воскресенье, 10 июня 2012 г.

Палитра живописца

Выбор цветовой гаммы - очень важная задача для художника. Профессиональные художники обладают огромным опытом работы с цветовыми решениями и наизусть знают названия и свойства красок. Но что же делать начинающим художникам? Как раз начинающим я и хочу помочь в этом вопросе.

В этой статье я поделюсь своим опытом по работе с пигментами, и дам несколько советов начинающим.

Итак, правила живописца:

1. НЕ ПОКУПАТЬ МНОГО ПИГМЕНТОВ СРАЗУ.
    В Интернете я не так давно обнаружила статьи о том, что существует несколько палитр: для пейзажной живописи, портретной, для натюрмортов и так далее. Что для портрета нужно использовать розоватые оттенки, красную охру, лиловые пигменты и много чего еще... для пейзажа - множество оттенков зеленого - от виридоновой до изумрудной и окиси хрома. Скажу Вам сразу - не верьте подобным статьям, не принимайте их всерьез!
    Профессиональный художник должен уметь извлекать всего из нескольких основных пигментов множество оттенков, а если он этого не умеет, то он - не профессионал, и ему нужно много и упорно учиться.
    На палитре художника должны быть только основные оттенки:
- белый
- желтый
- красный
- голубой
- коричневый
- зеленый
Вот основные 6 цветов, без которых обойтись нельзя. Без всех остальных - можно и нужно. Помните это правило.

2. НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЕРНОЙ КРАСКОЙ В ЖИВОПИСИ ЦВЕТОМ.
   Черный масляный пигмент это, чаще всего, сажа газовая. Ее почему-то очень любят многие художники.
    Сказать на это можно только одно: в природе не существует черного цвета. Есть очень темные оттенки, но черного нет. Если Вам так хочется черного - смешайте голубой, коричневый и красный в разных пропорциях, и Вы получите прекрасный, сочный, очень темный цвет, который будет, к тому же, глубоким, в отличие от чисто черного, "глухого" цвета.
    Если хотите использовать технику гризали, или писать просто черно-белые картины - то, тогда, без сомнения, используйте сажу газовую и титановые белила. 

3. РАСПОЛАГАЙТЕ ЦВЕТА НА ПАЛИТРЕ В СВЕТЛОГО К ТЕМНОМУ, ОТ ТЕПЛОГО К ХОЛОДНОМУ.
    Так Вам будет легче найти нужный оттенок, а также - избежать случайного смешивания и загрязнения красок на палитре.

4. СОСТАВЬТЕ СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ ЦВЕТОВ.
    Вот список красок, которыми я сама пользуюсь. Это минимум оттенков, но эти краски оправдали себя, как стойкие, сочные, яркие и прекрасно смешиваемые друг с другом.

  Белила титановые. Есть еще свинцовые и цинковые. Свинцовые не рекомендую использовать из-за наличия в них тяжелого металла свинца, который накапливается в организме и вызывает отравление.
Цинковые белила имеют сероватый оттенок в сравнении с титановыми, более прозрачные и темные в смешении с другими пигментами. При смешивании и высыхании дают голубоватый оттенок.
Титановые белила - стойкие по цвету, но имеют тенденцию к осыпанию и окрашиванию даже через длительное время после высыхания. Однако это самые светлые из белил, дают теплые оттенки при смешивании, обладают превосходным покрывным эффектом и дают убедительные световые пятна полотну. Я пользуюсь белилами от фирмы "Мастер-класс".

Кадмий желтый светлый. Яркий желтый пигмент теплого оттенка. Незаменим для создания сложных оттенков. Я применяю этот пигмент для живописи любых предметов, будь то пейзаж, натюрморт или портрет. В сочетании с зелеными пигментами дает цвет сочной и яркой зелени, в сочетании с белилами и красными пигментами легко добиться телесного цвета для написания портрета. Покупаю кадмий желтый у фирмы "Мастер-класс".

Неаполитанская желтая. Абсолютно незаменимый пигмент, по цвету напоминает охру, только более светлый по оттенку. Очень естественный цвет, причем обладает прекрасным свойством - прозрачностью. Неаполитанская желтая - не покрывная краска, при смешении с другими пигментами, не забивает их, а возводит цвет на нужный уровень. Лучшая неаполитанская желтая - у фирмы "Мастер-класс", однако есть еще неаполитанская светло-желтая, которую можно купить у фирмы "Сонет". Это тоже превосходная краска, гораздо светлее по тону и цвету неаполитанской желтой. Используется в портретной живописи и живописи светлых поверхностей в натюрморте.

Охра светлая. Очень важная краска на палитре художника. Обладает прозрачностью, что позволяет ее удачно использовать в лессировке, при смешении с другими пигментами дает насыщенные холодноватые оттенки.

Кадмий красный темный. Очень яркий красный пигмент, нашедший самое широкое применение на моей палитре из-за своей "универсальности" - кадмий можно смешивать с любыми оттенками, использовать в смешении с зелеными пигментами для письма зелени в пейзаже, использовать в портретной живописи, изготовлять из него темную краску (вместо черной на картине). Однако будьте осторожны: кадмий - тяжелый металл, который может вызвать отравление. Когда используете эту краску, не прикасайтесь к лицу и тщательно мойте руки после работы. Это касается и кадмия желтого светлого, обе эти краски изготовлены с добавлением тяжелого металла.

Краплак красный прочный. Восхитительная по цвету краска, стойкая, и, в то же время, прозрачная. Густая краска имеет насыщенный пурпурный оттенок, который ни с чем не спутаешь, разведенная - пурпурно-розовый цвет. В каком-то смысле эта краска работает даже лучше, чем кадмий красный темный, если применять ее для создания очень темного оттенка. Прекрасно смешивается с холодными оттенками, такими, как ультрамарин, эти оттенки не мешают друг другу.  Я применяю краплак для создания сверхтемных тонов на холсте, а также - для письма изысканных тканей.
Краплак - в каком-то смысле краска Тициана, и художников позднего Возрождения.

Марс коричневый темный. Еще одна универсальная для меня краска коричневого оттенка. Многие живописцы используют умбру, но я считаю, что умбра хороша в акварели, в масляной живописи это недостаточно яркий, недостаточно стойкий и недостаточно сильный цвет. Марс - средней степени темная краска, теплого оттенка, стойкая, обладает хорошим покрывным эффектом, удачно смешивается с остальными пигментами и может быть использована в пейзажной, портретной или натюрмортной живописи.

Ультрамарин светлый. Яркая, стойкая, прозрачная краска. Может быть использована в сильно разведенном виде для лессировок, а может быть смешана с другими пигментами в пастозной живописи. Не смотря на свою прозрачность, ультрамарин является очень сильным пигментом, его следует использовать с осторожностью, и, при создании нового оттенка, смешивать с другими красками очень аккуратно и небольшими порциями.