Начать хотелось бы с человека, который сначала воспринимался, как герой, впоследствии был признан официальными властями преступником, а в современное время снова стал героем и удостоился именного музея.
Я говорю о наверно самом известном командире подводнике времен Великой Отечественной войны, Александре Ивановиче Маринеско, годовщину рождения которого, отмечали недавно мои знакомые офицеры морского флота. Личность необычайно сложная, Александр Иванович был не типичным командиром красной армии, амбициозный, дерзкий и невероятно удачливый, он сумел за несколько походов сделать свое имя бессмертным и навсегда остаться в истории самым эффективным советским командиром по числу потопленного вражеского тоннажа.
Конечно, как и у любого человека, у него была и обратная сторона, собранный в кулак, волевой и сильный командир в море, на суше он был хулиган, злоупотребляющий алкоголем и позорящий своими действиями гордое звание офицера красной армии. Я постараюсь рассказать яркие факты его биографии, основанные на открытых публикациях и воспоминаниях моего деда, лично знакомого с Александром Ивановичем и сделать это максимально нейтрально, избегая оценок его действий, полагаю вы сами сможете составить мнение об этом человеке исходя из его поступков.
Родившись 15 января 1913 года на берегу теплого черного моря в Одессе, Александр Иванович начал свою судьбу вполне типично, связав ее с морем. Едва окончив 6 классов он устраивается на одно из промысловых судов, учеником матроса. Сам подводник рассказывал: «В семь лет я уже прекрасно плавал. За судоремонтным заводом располагалось кладбище старых кораблей. Взрослые туда не заглядывали, и мы проводили целые дни, ловя рыбу, купаясь, закусывая и покуривая. Распорядок наш менялся редко и лишь для разнообразия впечатлений. Иной раз мы гурьбой уходили на пассажирские пристани и просили пассажиров рейсовых пароходов бросать в воду гривенники. Когда кто-нибудь кидал монету, мы ныряли за ней в прозрачную воду. Бывало, что овладевали ими в бою, к радости пассажиров, наблюдавших за подводными схватками».
Способного мальчишку определяют в школу юнг, заведение отнюдь не легкое. Преподавательский состав, в основном из старых боцманов императорского флота России, спуску ребятишкам не давали. Жили на казарменном положении, изучали основы навигации, такелаж, столярное и слесарное дело и т.д. Срок обучения в школе 2 года, но Александру Ивановичу, как наиболее способному ученику сократили до полутора лет и сразу без всяких экзаменов взяли в Одесское мореходное училище, которое готовило будущих штурманов. бывалый моряк Иван Эрнестович Фрейман, сказал юноше пророческие слова: "Хлебнешь ты, хлопец, много лиха, если не научишься обуздывать свои желания, свой характер!" После года обучения и пятимесячной практики, следовал государственный экзамен, проходивший весьма строго. Море ошибок не прощает и принимавшие экзамен 12 капитанов, гоняли курсантов от и до. Из 50 человек сдали только 16, в которых был и талантливый Александр Маринеско, спустя некоторое время получивший свое первое назначение на старую посудину «Красный Октябрь", на должность помощника капитана. Тут Маринеско впервые встречает военных моряков в сложной обстановке. Получен сигнал «SOS» и корабль Александра Ивановича участвует в спасательной операции, тонул торпедный катер и четкость и взаимовыручка военных, производит сильное впечатление на молодого человека.
Тут как раз происходит набор штурманов в подводный флот и в 1933 году Маринеско поступает на спецкурсы командного состава военного флота. Неожиданно следует осложнение, когда компетентные органы узнают историю отца Маринеско, который на самом деле Маринеску, румынский моряк, сбежавший на Украину от судебного преследования и поменявший окончание фамилии на более привычное О. Грозит отчисление, даже пришел приказ: «Отчислить слушателя Маринеско и демобилизовать из флота»,но обошлось, отец объяснил властям что его хотели судить за рукоприкладство в отношении старшего офицера, это в революционные времена считалось доблестью и претензии были сняты. Курсант восстановлен.
Курсы, как и школу юнг, Маринеско оканчивает досрочно и назначается его служба на Балтийском флоте. В Ленинград Александр Иванович пребывает вместе с семьей, женой и дочерью и вступает в должность штурмана на подводной лодке, носившей название «Пикша», а затем, пройдя дополнительное обучение, был повышен вначале до помощника командира субмарины Л-1, а затем занял командирское место в подводной лодке М-96. К началу войны плечи молодого подводника Александра Ивановича Маринеско уже украшали погоны капитан-лейтенанта. Вместе с назначениями, следуют и разного рода истории, в которые молодой командир попадает с завидной регулярностью, спасет его только то, что экипаж его лодки становится одним из лучших на Балтике, на учениях его лодка вдвое улучшает норматив погружения, за что командир отмечен благодарностью командования и именными золотыми часами.
Серьезные неприятности следуют в августе 1941 года, когда становится известным факт аморального поведения офицеров в дивизионе подводных лодок. Выявлены факты пьянства и участия в азартных карточных играх. В списке участников этого безобразия, разумеется фигурирует и фамилия Маринеско, который впрочем легко отделался, всего лишь был лишен звания кандидата в члены партии, а вот командиру дивизиона не повезло. Дали 10 лет с отсрочкой и направили на фронт.
Вместе со скандалами растет и подготовка будущего героя, лодка совершает несколько дерзких выходов в море обстреливая немецкие транспорты. За проявленный героизм и мужество, ему было присвоено звание капитана 3-его ранга и с малышки он переходит в качестве командира на среднюю лодку С-13, на которой и прослужит до конца войны, совершив свой главный подвиг.
Начав службу на новой лодке, Маринеко практически не выходит в море. Почти весь 1943 год, лодка находится у причала, что не может не сказываться на командире, который рвется доказать свое превосходство товарищам. Дважды за год он попадает на гауптвахту за разного рода «приключения» в том числе и за мордобой в отношении офицера с которым не поделил симпатичную медицинскую сестру. Надо сказать, что личная жизнь командира тоже не складывалась, не выдержав его выходок, уходит жена и Александр Иванович испытывает некоторый дефицит женского общества.
С другой стороны его загулы чередуются с подвигами. Получив задачу скрытно проникнуть в Рижский залив для высадки десанта, с целью захвата шифровальной машины «Энигма», Маринеско блестяще проводит операцию. Лодка ночью пробирается в охраняемый противником залив, высаживает десант практически у берега. К сожалению ворвавшиеся в немецкий штаб наши солдаты не обнаружили там шифровальную машину, поднимается шум, стрельба, включаются прожекторы. Лодка начинает обстрел бочек с горючем и прожекторных вышек из носового орудия совершенно сбивая немцев с толку, непонимающих, что происходит и откуда стреляют внутри залива. Десанту удается без потерь вернуться на лодку, которая благодаря слаженной работе экипажа и везению уходит без повреждений.
Казалось бы с одной стороны Маринеско сделал больше чем мог бы другой командир, с другой при возвращении на базу и оскорбленный встречей одного из партийных работников, обругавших его за невыполнение главной задачи, командир отдает приказ на срочное погружение. Лодка прямо у пирса ложиться на дно и моряки сутки празднуют возвращение на базу несмотря на все попытки командования достучаться до них. Поступок достойный суда, но спасает приказ сверху о награждении экипажа лодки. Маринеско получает орден Красной звезды. Командир и без того известный, становится легендой на которого равняются молодежь, что не может не беспокоить командование базы.
Поводом для очередных неприятностей служит история с иностранной гражданкой. После артиллерийской дуэли с немецким транспортом «Зигфрид» лодка С-13 встает на ремонт в уже вышедшей из войны Финляндии и благодаря этому советские лодки получили возможность перебазирования в финские прибрежные города. В Турку Александр Иванович, знакомиться с симпатичной хозяйкой гостиницы и пропадает на два дня, гуляя в ресторане вместе со своим другом, Сидоренко. Командование ищет его, а он развлекается с барышней. Этого Сидоренко снимают с должности и отправляют в действующую армию, Маринеско за самовольное оставление боевого судна в военное время, тоже хотят предать трибуналу, но адмирал В.Ф. Трибуц дает возможность искупить свой проступок кровью. Фактически с-13 становится первой и единственной штрафной подводной лодкой. Да собственно она и вообще единственная из средних лодок оставшихся в строю на Балтике к 1945 году, поэтому в ней остро нуждались в виду будущих наступательных операций. С командиром проводят беседу и отпускают лодку в море. Он разумеется понимал, что от результата похода зависит его дальнейшая судьба. 9 января 1945 года, С-13 занимает свою позицию в районе Данцигской бухты, 13 дней лодка ждет, несколько раз встречая одиночные корабли, но командир не дает приказа на атаку, боясь выдать свое местоположение, рассчитывая на более крупную цель. В конце концов после почти 20 дней бесплодных поисков, 30 января 1945 года, Маринеско встречает группу целей, среди судов охранения, двигается огромный круизный лайнер «Вильгельм Густлофф» на котором эвакуировались из города многочисленные офицеры и солдаты Германии. В том числе и беженцы. По современным оценкам на борту должно было находиться 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision), 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и около 3000 детей.
Видимость в районе была слабая, а скорость цели весьма высока, преследовать ее было невероятно сложно. Маринеско ведет лодку со стороны берега параллельным с лайнером курсом, это и рискованнее и сложнее, зато шесть миноносцев сопровождения не ожидают атаки с этой стороны. Спустя два часа погони, командир принимает весьма смелое решение форсировать двигатели и идти на резкое сближение, одновременно открывая свое местоположение для кораблей охранения, дав команду на всплытие. Выпустив четыре торпеды, из надводного положения, три из которых попадают в лайнер а четвертая застрянет не выйдя из торпедного аппарата, позднее моряки втянут ее обратно в лодку, С-13 сразу же погружается. По данным, собранным военными историками, в результате той атаки погибло 4855 человек, из которых 405 были курсанты-подводники, 89 - члены экипажа, 249 - женщины, проходившие на флоте военную службу и 4112 - беженцы и раненые.
Тут сказывается недостаток глубин у берега и миноносцы примерно определяют район нахождения лодки, начиная сброс глубинных бомб. Маринеско усиленно маневрирует между разрывами и так удачно, что ни одна из 240 сброшенных немцами бомб не достигает цели. Когда после войны ему говорили о его везении он со смехом отвечал: «Когда мне говорят о моей везучести, я смеюсь. Хочется ответить по-суворовски — один раз повезло, два раза повезло, ну положите что-нибудь и на умение...». Как только обстрел прекратился, лодка дает полный ход и уходит из опасного района.
Известие о гибели суперлайнера облетает все немецкие прибрежные города. Гитлер в ярости, советское командование в восторге от действий своего не слишком дисциплинированного командира, которого в войсках за глаза уже называют корсаром. Тем не менее Маринеско не торопится на базу, произведя мелкий ремонт и перезарядив торпедные аппараты лодка начинает поиск новой цели. С которой помогает балтийская авиация, скинув координаты замеченных судов противника. Прибыв в указанный квадрат Маринеско обнаруживает крейсер типа «Эмден» в боевом охранении из шести эсминцев новейшего типа «Карл Галстер», двигавшихся в сторону Германии.
Начинается погоня в которой С-13 обгоняет корабли и производит залп из кормовых аппаратов, их всего два и шансов на попадание в цель меньше, но тем не менее, залп получается на редкость метким. Вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» затонул в считанные минуты. Не погружаясь, лодка увеличивает скорость и уходит от кораблей противника. Сразу за один поход, счет потопленного тоннажа, выводит Маринеско на первую строку успешных командиров подводного флота и превращает и без того известного человека в настоящую легенду. Но несмотря на грандиозный успех, командование все таки помнит о прошлых проступках и награждает командира всего лишь орденом Красного знамени, решено звание героя не давать.
В различных вариантах биографии моряка есть несколько версий дальнейших событий и решении адмирала Кузнецова о увольнении Маринеско с лодки. Я придерживаюсь той, которую сам слышал от деда. Не знаю насколько это правда, но в целом укладывается в его характер.
Премию полагающуюся за потопленный тоннаж, выплачивают. Сумма приличная и на эти деньги Маринеско в Финляндии приобретает автомобиль Опель. По советским временам, да еще и в разрушенной войной стране вещь совершенно неслыханная. И когда приходит приказ на перебазирование в Прибалтику, бросать автомобиль он не захотел. Его привязали к корпусу лодки и так в надводном положении транспортировали на базу. К сожалению этот поступок послужил последней каплей, а так как война закончилась и в боевых качествах командира перестали нуждаться, вышел приказ Кузнецова, об отстранении от занимаемой должности и разжаловании до звания старшего лейтенанта, а затем увольнении без пенсии.
1946-1948 годы, Александр Иванович работает помощником капитана на нескольких торговых судах, пытается привыкнуть к мирной жизни. К сожалению здоровье начинает портиться, ослабляется зрение, случаются эпилептические припадки. Зато в личной жизни случаются приятные изменения, он знакомиться с радисткой Верой Громовой, которая становится его второй супругой, рождается вторая дочь Таня.
После увольнения по причине слабого здоровья, Александр Иванович вместе с супругой перебирается на берег, где Смольнинский райком, рекомендует его на должность замдиректора по хозяйственной части в Институт переливания крови. Тут проявляется и характер Маринеско, отказавшийся выделять директору материалы для постройки дачи, получается конфликт с начальником. И тот не задумываясь написал на своего подчиненного заявление о якобы растрате социалистической собственности. Маринеско незадолго до этого, раздал работникам института списанные торфяные брикеты. А так же взял с работы домой, валявшуюся во дворе ржавую кровать. Припомнили ему и якобы три прогула. Все вместе потянуло на уголовное дело. При чем в первый раз прокурор снял обвинение, а заседатели высказали свое особое мнение в надуманности материалов дела. Но тем не менее сверху пришел сигнал и Александра Ивановича осудили другим составом суда. Дали три года.
Надломленное здоровье и тяжелое психологическое состояние сказались на отношении Маринеско к самому себе и в заключении, как и в тяжелом походе он собрался и старался подбодрить родных. Писал веселые и оптимистичные письма жене: «Живу, работаю и считаю время не сутками, а часами. Их осталось около 1800, однако если выкинуть часы сна, то выходит 1200. В баню сходить восемь раз, хлеба скушать семьдесять килограммов». После освобождения, вернулся в Ленинград, работал некоторое время грузчиком, топографом и наконец устроился на завод «Мезон» в отдел промышленного снабжения. Как и везде, простые рабочие, как некогда моряки, любили веселого Александра Ивановича, а начальство недолюбливало за манеру говорить правду в глаза, даже острую. Он говорил о том времени: «Я много себе там позволяю. В заводской газете пишу критические статьи, возражаю начальству. Все сходит. Ну, а с рабочими я ладить умею». Тем не менее Маринеско не любит распространяться о своем военном прошлом и козырять орденами или победами, сослуживцы узнали о его подвигах только из газет и были очень удивлены.
Дочь Маринеско рассказывала, что у ее отца было множество интересов: «В юности он хорошо боксировал. Неплохо рисовал красками и карандашом, в основном — корабли и море. Любил танцевать чечетку — специально брал у одного моряка уроки. Прекрасно пел украинские песни. А во время отпусков садился в лодку и отправлялся рыбачить».
В ноябре 1960 г. Приказом Министра Обороны Маршала Р. Я. Малиновского Маринеско был восстановлен в воинском звании, в рядах партии, ему была определена пенсия.
В личной жизни моряка, снова перемены, он жениться в третий и последний раз на Валентине Александровне, тут уже мой дед вспоминал, что жили они чрезвычайно бедно даже по советским меркам. Придя в гости к Маринеско, моего дедушку посадили на старый колченогий стул, а Александр Иванович сел на ящик. У них в доме не было второго стула, стол представлял собой несколько струганных досок, положенных на такие же ящики, как и сидел подводник. Тем не менее, чувствовал он себя прекрасно и с юмором относился к бытовой неустроенности. В конце 1962 года у Маринеско обнаруживают опухоль горла и пищевода, делают операцию. Александр Иванович и тут ведет себя очень достойно, не плачет не жалуется на жизнь. Несмотря на плохие прогнозы, надеется на благополучный исход, часто спрашивает родных, что происходит за стенами госпиталя, интересуется событиями происходящими в стране.
Умер Александр Иванович 25 ноября 1963 г., в пятидесятилетнем возрасте.
При пересмотре его дела в Ленинградском горсуде подсудимый посмертно был полностью оправдан. 5 мая 1990 г. Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ: «За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941?1945 гг. присвоить звание Героя Советского Союза (посмертно) капитану 3 ранга Маринеско». 25 ноября 2001 имя командира Краснознаменной подводной лодки С-13 занесено в Листы Памяти Золотой Книги Санкт-Петербурга. Кроме того в Санкт-Петербурге основан «Музей подводных сил России им. Маринеско».
Вот такая биография у подводника номер один. Мне сложно судить Александра Ивановича, его короткая жизнь была наполнена яркими событиями и он распорядился ею, как художник широкими мазками.
Неугомонный характер и сила воли сделали из простого одесского мальчишки, настоящего корсара Балтийского моря. Конечно флот это железная дисциплина и Маринеско со своими чудачествами не вписывался в этот строгий ряд, но может быть именно эти качества, умение действовать не шаблонно, принимать неожиданные для противника решения и послужили его смертельной для врага эффективности и сделали его лодку С-13, бессмертной. Даже сейчас идут разговоры о гибели лайнера «Вильгельм Густлофф», есть мнение, что это был акт якобы идущий вразрез с человечностью и тому подобные заявления. Но лично для меня, никакого вопроса нет, корабль шел под военным флагом Германии, а не Красного креста, это был безусловно военный объект и командир имел все права его атаковать. Более того, это его обязанность, как командира советской подводной лодки. Подводя итог нашего рассказа об этом человеке, можно с уверенностью сказать, что он вошел в историю подводного флота, достойным офицером и командиром, на которого не бросают тень, даже все его знаменитые загулы.
И то что к нему вернулась слава и почитание потомков, становится свидетельством того, что рано или поздно история всех рассудит правильно
Вложения: |
2.jpg [ 36.12 KiB | Просмотров: 2255 ]
|
3.jpg [ 60.48 KiB | Просмотров: 2255 ]
|
4.jpg [ 129.69 KiB | Просмотров: 2255 ]
|
_________________ ««Прежде всех богов был Мумму, дух чистого хаоса…»» @Вавилонская мифология
|