Форум о военно-исторической миниатюре, патворках, моделизме

Солдатики, Военно-историческая миниатюра, моделизм, патворки
Текущее время: 20 май 2019, 08:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 07 июн 2015, 21:01 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
ЧАСТЬ 1

Экспедиция Куф, решила разнообразить наши путешествия и познакомить вас с одним из крупнейших военных музеев мира. Разумеется, мы не будем детально рассматривать каждый экспонат, но хотели бы показать основные экспедиции музея, тем, кто по странному стечению обстоятельств, еще не был в Санкт-Петербурге и не имел возможности осмотреть его лично. Тема обширная и будет заполняться постепенно. Отдельно попрошу не стесняться комментариев, нам приятно будет видеть, что нашу работу заметили. Хотя работой это можно назвать относительно. Скорее приятное приключение. Итак, хороший солнечный день, лета 2015 года, город святого Петра, мы начинаем.

Для начала, чуть чуть об истории музея. Днем рождения Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи считается 29 августа 1703 г., когда на территории Петропавловской крепости по личному указанию Петра I был построен специальный Цейхгауз для хранения старинных артиллерийских орудий. Вначале это было небольшое деревянное здание, затем — кирпичное. Туда доставлялись на хранение «для памяти на вечную славу» отечественные и трофейные артиллерийские орудия, представляющие историческую ценность.

Открытию Цейхгауза предшествовал сбор во всей Российской империи ценных экспонатов — «достопамятных» и «курьезных» орудий. С 1868 года он располагается в здании бывшего Арсенала, где находится и сейчас.

Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», затем — Артиллерийским музеем (АМ), а с 1903 г. — Артиллерийским историческим музеем (АИМ). В советское время Артиллерийский исторический музей принял фонды Центрального исторического военно-инженерного музея (1963 г.). В 1965 г. в состав Артиллерийского исторического музея вошел Военный музей связи. С тех пор музей стал именоваться Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС).

Нас встречает открытая экспозиция, в этом году руководство музея пошло на логичный шаг, сделав ее бесплатной для посещения. Перед нами большой двор, заполненный интересными экземплярами, иллюстрирующими развитие артиллерии на протяжении нескольких веков, от орудий 1515 года, до современных арт установок.


Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 69.21 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000412.JPG
P1000412.JPG [ 122.23 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC02990.JPG
DSC02990.JPG [ 111.84 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC02991.JPG
DSC02991.JPG [ 92.07 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC02987.JPG
DSC02987.JPG [ 147.97 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC02983.JPG
DSC02983.JPG [ 115.67 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC02992.JPG
DSC02992.JPG [ 174.93 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC02986.JPG
DSC02986.JPG [ 142.91 KiB | Просмотров: 934 ]
DSC03010.JPG
DSC03010.JPG [ 103.31 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000406.JPG
P1000406.JPG [ 90.31 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000384.JPG
P1000384.JPG [ 150.64 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000410.JPG
P1000410.JPG [ 83.52 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000370.JPG
P1000370.JPG [ 131.25 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000383.JPG
P1000383.JPG [ 130.58 KiB | Просмотров: 934 ]
P1000371.JPG
P1000371.JPG [ 131.45 KiB | Просмотров: 934 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июн 2015, 21:15 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Замечательно, но ни одной машины связи.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июн 2015, 21:27 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Да, видимо мой фотограф был избирателен.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 июн 2015, 22:21 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
ЧАСТЬ 2

Продолжаем наше путешествие и входим в музей.
Холл поражает своей красотой, объемом и схожестью с храмом, а не музейным пространством. Охранник на входе, лениво интересуется нет ли у нас при себе оружия. Не поверив на слово, заставил пройти через детектер. Мой сопровождающий принц-герцог возмущен. Покупаем билеты. Цены весьма демократичны. 150 рублей для русского и еще 50р для разрешения на съемку. Иностранцам вход стоит 450р.
Чувство патриотизма и гордости за Родину, всегда возникает в моем сердце, если с иностранцев берут дороже.

Входим в первый зал. Он посвящен развитию артиллерии с начала и до середины 19 века. Экспозиция построена таким образом, что осмотр начинается с портрета Евпатия Коловрата, (к чему бы это?), несколько старых кольчуг и пару сабель на время куликовской битвы. Отличные старые диорамы "Куликовская битва" и "Взятие Казани войсками Ивана Грозного". Диорамы конечно уже не отвечают современным требованиям к детализации или к точности деталей, но выполнены с любовью и производят приятное впечатление.
Несколько опытных изобретений, образцы пушек и ружей. Народу в этом зале не много, видимо рыцари или самураи, интересуют людей больше. Вообще в музее достаточно посетителей, это и туристы, курсанты военных училищ(вход которым в музей, бесплатно), маленькие дети с родителями.
Осматриваем зал.
Мундиры и оружие петровского времени. Наполеонику покажем отдельно. Идем дальше.
Ждите продолжения.


Вложения:
DSCN0005.JPG
DSCN0005.JPG [ 57.8 KiB | Просмотров: 904 ]
DSCN0011.JPG
DSCN0011.JPG [ 48.92 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03012.JPG
DSC03012.JPG [ 79.18 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03013.JPG
DSC03013.JPG [ 69.47 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03014.JPG
DSC03014.JPG [ 50.09 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03017.JPG
DSC03017.JPG [ 55.84 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03016.JPG
DSC03016.JPG [ 97.83 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03018.JPG
DSC03018.JPG [ 93.47 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03021.JPG
DSC03021.JPG [ 49.71 KiB | Просмотров: 904 ]
Комментарий к файлу: 3-фн. 44-ствольная мортирная батарея системы А. К. Нартова изготовлена в 1754 г. в С-Петербургском арсенале
DSC03027.JPG
DSC03027.JPG [ 101.83 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03022.JPG
DSC03022.JPG [ 126.89 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03026.JPG
DSC03026.JPG [ 38.8 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03028.JPG
DSC03028.JPG [ 40.15 KiB | Просмотров: 904 ]
DSC03029.JPG
DSC03029.JPG [ 101.12 KiB | Просмотров: 904 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 июн 2015, 17:56 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Часть 3

КОЛЛЕКЦИЯ ФИГУР ГАЗЕНБЕРГЕРА.


Я думаю, нужна отдельная тема, для рассказа, об этой коллекции.К большому сожалению, она частично утрачена, лихие годы революций, война, время, не пощадили хрупкий материал, но тем более ценны те фигурки, которые остались. Изначально, коллекция располагалась в Царском селе, но сейчас она храниться в фондах музея артиллерии и доступна для осмотра.

Коллекции императорских загородных резиденций под Санкт-Петербургом всегда славились своим богатством. Однако события первой половины ХХ века значительно уменьшили объем накопленных династией Романовых шедевров. Грабеж во время революции, послереволюционные антикварные распродажи и планомерный, организованный с тевтонской педантичностью вывоз коллекций в 1941–1944 годах привели к тому, что значительная часть музейных экспонатов была или безвозвратно утрачена или исчезла из поля зрения музейных специалистов. Такая судьба постигла и коллекцию фигур Василия Газенбергера, хранившуюся в Екатерининском дворце-музее.

Иоганн Эрнест Вильгельм Газенбергер родился в Пруссии, по-видимому, около 1805 года. Когда он переехал в Россию, точно установить не удалось. В Санкт-Петербурге Вильгельм учился в Императорской Академии художеств, в которой состоял так называемым посторонним учеником. 6 апреля 1832 года президент Академии Н.А. Оленин подписал аттестат, согласно которому Газенбергер был возведен в звание «свободного (не классного) художника». Звание «не классного» художника связано с тем, что Газенбергер не был подданным России и потому не имел права на «классный чин». При этом за хорошие успехи в «скульптурном художестве» Академия наградила его Малой серебряной медалью.

Унтер офицер Глуховского кирасирского полка, 1856 г. ВИМАИВиВСБудучи еще студентом, Газенбергер начал изготовление масштабных фигур военных из гипса. Вероятно, он творчески перенес на русскую почву прусскую традицию, согласно которой заслуженным офицерам дарили статуэтки в форме тех полков, в которых они служили. Как мы увидим ниже – зерно упало на благодатную почву. Ведь, как известно, русские самодержцы питали самые нежные чувства ко всему, имеющему отношение к военной форме.

Разработка техники исполнения, по-видимому, принадлежит самому Газенбергеру. После изготовления модели мастер из специального клеевого состава делал форму для отливки. Клеевая форма имела большую эластичность, что при сложных объемах отливок облегчало мастеру процесс извлечения. Застывший состав по своим характеристикам больше всего напоминал современные формовочные материалы, типа силикона. Для разных частей тела (торс, нога, рука) делались отдельные разъемные формы.

Когда отливки были готовы, наступал черед сборки фигуры. Различные части всадника и лошади монтировалась на каркас, который придавал фигуре необходимую жесткость. Поскольку гипс – материал довольно хрупкий, проблема жесткости динамичных, устремленных вперед моделей кавалеристов была весьма актуальна. Иногда каркас требовал дополнительного усиления. Например, при создании фигуры нижнего чина Гродненского гусарского полка использовались металлические детали каркаса. Дело в том, что гусар держит в вынесенной вперед и в бок руке тяжелый штуцер.

Литаврщик Л.-гв. Конного полка ВИМАИВиВСЕще на стадии отливки отдельных частей гипс тонировался. Затем лошади покрывались лаком, что придавало фигурам блеск, похожий на блеск шерсти животного. Отдельные части на каркасе связывались так называемым гипсовым молочком, на которое также крепились предметы снаряжения и обмундирования. Фигура, собранная на каркасе, была скорее заготовкой, чем конечным продуктом. После сборки мастер начинал ее «одевать». Отдельные части амуниции (перевязи, вальтрапы, подсумки и пр.) изготавливались из тех же материалов, которые использовались при «построении» настоящих. Например, поверхность гипса, которая приходилась на мундир, не красилась, а покрывалась клеем с очесом сукна. Таким образом, достигалось не только идеальное цветовое совпадение с оригиналом (т.е. мундиром), но и иллюзия фактуры ткани, ощущение того, что фигура действительно одета в сукно. Крупные металлические части (эполеты, цепочки) делались из металла и крепились на то же гипсовое молочко. К деталям мастер относился с особым пиететом. Например, цепочки на конской упряжи действительно сплетены. Со временем мастер все более усложнял технологию. Фигуры черкесов Собственного Его Величества конвоя, представленные императору в августе 1848 года, ярко иллюстрируют эволюцию сложности. Вот что пишет о них сам Газенбергер: «На этих моделях кольчуга из железных мелких колец, шлем и все оружие из настоящего золота, серебра и стали с подробным изображением всех узоров. Серебряный и золотой тканый галун по установленной форме». На изготовление черкесов мастер потратил 8 месяцев. Вершина технологии была покорена через шесть лет. Газенбергер пишет об изготовленных им в марте 1854 года фигурах обер-офицера Кавалергардов и обер-офицера Конной гвардии: «На этих моделях кирасы, каски, палаши, пуговицы эполеты, шарфы, галуны и прочие офицерские вещи сделаны во всей подробности из тех самых металлов и материалов по установленной форме, лишь в уменьшенном масштабе. Изготовлено более 600 разнообразных мелких вещей к офицерскому обмундированию и снаряжению двух моделей». Потратив на эти фигуры 10 месяцев, больше за такие сложные модели мастер уже не брался, хотя продолжал работать еще более десяти лет. Вероятно ступенчатое повышение сложности и последующая стагнация в развитии связана с комплексом причин.

Всадник горского взвода Собственного конвоя Его Величества. ВИМАИВиВСВо-первых, Газенбергеру приходилось постоянно наращивать сложность технологии для того, чтобы оставаться в фаворе у Николая I. На своего августейшего заказчика мастер работал более четверти века. За такое время банальное копирование ранних образцов могло просто надоесть императору, что лишило бы автора весьма состоятельного покровителя. Как известно, бывшие в милости у императора живописцы и скульпторы очень хорошо зарабатывали на своих произведениях. Во-вторых (оставив в стороне имущественную сторону вопроса), следует признать, что Вильгельм не боялся экспериментировать – известны его опыты создания фигур в технике каслинского литья и поздние копии, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе. В-третьих, Газенбергер, будучи фактически создателем нового субжанра в искусстве, искал пути дальнейшего развития своего творчества. Таким образом, мотивы постепенного усложнения технологии нам кажутся вполне объяснимыми. Что касается причин остановки в развитии после середины 1850-х годов, они весьма очевидны – император Александр II не разделял энтузиазма своего отца по отношению к творчеству Газенбергера. Количество заказов сократилось. Размеры гонораров были урезаны. Мундир военных сильно изменился. Формально мастер оказался в творческом тупике: с одной стороны, новый заказчик работу не отменил, с другой, – какое-то время несомненно заняло решение вопросов об оплате и об окончательном виде уже заказанных и находившихся в работе фигур.

Разобравшись с технологией, вернемся к истории создания и бытования коллекции.

Рядовой Л.-гв. Уланского полка. ВИМАИВиВСВ 1829 году А. Н. Зауэрвейд представил Николаю I гипсовые фигуры в «1/4 натуральной величины», созданные Газенбергером. Императору работы понравились, и мастер получил заказ на изготовление моделей всех полков русской армии. Работа закипела. Согласно нашим подсчетам, мастер делал в год в среднем до пятнадцати фигур. Несложное арифметическое действие дает представление о том, какое огромное наследие оставил Газенбергер, умерший в 1865 году. Причем это касается только созданных им конных фигур. Документов, позволяющих уточнить количество изготовленных пеших фигур, пока не обнаружено. Однако, если предположить, что Газенбергер создал пеших фигур даже в пять раз меньше, чем конных, общее количество доходит до полутысячи моделей.

После представления императору новые фигуры отправлялись в пригородные резиденции или городские дворцы (Петергоф, Зимний дворец, Елагин дворец). Некоторые фигуры Газенбергер дарил членам императорской фамилии, другие по императорскому указу попали в военные части; известно также, что некоторые отправились за границу. Однако в основном они оказывались в Царском Селе, где украшали интерьеры Екатерининского и Александровского дворцов.

Основную часть царскосельской коллекции Николай I разместил в Александровском дворце. Начиная с ноября 1829 года, когда первые четыре фигуры (унтер-офицеры Кавалеградского, л.-гв. Кирасирского, л.-гв. Конного, Подольского кирасирского и Орденского кирасирского полков) нашли свои «зимние квартиры» в кабинете Николая I, Газенбергер периодически привозил в Царское Село все новые и новые скульптуры. Пополнение коллекции происходило следующим образом. Газенбергер создавал серии из четырех-восьми фигур одного рода кавалерии – это объясняется тем, что на всю серию он использовал одну и ту же форму для отливки. Поскольку мундиры всех рядовых, скажем, уланских полков, отличались лишь цветом прикладного сукна и приборного металла, скульптор изготавливал своего рода болванки, которые «одевал» согласно регламенту. Готовые «кавалерийские бюсты» Газенбергер представлял лично Николаю I, который должен был одобрить новые произведения и утвердить запрашиваемую цену. Император также распределял фигуры. Так, например, в 1829 году из пяти прибывших в Царское Село фигур четыре он оставил себе (см. выше), а пятую (рядового Подольского кирасирского полка) подарил великому князю Михаилу Павловичу, которую тот в дальнейшем поместил в Арсенал.

Рядовой 13-го уланского Владимирского Его Императорского Высочества Михаила Николаевича полка. ВИМАИВиВСПосле представления Газенбергер увозил фигуры к себе в мастерскую. Получив плату, он заказывал в Придворных конюшнях экипажи и лично привозил серию в Царское Село, естественно, тоже за счет казны. Причем, как писал сам скульптор в марте 1837 года: «четыре фигуры в одной карете везти нельзя, надобно две кареты». Поэтому иногда в Царское Село приходили целые караваны. Например, в августе 1833 года Газенбергер привез 14 фигур – семь экипажей! В том же 1833 году произошел интересный случай, ярко характеризующий взаимоотношения скульптора с официальными инстанциями. На письмо Дворцового управления с требованием немедленно доставить одобренные императором фигуры в Царское Село, Газенбергер ответил: «Сначала деньги – потом фигуры». Он мог позволить себе подобный тон. Ведь его работа была делом государственной важности, он работает по высочайшему указу императора.

Львиную долю фигур, поступавших в Царское Село, Николай I оставлял в своем кабинете, однако часть из них попадала к другим членам императорской семьи. Из документов известно, что в 1829, 1832–1834 годах и позже Николай I подарил великому князю Михаилу Павловичу часть коллекции, которую разместили в Арсенале и в его кабинете (1833 год – рядовой Его Императорского Высочества Уланского полка, 1834 год – унтер-офицер Гусарского Его Высочества полка). Своя коллекция была и у наследника цесаревича – в его покоях размещались не только готовые фигуры, но также формы и модели. Были фигуры и у великого князя Николая Николаевича (1840 год – рядовой Л.-гв. Уланского полка), и у других родственников. В 1844 году из кабинета Николая I в Царском Селе герцогу Нассаускому и принцу Гессенскому (соответственно) были подарены фигуры улана и гусара.

В конце 1840-х годов мы наблюдаем некоторое охлаждение Николая I к царскосельской коллекции Газенбергера. Часто новые модели после одобрения императора отправлялись им в Петергоф (1848 год – четыре модели казачьих полков) или в Зимний дворец (1854 год – обер-офицер Кавалергардского полка и обер-офицер Конной гвардии). Фигуры, сделанные ранее, также могли путешествовать из одной резиденции в другую. В 1851 году фигура кавалергарда со штандартом оказалась в Петергофе, но не прошло и трех месяцев, как она была отправлена в Зимний дворец. В 1855 году три модели были переправлены из Петергофа в Царское Село. Таким образом, можно убедиться, что фигуры не считались частью какого-либо определенного интерьера.

Рядовой конной артиллерии Черноморского казачьего войска. Частное собраниеНельзя не упомянуть о том, что Газенбергер не просто привозил фигуры в Царское Село, а занимался тем, что мы сейчас называем «послепродажным сервисом». Он чинил фигуры, которые по разным причинам приходили в негодность. Первое упоминание об этой стороне работы мастера мы находим уже в 1832 году. По приказу императора Газенбергер привез к себе в мастерскую из Царского Села «изломанную кирасирскую фигуру и оную починил». В августе она была отправлена обратно. За работу мастер получил 50 рублей. Помимо ремонта поврежденных моделей, Василий Газенбергер предлагал еще одну немаловажную для императора Николая I услугу. После введения новых деталей формы он переделывал старые модели в соответствии c новыми правилами ношения мундиров. Первая известная нам переделка относится к ноябрю 1840 года. Газенбергер сделал «переделку всех гвардейских кирасир по нынешней новой форме». Дальнейшие приведения моделей в соответствие с уставом производились в 1843 году (Л.-гв. Конно-пионерный эскадрон), в 1845 (Л.-гв. Казачья Конноартиллерийская батарея и Л.-гв. Крымско-татарский конный эскадрон) и т.д. В 1855 году мастер даже сам обратился с письмом к императору с просьбой разъяснить, что делать, если он «получил приказ делать две конные модели», но за время работы форма изменилась. «Делать по новой форме», – ответил император.

Таким образом, до самой смерти Василия Газенбергера коллекция моделей не только содержалась в полном порядке самим мастером, своевременно ремонтировавшим пострадавшие предметы, но и постоянно изменялась.

Рядовой Белорусского гусарского Его Императорского Высочества Михаила Николаевича полка. Фрагмент. ВИМАИВиВСО следующем этапе существования коллекции, после смерти автора в 1865 году и до октябрьского переворота 1917 года, известно сравнительно мало. Однако мы знаем, что модели продолжали «путешествовать» по императорским резиденциям. Более того, царскосельское собрание моделей в некоторой степени перестало быть бенефисом одного мастера. Наряду с работами В. Королева его пополнили произведения Г. Савинского и С. Исакова. В то же время костяк коллекции сохранялся неизменным, новые мастера лишь продолжали дело, начатое мэтром.

Несмотря на то, что коллекции многих отечественных музеев пострадали от антикварных распродаж, документальных свидетельств тому, что фигуры постигла та же участь, пока не обнаружено. Однако к концу 1930-х годов в коллекциях Екатерининского и Александровского дворцов насчитывалось всего лишь около 150 фигур Василия Газенбергера. Месторасположение некоторых моделей нам достоверно известно по инвентарным книгам Екатерининского дворца-музея 1939 года. В Александровском дворце осталось лишь 29 фигур в Библиотеке. В Екатерининском дворце модели находились в покоях императора Александра II – 15 фигур в Туалетной комнате и 9 в Приемной. Кроме того, в музее существовал специальный фонд моделей. В нем, кроме различных моделей и макетов, хранились 88 конных и четыре пешие фигуры Газенбергера. Всего документально подтверждено существование 135 конных и четырех пеших фигур в довольно приличном состоянии. Сильно поврежденных не было вообще, лишь несколько фигур имели травмы (отломанная нога у лошади, отсутствие ножен, порванная упряжь). Некоторые в графе «описание сохранности» имели диагноз – «обитая краска», а несколько моделей были поражены грибком.

В таком состоянии коллекцию застала война. К сожалению, на этом история столь удивительного собрания обрывается – ни один предмет не был эвакуирован. Что стало с хрупкими моделями, основой которых был гипс, мы можем лишь предполагать…

В наши дни остатки коллекции можно увидеть в Музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге и Государственном историческом музее в Москве. Кроме того – несколько разрозненных фигур находятся в собраниях других отечественных музеев, в частных коллекциях и за рубежом.

Автор текста: старший научный сотрудник,
хранитель фонда коллекции «Мужской костюм» А.С. Рогатнев.

Разумеется, наши не качественные фото могут служить только, для ознакомления и не подходят для подробного изучения. Надеемся, что они заинтересуют посетителей форума Куф и музей артиллерии, станет необходимым пунктом осмотра, при посещении Санкт-Петербурга. Фотография с Мумусом служит для масштаба.


Вложения:
DSC03053.JPG
DSC03053.JPG [ 36.4 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03054.JPG
DSC03054.JPG [ 70.11 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03055.JPG
DSC03055.JPG [ 44.17 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03056.JPG
DSC03056.JPG [ 82.58 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03058.JPG
DSC03058.JPG [ 72.52 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03060.JPG
DSC03060.JPG [ 50.1 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03061.JPG
DSC03061.JPG [ 74.61 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03062.JPG
DSC03062.JPG [ 70.49 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03063.JPG
DSC03063.JPG [ 48.05 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03064.JPG
DSC03064.JPG [ 42.87 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03066.JPG
DSC03066.JPG [ 64.53 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03103.JPG
DSC03103.JPG [ 37.94 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03104.JPG
DSC03104.JPG [ 71.03 KiB | Просмотров: 871 ]
DSC03107.JPG
DSC03107.JPG [ 47.02 KiB | Просмотров: 871 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2015, 11:09 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Часть 4

Оружие Западной Европы 15-17 вв.

В собрание холодного, огнестрельного оружия и защитного вооружения стран Западной Европы XV-XVII в. представлены рыцарские мечи и кинжалы, шпаги, кончары, двуручные мечи, боевой арбалет и шиты–павезы арбалетчиков XV в., клевцы, перначи, древковое оружие пехоты — алебарды, боевые топоры, протазаны, моргенштерн, боевой цеп, гизарма, «крылатое» копье, а также фитильное крепостное ружье 1420 г., саксонский колесцовый мушкет 1589 г., пистолеты и другое оружие.

Экспозиция построена исключительно на предметах происходящих из фондов музея. Собрание западноевропейского оружия музея начало формироваться еще в XVIII в., когда в Достопамятном зале (1756 г.) – предшественнике Артиллерийского музея – была создана «рыцарская комната». В ней хранились латы тевтонских рыцарей (некоторые из них использовались в качестве доспехов «печальных» рыцарей при погребении императрицы Елизаветы Петровны), средневековые кольчуги, кирасы, шишаки, английские флаги времен Елизаветы I и Якова I. Это собрание пополнялось и в XIX в., а в 1920-1930-е гг. музею были переданы конфискованные предметы западноевропейского оружия из частных собраний.

В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собраний оружия стран Западной Европы XV-XVII веков. Оно сопоставимо лишь с коллекциями Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного исторического музея.

Большая часть новой экспозиции посвящена истории военного дела в эпоху Средневековья и Возрождения. Среди представленных здесь предметов — арбалет — метательное оружие сочетающее в себе лук с механизмом натягивания тетивы. Его использовали как в бою, так и на охоте. Арбалет с английским воротом (полиспаст) появился довольно рано видимо во второй половине XII века. Несмотря на сложность и неудобство при использовании имел значительное распространение. Стальная дуга на арбалетах появилась не ранее XIV — начала XV в. Для натягивания тетивы требовалось время и в полевых условиях воины использовали высокие щиты — павезе для прикрытия от вражеских стрел. Один из щитов, представленных в зале, изготовлен в г. Констанц в XV в. На нем изображен герб этого города.

Клевцы или чеканы использовался для эффективного пробивания брони. Их удар, пришедший по нормали (под углом 90 градусов) пробивал пластины доспеха. Перначи (шестоперы) служили ударно-дробящим оружием.

Меч на протяжении веков был основным оружием знатных воинов, и ему зачастую предписывались магические свойства. От качества клинка зависела жизнь его владельца. Поэтому меч из хорошей стали стоил дорого, а мастера делавшие клинки высокого качества приобретали всемирную известность. Так, например, особенно ценились клинки мастеров из Пассау (Германия), а их фирменный знак – «пассаусский волк» являлся своеобразным знаком качества. Зачастую покупатели отказывались приобретать меч без так называемого «волчка», и оружейники других стран вынуждены были подделывать этот знак или ставить его рядом со своим клеймом.

Голова короля на лезвии меча — клеймо другого известного мастера Иоганнеса Вундеса, работавшего между 1560 и 1620 г. Это клеймо сохранилось на притолоке его дома в Золингене, вместе с инициалами I. W. и девизом и двустишьем «Голова короля — мой герб, в котором мне столь много завидовали». При сыновьях и внуках клеймо не удержало на высоте своей репутации, а конце XVIII в. наследники продали право на использование клейма за смешную сумму в четыре талера.

Огромные двуручные мечи (до 2 метров длиной и весом до 4,5 кг), с прямым, волнообразным и, даже, изогнутым лезвием использовались чаще всего ландскнехтами в пеших схватках.

Для защиты от совершенствовавшегося наступательного оружия мастера-оружейники в середине XV в. стали изготавливать полностью пластинчатые доспехи, которые не стесняли движений воина и обеспечивали максимально надежную защиту от рубящих и колющих ударов противника. Лучшими считались доспехи сделанные в Южной Германии и Северной Италии. Их форма менялась со временем. На смену готического доспеха пришел так называемый «максимилиановский» тип доспеха, названный так по имени императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1493—1519). Его отличительной особенностью была гофрированная поверхность брони, что давало возможность снизить вес без ущерба для прочности.

Конские доспехи изготовлены нюрнбергским мастером Кунцом Лохнером в 1552 и 1556-1560 гг. для герцога Иоганна Вильгельма Саксен-Веймар-Кобургского и саксонского курфюрста Иоганна Фридриха II. Части роскошного золоченого доспеха (оплечья и набедренники) с изображением гербов и большой государственной печати Российского государства были заказаны для Лжедмитрия I (1605-1606) в Германии. Ему же принадлежал и колесцовый штуцер, на нижней части ствола которого надпись «Dometrius Imperator».

Пять полных комплектов рыцарских доспехов, шлемами различного типа и кирасами, изготовленных мастерами Германии и Северной Италии относятся к защитному вооружению.

В Средние века шлемы, как и другие виды вооружений, претерпели значительные изменения. Самым тяжелым был горшкообразный шлем, который носили рыцари — крестоносцы с начала XIII в. На смену ему пришел легкий шлем — «басинет». Шлем типа «салад» также был более удобен и использовался довольно длительное время. Однако, самым совершенным шлемом считается шлем «армэ» с раздельно открывающимися забралом и визиром. В XVI в. появился открытый шлем «морион». Он был удобен тем, что не мешал целиться, и его носили пехотинцы, лучники и, впоследствии, мушкетеры.

Существовали и специальные турнирные шлемы. Богато декорированный парадный шлем – настоящий шедевр оружейного мастерства — несет на себе клеймо города Аугсбурга. Возможно, этот шлем изготовлен в мастерской известного мастера Антона Пеффенгаузера.

Любимым развлечением королевских особ, знати, а также нетитулованного дворянства была охота. Весной и летом охотились на оленей, осенью травили зайцев, зимой выслеживали кабанов и медведей. У каждой охоты были четко разработанные правила, нормы этикета и оружие. Ружье-чинка использовалась при охоте на птицу. Арбалет с устройством для натягивания тетивы («козья нога») и штуцера применялись для более крупной дичи. Охотничьими ножами и кортиками добивали и разделывали добычу, а на специальном ноже-вертеле жарили мясо на костре.

К ранним образцам средневековой артиллерии относятся железнокованная казнозарядная бомбарда и бронзовая аркебуза. Эти пушки выкованы из металлических полос и укреплены поперечными стягивающими обручами. Их стволы закреплялись на деревянной колоде, куда вкладывалась и зарядная камора, которую закрепляли поперечным клином. В каморе находился пороховой заряд, а ядро вставлялось в ствол с нижней его части. Благодаря этому решалась проблема скорострельности, поскольку заряженных камор могло быть несколько. Однако пороховые газы прорывались в месте соединения ствола и каморы, что сказывалось не только на мощности и точности стрельбы, но и могло привести к трагическим последствиям. Орудия могло разорвать, а артиллерийский расчет при этом сильно пострадать или погибнуть. Место такого разрыва видно на стволе аркебузы XV в.

Совершенно по-другому выглядят дульнозарядные парадные пушки конца XVI – начала XVII вв. Они поражают великолепным художественным литьем.

Меч правосудия, изготовленный золингенскими мастерами, отличается от «благородных» мечей характерным тупым (обрубленным) концом. В XVII в. этим мечом отрубали головы преступникам.


Вложения:
DSC03036.JPG
DSC03036.JPG [ 46.65 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03038.JPG
DSC03038.JPG [ 49.97 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03039.JPG
DSC03039.JPG [ 44.56 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03040.JPG
DSC03040.JPG [ 81.32 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03041.JPG
DSC03041.JPG [ 77.52 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03042.JPG
DSC03042.JPG [ 65.1 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03043.JPG
DSC03043.JPG [ 77.4 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03045.JPG
DSC03045.JPG [ 58.77 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03046.JPG
DSC03046.JPG [ 65.04 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03047.JPG
DSC03047.JPG [ 48.38 KiB | Просмотров: 845 ]
DSC03049.JPG
DSC03049.JPG [ 62.37 KiB | Просмотров: 845 ]

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
При посещении данного музея меня, конечно, больше всего интересовал раздел посвящённый войскам связи.
К сожалению зал средств связи времён ВОВ был закрыт. А вот зал с послевоенным оборудованием работал.
Нужно заметить, что в зале практически отсутствовали посетители.
Это и понятно, для большинства все эти серые ящики с чёрными ручками ничего не говорят.
Но мне всё это хорошо знакомо.
Поэтому небольшая загадка.
Что на картинках?


Вложения:
IMG_8828.JPG
IMG_8828.JPG [ 68.63 KiB | Просмотров: 766 ]
IMG_8829.JPG
IMG_8829.JPG [ 62.4 KiB | Просмотров: 766 ]

_________________
May the Force be with you.
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:24 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Печатная машинка терминатора.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:25 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Нет, конечно. Куда там бумагу вставлять.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:27 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Ну какая нибудь шифровальная машина типа Энигмы.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:29 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Нет, эта штука попроще.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:32 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Ну просто передатчик.

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:32 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2014, 00:07
Сообщений: 856
Благодарил (а): 256 раз.
Поблагодарили: 304 раз.
Пункты репутации: 788
тесттесттесттесттест
Заменитель телеграфного ключа и похоже с регулируемой скоростью передачи


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:37 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Да. Эта штука называется - Датчик кода Морзе, или сокращённо ДКМ.
Скорость передачи на нём естественно регулируется.
Мы часто можем увидеть в разных фильмах радистов выстукивающих азбуку Морзе на ключе.
Однако в реальности, в послевоенное время ключ почти не использовался (за исключением малых носимых радиостанций), и радиообмен осуществлялся при помощи вот таких датчиков.
На картинках старые модели. В 80-е уже были новые, с памятью и мягкими клавиатурами, как у компьютеров.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:40 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2014, 00:07
Сообщений: 856
Благодарил (а): 256 раз.
Поблагодарили: 304 раз.
Пункты репутации: 788
тесттесттесттесттест
Регулятор громкости для контроля передаваемой буквы? Смысл если она уже передалась? или был накопитель с возможностью корректировки?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:41 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Возможно самый легендарный приёмник советских вооружённых сил послевоенного периода.
Р-250. Неубиваемая штука.
Вложение:
IMG_8827.JPG
IMG_8827.JPG [ 72.85 KiB | Просмотров: 752 ]

И его современная (на конец 20в.) реинкарнация - "Катран".


Вложения:
IMG_8826.JPG
IMG_8826.JPG [ 50.43 KiB | Просмотров: 752 ]

_________________
May the Force be with you.
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:43 
Не в сети
Главный Модератор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2014, 18:13
Сообщений: 34700
Откуда: Невский край
Благодарил (а): 5043 раз.
Поблагодарили: 3814 раз.
Вот и решена проблема импортозамещения, надо только логотип приклеить в виде откусанной картошки.
Почему вся советская электроника, выглядит, как изделие клуба "Юный техник"?

_________________
««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:44 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
t86 писал(а):
Регулятор громкости для контроля передаваемой буквы?
Смысл если она уже передалась? или был накопитель с возможностью корректировки?

Это громкость в наушниках регулировать.
Ну можно ошибиться при передаче.
В этом случае даётся перебой. И повторяется последняя правильно переданная группа.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:48 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
ТА-57. Самый старый образец военной техники стоящий на вооружении с 1957г. и до сих пор.
Сегодня у нас на ВДНХ десантники показывали свою аппаратуру связи.
Спросил у них используют ли ещё ТА-57. Сказали вовсю используют.


Вложения:
IMG_8825.JPG
IMG_8825.JPG [ 67.51 KiB | Просмотров: 748 ]

_________________
May the Force be with you.
Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2015, 19:56 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 21:34
Сообщений: 7383
Благодарил (а): 47 раз.
Поблагодарили: 3208 раз.
Пункты репутации: 3059
тесттесттесттесттест
Классика носимых УКВ радиостанций 80-х годов.
Р-105М.
Вложение:
IMG_8822.JPG
IMG_8822.JPG [ 117.85 KiB | Просмотров: 745 ]

Р-107М.
Вложение:
IMG_8824.JPG
IMG_8824.JPG [ 51.51 KiB | Просмотров: 745 ]

На сто седьмой можно было работать ключом в телеграфном режиме.
На сто пятой только в телефонном режиме.
Но сто седьмая весила около 18 кг.
Сто пятая 14 кг.
Поэтому предпочитали носить Р-105М.
Там, конечно, ещё много всего - большие радиостанции. Радоирелейные станции, тропосферные, аппаратура частотного уплотнения. Но всё это не очень зрелищно, просто серые ящики с ручками.

_________________
May the Force be with you.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: