если невозможно выполнить здания соразмерными фигуркам людей, почему не сделать наоборот? Выполнить фигурки соразмерно зданиям.

_________________
Чем больше сделаешь сегодня, тем больше переделывать завтра.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2018, 21:03 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 8255
Благодарил (а): 57 раз.
Поблагодарили: 3655 раз.
Пункты репутации: 3117
тесттесттесттесттест
Вот что всегда в этих диорамах выглядит странно это объём зданий, деревьев, пушек, даже телег и плоскость фигурок.
Т.е. есть там телега, трёхмерная, а лошадки при ней плоские.
Сложно как-то понять, если всё в те времена можно было сделать в объёме, то почему фигурки упорно продолжали делать плоскими.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 июл 2018, 01:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 мар 2014, 22:44
Сообщений: 1035
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 139 раз.
Пункты репутации: 141
тесттест
во первых, в те времена про литье в резину в домашних условиях только могли слышать, а в гипс лить - объемных в массовом порядке - это значит иметь большое счастье; это только во 2-й половине 80-х начали появляться виксинты;
во вторых - традиция и позволят более массовые и масштабные события изобразить


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 янв 2019, 20:30 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2018, 18:08
Сообщений: 423
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 104 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Пункты репутации: -111
Modelist писал(а):
припой писал(а):
Казань такая и была в то время

Я не знаю, какой Казань была в "то время". Я в "то время" еще не жил. Я имел ввиду соразмерность строений и людей. Вы посмотрите на размер фигурок людей (фото, конечно, безобразное) и диаметр минаретов мечетей. Фигурка в минарет не пролезет. По крайней мере так видится на фото. А ведь на верху минарета еще есть балкон, с которого кричит муэдзин.

Условность в соотношениях макета ландшафта и зданий с фигурками людей продумывалась и отрабатывалась еще в 19 веке, культурными и понимающими в макетировании людьми учитывавших и сами фигурки с их ростом, единственно массово доступные в то время для создания многофигурных масштабных диорам занимающих разумное место, и саму макетную основу с учетом наглядности. Если фигурки делать меньше, ими самими не слишком полюбуешься, вместо солдатиков будут клопы ползать по макету, а если раздувать в истинном пропорциональном к людям масштаб зданий и ландшафта, то сами диорамы займут так много места что для их восприятия не хватит места и нормального зрения среднего человека. В Кульбмах есть пара макетов с близкими к реальности масштабами местности, рассматривать по сути нечего ибо с одного конца не видишь другого. В известной статье во французском журнале Иллюстрасион, высказаны соображения по пропорционированию ландшафта. Макет реконструкцию сражений не стоит путать с макетами архитектурными, разные задачи.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 янв 2019, 20:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2018, 18:08
Сообщений: 423
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 104 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Пункты репутации: -111
palpatin писал(а):
Вот что всегда в этих диорамах выглядит странно это объём зданий, деревьев, пушек, даже телег и плоскость фигурок.
Т.е. есть там телега, трёхмерная, а лошадки при ней плоские.
Сложно как-то понять, если всё в те времена можно было сделать в объёме, то почему фигурки упорно продолжали делать плоскими.

Сам человек в реальности по сравнению с орудием или повозкой достаточно плоский при стороннем восприятии, так что это игрушечная условность вполне разумна и придает особую прелесть игре в солдатики


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 янв 2019, 20:48 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 8255
Благодарил (а): 57 раз.
Поблагодарили: 3655 раз.
Пункты репутации: 3117
тесттесттесттесттест
Это плоское восприятие.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: