Автор текста: О.Сокруто Статья была впервые опубликована на форуме "Ура солдатики", но с течением времени фотохостинг удалил фотографии. По моей просьбе Олег прислал фотографии и разрешил к публикации у нас, за что ему большое спасибо.
Иоханнес Фрауендорф (1889-1972)
Часть 1.
Йоханнес Фрауендорф родился 23 апреля 1889 в Отеле Саксенхоф на Йоханнесплатц в Лейпциге. С 1895 он посещал народную школу, затем городскую школу и, в 1903, начинал четырехлетнее обучение как гравер рельефа. По воскресеньям он посещал Политехническую школу и учился там рисованию и моделированию. Эта школа проводила также выставки, на которых он получал оценки и премии за свои рисунки. Учебное предприятие, где обучался Фрауендорф, было тогда самым большим граверным учреждением Европы и насчитывало 62 сотрудника. Здесь изготавливались печатные доски из стали и латуни, в значительной степени для графической индустрии, но также и для наградных и военных нужд. Собственником предприятия и одновременно мастером Фрауендорфа был Альберт Шмидт. Ученика интересовали гравировка растений, животных и людей, и совсем не интересовали шрифтовые композиции. Этот особенный интерес был подмечен мастером и ,таким образом, Фрауендорф неосознанно получил техническую и художественную основу для его деятельности в качестве создателя оловянных фигурок. В одном из писем другу и собирателю Беку, Фрауендорф писал, что у него, во время обучения, выработалась привычка после 2 часов гравюры садиться за пишущую машинку и заниматься почтой. Через 20 минут отдохнувшие глаза были снова готовы к работе. Готовые штихели были очень дороги, и ученики были обязаны сами себе изготавливать инструмент из стали Бишоп, Рехлинг или английской Хансмансталь, правильно затачивать и закаливать его. Ученики сидели на сапожных табуретах и мастер строго следил за осанкой, каждые пол-года ножки табурета укорачивались. Иногда мастер давал задания на эскизы по памяти: яблоневый цвет с листом, садовая фиалка, альпийская фиалка или дубовый лист...Тот, кто лучше всех справлялся с заданием, получал целую марку.
После окончания учебы Фрауендорф на несколько лет отправляется в путешествие. Он посетил Франкфурт на Майне, Мюнхен, Магдебург и Константинополь. Он жил 2 года в Мюнхене, посещая вечером школу прикладного искусства и был частым гостем музеев. По воскресеньям Фрауендорф отправлялся в горы на эскизы. Тогда же он становится членом немецко-австрийского клуба альпинистов. В Константинополе он также задерживается на 2 года и работает на монетном дворе Османской империи. Начало второй Балканской войны побудило Высокую Потру расстаться с сотрудниками -христианами и Фрауендорф с трехмесячным жалованием и оплаченным проездом по железной дороге, отправился домой. На востоке Фрауендорф подхватывает желудочную инфекцию, от которой страдает всю жизнь, леча ее ограниченным количеством подогретого отборного баварского пива. Фрауендорф посещает Нюрнберг, где знакомится с оловянным литейным производством, затем направляется в Берлин и , наконец, в Лейпциг.
Во время начала войны в 1914 году Фрауендорф находится в отпуске в Верхней Италии и читает в Милане сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога в Сараево. Через две недели после возвращения он отмечается как запасной солдат Гвардейского пионерного батальона. Фрауендорф прибывает к немецкому Альпийскому корпусу участвует в наступлении на Балканах. Со своей воинской частью Фрауендорф направляется под Верден, где в 1917 его контузит взрывом от чего происходит нарушение речи. С июля 1917 по март 1918 года Фраундорф лежит в военном госпитале в Берлине. Поправившись после ранения, к Рождеству 1918 года, Фрауендорф возвращается в Лейпциг. По словам Фрауендорфа, большой потребности в гравюрах в послевоенное время не было, однако он зарабатывал свои деньги как изготовитель инструментов для тиснения. Сначала он живет в лейпцигском пригороде Линденау на улице Мерсебюргер 51 а, начиня с июля 1926 года, на улице Люцнер 66В. С августа 1930 он поселяется в Убергау. Вероятнее всего изменение адреса связано с его вторым браком. Первая жена Фрауендорфа скончалась оставив ему дочь Кейт. В Убергау Йоханес Фрауендорф прожил до конца своих дней.
Еще до того, как Фрауендорф стал активно производить фигурки, он был их собирателем. В тетради №3 молодого журнала «Стойкий оловянный солдатик» он размещает объявление об обмене фигур 1860 годов Дюбуа и Вегманна, на фигурки франко-прусской войны тех же Дюбуа,Вегманна, а также Линка и Рихе, что свидетельствует о наличии коллекции фигур и контактов с собирателями. В тетради №7 за 1924 год Фрауендорф публикует статью «Страдания собирателя». По его мнению, в массовых фигурах гоподствовала монотонность, наряду с нарочитой театральностью поз конных офицеров и штабных персонажей. Далее он перечисляет недостающие типы и серии и выражает надежду, что производители фигурок еще подарят коллеционерам серии артиллерии, пионеров и военных госпиталей. Эту статью можно считать началом деятельности Фрауендорфа по созданию новых фигурок. Он носится с мыслью помощи коллекционерам и остается верным этой идее всю свою жизнь. Это будет не всегда просто, но он будет всю жизнь продвигать свои идеи в кругу собирателей и клиентов его Граверной мастерской, направленные на развитие и улучшение фигурки. С другой стороны, в том же журнале, он спрашивает информацию о французской артиллерии в 1870 году, где находились 4 и 5 номера во время движения, поскольку на передках было только 3 сидячих места, как выглядела форма французской полевой жандармерии и санитаров.... Идеи фигурок артиллерии и штабов уже тогда бродили в его голове.
В том же 1924 году Фрауендорф начинает производить собственные фигуры и в №№9-10 журнала он публикует свою рекламу, как гравера шиферных форм, по собственным проектам или проектам заказчика. 15 апреля 1925 года Фрауендорф официально открывает собственный граверный кабинет. К этому его побудил лейпцигский коллекционер Карл Винкельмюллер — отец издателя серий WIMOR Карла-Хейнца Винкельмюллера, а также, видимо, предоставил стартовый капитал.
Тогда же, в апреле 1925 года, в Лейпцигском Городском историческом музее, расположенном в старой Ратуше, состоялась выставка под названием «Старые и новые оловянные фигурки». В майском выпуске журнала, отмечается, что Йоханес Фрауендорф является одним из немногих собирателей, которые могут сами проектировать, гравировать, отливать и расписывать фигурки. Его формы, как ни странно, выполнены в металле. Кроме того, отмечается, что он является искусным моделистом. В этот , начальный период, самостоятельной деятельности Фрауендорф работал по заказам полиции и рейхсвера, которые хотели иметь фигурки для демонстрации и тактических занятий. Эти фигурки были без особой деталировки, в большой степени являлись силуэтными фигурками, но уже несли фирменный знак «JF» .
В июльском номере журнала за 1925 год выходит статья Фрауендорфа под названием «Гравер и оловянная фигурка», где он подразделяет предприятия ручной гравюры на 4 типа и дает краткий исторический обзор этого цеха. В том же номере Альфред Ауербах описывает новые фигурки созданные Фрауендорфом по собственным рисункам: 2 прусских пехотинца на 1870 г.в штурмовом снаряжении, превосходные 2 тюркоса и офицер, стоящий кирасир времен Фридриха Великого. Ауэрбах отмечает высокое качество фигур и отлично использованный материал, однако отмечает, что размер фигур соответствует ганноверско-браунвейгскому стандарту 3,5 см и выражает надежду, что гравер обратится и к меньшему масштабу 3 см.
Ауэрбах был председателем, а позже, почетным председателем КЛИО и представлял в журнале общества новых граверов и их работы. Ряд работ подвергался довольно интенсивному обсуждению и дополнялись информацией по теме. Позже Ауербах занимался составлением иллюстрированного каталога. В письме от 21.04.1928 он убедительно просит Фрауендорфа соблюдать сроки и регулярно предоставлять информацию о новых фигурках для обсуждения, сравнивая его с другим фирмами, в том числе и Киллерциннфигурен. Речь идет о серии польской пехоты и драгунском лагере.
В январе 1926 года Фрауендорф создает Африканских конных егерей, а также баварскую и французскую артиллерию в размере 3,5 см. К фигуркам артиллерии он также создал объемные модели орудий,передков и зарядных ящиков.В феврале 1926 года появляется немецкая пехота на параде 1910 г. Одна из фигур, в виде исключения, была создана по рисунку Ханса Фрича. Эти типы вероятно принадлежали к серии, заказанной госпожой Мюллер для изображения предвоенного парада Мекленбургской пехотной бригады (полки 89 и 90).В программу также входили оркестр, Великий Герцог, принимающий парад, адъютанты. В августовском номере журнала за 1926 год сообщается, что господин Фрауендорф, со всей энергией обратился к созданию оловянных фигурок и удивляет их разнообразием. Большое количество фигур выполнено еще в старом 3,5 см размере, особенно корабли, дома, деревья, а также саксонская пехота 1813 г., прусские пехотный и кавалерийский лагеря на 1870 г. Отмечается также серия Робинзона Крузо, как попытка отображения темы историко-приключенческого романа в фигурке.
В следующем 1926 году Фрауендорф гравирует французских пехотинца и егеря на марше, носильщиков-санитаров, 6 прусских улан — все на время франко-прусской войны. Также появляются первые 8 фигур прусского штаба с королем Вильгельмом 1, наследным принцем, генералами фон Мольтке, фон Рооном, фон Блюменталем и Бисмарком. Серия французской артиллерии включает 16 фигур. В том же 1926 году Фрауендорф учавтсвует в международном Дне Гравера в Вене. После трехнедельного альпийского отдыха он, на обратном пути , заезжает в Нюрнберг к Людвигу Франку, который его сердечно принял. В следующем году Фрауендорф дополняет «старый» прусский штаб несколькими фигурами сделанными специально для битвы при Вионвиле — Марс-ла-Туре 16 августа 1870 г. и начинает издание французского штаба с маршалами Базаном и Канробером, а также генералом Генри. Помимо командования гравируется гусарский капрал со штабным значком, тогда же появились и саксонские егеря.
По желанию коллекционеров, с 1926 года Фрауендорф все больше переходит на масштаб 30 мм и в большей степени обращается к наполеоновской эпохе. Уже в 1926 году он гравирует фигурки Наполеона 1 на лошади, французского адъютанта, офицера генерального штаба и маркитантки. Наконец, Фрауендорф выходит из состава местной группы КЛИО и, вместе с тем, из Союза коллекционеров. Вероятно, он хотел работать как издатель фигурок без каких-либо обязательств по отношению к третьим лицам.
В 1927 собиратель Иоахим Риттер из Маркклеберга опубликовывал первое издание журнала „Стойкий оловянный солдатик" еще под названием „Сообщения для любителей оловянной фигурки", как ежемесячник „Свободного объединения немецких собирателей оловянных фигурок". Фрауендорф сознательно не проявляет интерес к сотрудничеству, не желая себя привязывать к какой-либо организации. Кроме личной антипатии к Риттеру, Фрауендоф испытывал неприязнь к сильной полемике в журнале. Активный национально-социалистический образ мыслей Риттера и его деятельность против союза собирателей КЛИО и отдельных наиболее активных его членов, таких как Отто Готтштейн, показывают изменения в умонастрониях коллекционеров. Отто Готтштейн выходит из КЛИО в 1931 году и покидает Германию в конце 1932-январе1933 года. В письме от 02.11.1934 г. Фрауендорф, как коллекционер, дает объективную критику качества фигурок на выставке группы Риттера в ресторане «Эйскеллер»: ...»любой ученик реального училища может сделать такие фигурки». Фрауендорф сохраняет хорошие контакты с Отто Готтштейном в Англии, начиная с 1936 года он начинает выполнять для него граверные работы, которые ранее исполнялись Людвигом Франком и Сикстусом Майером. К 1937 году Фрауендорф становится единственным гравером, осмеливавшимся производить литейные формы для находящегося за границей Готтштейна. Доставка фигур для англо-саксонского зала ( см. фигурки Гастингса, выложенные сашей_т) выставки была организована Готтштейном через Королевский юнайтед сервис инститьюшн, Уайтхолл. Готтштейн был приветливым и дальновидным заказчиком. Фрауендорф гравировал для него серии «Поле золотых одежд», «Елизавета 1 осматривает флот в Тилбери», а также фигурки слонов для альпийского похода Ганибалла. Это сотрудничество продолжалось и после 11 мировой войны и прекращаось с внезапной смертью Готтштейна в 1951 году. Таким образом, можно сказать, что значительная часть форм Готтштейна была создана Фрауендорфом, например в январе 1937 года оставалось 44 формы, в марте более 10 форм и, в конце марта, более 14 форм для переправки в Англию.
Вложения: |
Frauendorf1.jpg [ 103.02 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
$(KGrHqJHJFUFJ,qIEgipBSbPl8DM0w~~60_12.JPG [ 34.51 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
$(KGrHqYOKpMFJI(LnVYIBS,9b1OncQ~~60_12.JPG [ 17.44 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
9_5_1885.JPG [ 119.36 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
22_1.jpg [ 31.42 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 Elite J__ger als Guiden f__r den Stab Marschall Bourbakis.jpg [ 108.42 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 els__ssische Zivilbev__lkerung auf der Flucht.jpg [ 72.44 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 els__ssische Zivilbev__lkerung.jpg [ 75.08 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 preu__ische Ulanen, Attacke.jpg [ 84.99 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 franz__sische Marine F__siliere.jpg [ 66.59 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 franz__sische Turko-Zuaven im Gefecht Teil 2.jpg [ 78.61 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 Stab Napoleon III. bei Rezonville.jpg [ 107.42 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870 und Kaiserzeit, Garde Ulanen Potsdam.jpg [ 43.12 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870, Marschall Bourbaki, Stab der Kaisergarde.jpg [ 99.41 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870-71 franz__sisches Lazarett Teil 1.jpg [ 94.6 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
1870-71 preu__ische Ulanen und franz__sische Infanterie.jpg [ 77.69 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
Frauendorf2.jpg [ 286.88 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
GJjn0RIM1Dwy138286962715P10797.jpg [ 62.33 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
markitantka.JPG [ 119.36 KiB | Просмотров: 2470 ]
|
_________________ ««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
|